Сэм Харрис - ученый, философ-атеист, писатель
Популяризирующий атеистическую идеологию, Сэм Харрис, кроме прочего, в своих работах ставит вопрос о разделении интересов церкви и государства. Возможно ли это? Будучи обладателем докторской степени по философии в области нейробиологии, он критикует религию с позиции научного скептицизма. Раскрывая истинную ее суть, призывает к свободе вероисповедания, доказывает необходимость и доступность публичной критики церковных догм.
Кто такой Сэм Харрис?
Серьезно заявил о себе книгой «Конец веры», которую начал писать после актов террора в США в 2001 году. За эту работу в 2005 г. получил литературную награду. Книга была в лидерах по рейтингу больше 30 недель. Получил докторскую степень престижного университета. Одним из направлений диссертации были исследования участков коры мозга с помощью магнитного резонанса в ответственные моменты принятия человеком решений. Изучались влияния факторов при определении суждений и мотиваций к действию по различным вопросам, в том числе связанных с верой и ее отсутствием.
Будучи автором литературных и публицистических работ о философии и религии, резко высказывается в них о необходимости пересмотра подходов к морали, вере, теории лжи, свободе волеизъявления и мышления, исламском радикализме и терроризме. Сэм Харрис является соучредителем фонда «Проект Разум». Читает лекции в престижных университетах. Появляется на телевидении в документальных проектах, активно дискутирует с известными религиозными деятелями, отвечает на критику своих книг.
Жизненная позиция
Считает, что нельзя больше медлить и пора открыто, свободно и аргументированно начинать обсуждать религию, чтобы она не была преградой для развития научного прогресса. Харрис вырос без принуждения к вере в бога. Не скрывает, что, будучи студентом, имел опыт воздействия на свою психику наркотиков. Сэм Харрис отмечает, что, принимая экстази, получал возможность чувствовать «прозрения».
В колледже занимался боевыми единоборствами. Уехал после первого курса университета в Индию, чтобы приобщиться к духовной практике медитаций. Испробовал под присмотром буддийских и индуистских учителей различные техники. Считает, что можно получить «просветление ума» и без воздействия наркотических препаратов, и старался добиться этого, экспериментируя над собой. Спустя 11 лет вернулся в университет, окончил обучение, став ученым философом с докторской степенью.
Биография
Сэму Харрису сейчас 49 лет. На свет появился в Лос-Анджелесе в апреле 1967 года. Вырос в семье Беркли и Сьюзан Харрис. Его отец – актер, а мать – продюсер и создатель телевизионного сериала (комедии). В колледже серьезно занимался боевыми искусствами и даже был наставником в группе. Поступил в Стэнфордский университет и окончил его с перерывом в учебе на 11 лет. Бакалавр философии с 2000 года.
Что о своей личной жизни говорит Сэм Харрис? Книги и биография после их выхода тесно связаны. Рассуждать о семейных ценностях философ-атеист не любит, ссылаясь на соображения безопасности в век нетерпимости. Критикуя в своих работах связь религиозных верований и терроризма, рискует сам стать мишенью фанатиков и подставить под удар своих близких. В браке с 2004 года. Его жена, Аннака, редактор литературы и соучредитель фонда «Проект Разум», основанного для распространения знаний об окружающем обществе для благих целей. У пары в браке две дочери.
Сэм Харрис: книги
Наиболее значимой и основополагающей была его дебютная работа. К написанию ее подтолкнули трагические события 2001 года в США. О чем книга «Конец веры»?
Сэм Харрис в ней пытается анализировать «схватку» религии с прогрессирующим разумом меняющегося современного общества. В качестве доводов приводит исторические параллели, акцентируя внимание на событиях, когда слепая и безграничная вера приводила к злу и бедствиям. Открыто призывает общество отвергнуть возможность активного вмешательства церкви и вообще организованной религии в дела государств и мировую политику.
После многочисленной критики попытался донести свою мысль и отстоять идеологию в «Письме к христианской нации» (2006 г.). Спустя четыре года полемики и дискуссий выходит в свет его «Моральный ландшафт» (2010 г.). В этой работе автор пытается донести посыл о том, что только наука может разъяснить сложные вопросы моральных ценностей и их влияние на благосостояние отдельного человека и общества в целом.
В следующей работе, небольшом эссе, увидевшем свет в 2011 году, «Ложь» («Лживость»), Харрис рассуждает об истоках и природе этого порока. В 2012 году выходит еще одно небольшое документальное повествование о «Свободе воли». Завершает на данный момент список авторских изданий его пособие-руководство («Пробуждение», 2014 г.) по сохранению духовности без участия религии.
Критика
Многократно выступал в защиту своих идей и мировоззрения, доказывая несостоятельность обвинений в проявлении нетерпимости и ненависти. Сэм Харрис осуждался за то, что пытался оправдать применение пыток (судебная практика) в особых случаях и как исключение из правил. Его оппонентов не устраивает желание автора подать и объяснить проблемы науки о моральных ценностях в упрощенном виде.
Особое мнение Харриса по поводу психологии радикально настроенных исламистов и террористов, идущих на смерть ради веры, также вызывает волну непонимания и недовольства. Критикуется за определения понятия «религиозного фанатизма». За активную позицию его причисляют к «вестникам Апокалипсиса». Многие также утверждают, что в его работах нет новой информации, а упомянутые исторические факты просто подаются в новом и искаженном автором атеистическом видении сути событий.
Поддержка
Его книги популярны, послушать лекции собираются полные залы, дискуссии на телевидении поднимают рейтинги программ, где присутствует Сэм Харрис. «Ложь», его небольшое эссе, было напечатано отдельным изданием. Поддерживают его и единомышленники. Даже критики находят в его текстах рациональное зерно.
Трудно оспаривать явные и очевидные проблемы веры, на которые веками пытаются закрывать глаза и которые поднимает на поверхность Сэм Харрис. В своих работах он ставит вопрос ребром и призывает ответить тех, кто считает уместным благодарить бога за приятные каждодневные мелочи. Особенно актуально это в то же самое время, когда невинные дети, родившиеся в другой вере, обществе с иными моральными ценностями и идеалами, страдают и умирают в страшных муках.