Понятие ситуационного анализа. Исследование ситуационного анализа

Ситуационный анализ - это попытка проанализировать насколько внешние факторы (например, нестабильность экономики государства в целом) оказывают влияние на деятельность той или иной компании. Причем на эти обстоятельства сама фирма (или предприятие) повлиять никак не может - это не в ее компетенции.

Чем эта технология хороша? А, тем, что она годится не только для какой-то одной отдельно взятой ситуации, а для целого их комплекса. В этом заключается универсальность метода и его простота.

Зачем надо проводить анализ

Проводить его необходимо, чтобы бизнес мог успешно развиваться дальше. В процессе анализа сначала определяют все негативные факторы, влияющие на деятельность предприятия, а затем находят способы устранения последствий этих критических обстоятельств. Конечно же, полностью исключить в дальнейшем повторение подобных случаев вряд ли получится, но можно попытаться свести к минимуму издержки и затраты компании в ходе своей деятельности. Именно этим и занимаются профессионалы, специализирующиеся на ситуационном анализе. Причем проводить подобные мероприятия надо на постоянной основе, чтобы быть все время в курсе ресурсов не только своего предприятия, но и своих конкурентов. Анализ позволяет оценить объективные данные практически всех субъектов, вышедших на рынок: поставщиков, изготовителей, клиентов и так далее.

В чем суть процедуры

Исследование ситуационного анализа, проведенного в конкретный период времени, позволяет проанализировать все изменения, произошедшие на рынке; деятельность предприятия в этих новых рыночных условиях, а также выработать правильную тактику и стратегию на будущее, чтобы компания сохраняла свою конкурентоспособность, выгодную ценовую политику, а также достойное качество своей продукции или услуг.

На заметку! Целью проведения ситуационного анализа является создание не только новых стратегических приемов, но и усовершенствование «старых». То есть тех, которые уже есть, просто повысив их эффективность.

Задачи ситуационного анализа

Грамотно и вовремя проведенный анализ помогает решить следующие задачи:

  • Показать во всех тонкостях директору и руководителям различных подразделений картину того, в каком положении в данный конкретный момент находится фирма.
  • Определить слабые и сильные стороны хозяйственно-производственной деятельности компании. То есть трезво оценить существующее положение дел и дать объективную оценку.
  • Исследовать перспективы развития предприятия в будущем. Насколько шансы обогнать своих конкурентов реальны.
  • Дать возможность с помощью ситуационного анализа организации руководству даже процветающей фирмы «спуститься с небес на землю» и «наметить новые горизонты» (то есть еще более перспективные, чем есть на данный момент), так как «нет предела совершенству».
  • Стать толчком для определения способов и методов выхода из кризисной ситуации; а также разработать новые стратегические решения.
  • Выявить контингент своих потребителей; охарактеризовать их, лучше узнать их желания в приобретении того или иного товара (или услуги); а также оценить запросы рынка и быстроту его развития.
  • Понять, используя системно-ситуационный анализ, перспективу своей конкурентоспособности. Это можно сделать только обладая информацией о достоинствах и недостатках своих соперников по бизнесу. Причем анализ будет более результативным в том случае, если во внимание будут приниматься не только действующие, но и возможные конкуренты.

Важно! Итогом исследования непременно должно стать появление новых идей и целей (ситуационный анализ, непременно, станет настоящим толчком в этом).

Порядок проведения

Теоретически в ходе исследований происходит тщательное изучение таких основных направлений деятельности любого предприятия, как непосредственно само производство, кадровая служба, снабжение, сбыт, финансы и многое другое.

На заметку! На практике ситуационному (маркетинговому) анализу подвергаются только те сферы, которые в данной конкретной критической ситуации являются наиболее важными и уязвимыми. Тем более что полный комплекс исследований обойдется предприятию «в копеечку». Не каждый может это себе позволить.

Метод ситуационного анализа предполагает наличие нескольких стадий:

  • Определения и формулирования ситуации, представляющей собой проблему.
  • Установления основных факторов, определяющих развитие той или иной ситуации.
  • Выработки единой концепции исследования.
  • Определения объекта, который должен быть подвергнут анализу.
  • Непосредственно само исследование.

Важно! Анализ может быть проведен исключительно под руководством директора (или гендиректора) компании. Именно он обращается к маркетологам с просьбой провести необходимые исследования всех аспектов своей деятельности.

В процессе работы часто используют листы-опросники и разнообразные анкеты. Проведение ситуационного мониторинга заканчивается оформлением отчета, в котором отражают все проблемы компании; пути выхода из них, включая новую стратегию, которая позволила бы администрации предприятия адекватно реагировать на все перемены, происходящие на рынке, и способы, помогающие добиться положительных результатов в хозяйственно-производственной деятельности фирмы в сложившихся условиях.

Особенности применения

Если вы думаете, что анализ применяют исключительно в кризисные моменты, которые периодически случаются с каждой компанией, то вы очень ошибаетесь. Все совсем не так. В международной практике метод ситуационного анализа используют в обязательном порядке один раз (как минимум) в полгода. Причем это никаким образом не связывают с текущим положением дел на предприятии.

На заметку! Использование подобных исследований позволяет даже успешным фирмам увидеть новые возможности для дальнейшего процветания и проблемные моменты, которые могут возникнуть в будущем.

Технологические приемы установления основных факторов, влияющих на ситуацию

Сегодня применяют следующие способы:

  • так называемую мозговую атаку;
  • анкетирование, состоящее из двух этапов;
  • факторный анализ (то есть, исследование основных моментов, оказывающих влияние на конкретную ситуацию);
  • шкалирование;
  • модулирование ситуации;
  • кейс-метод.

«Мозговая атака»

Значительную роль при использовании подобного способа отводят директору компании, который и возглавляет каждое заседание экспертной комиссии. На практике это выглядит, как обычное производственное совещание, на котором обсуждают ту или иную возникшую проблему; основные факторы, приведшие к критической ситуации; а также способы их устранения.

«Мозговая атака» состоит из двух этапов:

  • Первый. Включает в себя генерирование разнообразных идей и мнений. Основная цель этого этапа установить доброжелательную обстановку, позволяющую абсолютно всем высказаться и донести свою точку зрения до остальных. В результате должна сложиться наиболее полная картина основных обстоятельств, влияющих на развитие ситуации в целом. В процессе высказываний председатель (то есть директор) комиссии не должен выказывать поддержку тому или иному оратору. Каждое мнение (или идея) должно быть подвергнуто обсуждению, даже если на первый взгляд оно кажется заведомо бесперспективным или абсурдным.

На заметку! Если в ходе «мозговой атаки» председатель экспертной комиссии поддерживает лишь то, что ему кажется «имеет право на жизнь», то, скорей всего, ценность подобных совещаний будет сведена к нулю.

  • Второй. Обсуждение высказываний и мнений, их анализ и выработка единой позиции по конкретной проблеме. На этом этапе, проанализировав все факторы, которые были выявлены первоначально, оставляют лишь те, которые кажутся главными. Для того чтобы это осуществить наилучшим образом, целесообразно разделить всех специалистов, участвующих в «мозговой атаке» на два лагеря: сторонников идеи, которые приводят определенные доказательства в пользу высказанной точки зрения; и противников, которые также рьяно опровергают ее. Председатель комиссии, внимательно выслушав всех, выносит свой вердикт по поводу важности того или иного фактора с точки зрения его действия на сложившуюся ситуацию.

Важно! Если в ходе ситуационного анализа, проводимого подобным образом, комиссия приходит к выводу, что некоторые моменты были совсем неоправданно причислены к основополагающим, то их немедленно исключают из общего списка. И наоборот, если специалисты в процессе обсуждения выявляют наличие дополнительных факторов, существенным образом влияющих на положение дел в компании, то их сразу же вносят в перечень, подлежащий более детальному обсуждению.

Двухэтапное анкетирование

На первом этапе данной технологии каждый из специалистов, приглашенный в состав экспертной комиссии, заполняет анкету (опросный лист), специально разработанную для подобных ситуаций. В ней участники указывают все факторы, которые, по их мнению, влияют на положение дел в компании; а также дают собственное обоснование того, почему именно эти моменты они относят к числу наиболее важных. Причем все обстоятельства располагают по степени их влияния на ситуацию (в порядке убывания по важности).

На втором этапе ситуационного анализа предприятия начинается рецензирование ранее заполненных анкет, которое проводится в перекрестном режиме. Имеется в виду, что опросные листы, заполненные одними участниками исследования, подвергаются анализу другими специалистами. То есть они либо соглашаются с выдвинутой версией, либо аргументированно отклоняют ее, производя обязательное ранжирование всех представленных факторов.

При этой технологии в состав комиссии еще входит аналитическая группа, которая занимается обработкой полученных анкетных данных. По окончании своей работы аналитики представляют отчет руководителю предприятия, который и принимает решение по поводу основных факторов, влияющих на ситуацию.

На заметку! И «мозговую атаку», и двухэтапное анкетирование можно абсолютно точно отнести к разряду универсальных технологий, которые прекрасным образом можно использовать не только для определения основных моментов, влияющих на хозяйственно-производственную ситуацию компании, но и для быстрого решения других задач ситуационного характера.

Факторный анализ

Подобной технологией можно воспользоваться для маркетинговых исследований и ситуационного анализа. В основу метода положено предположение об аналитической зависимости статистических данных на плановые и фактические показатели, отражающие существующую ситуацию. В процессе факторного анализа определяют не только перечень обстоятельств и их классификацию (то есть, внутренние или внешние; существенные или несущественные; основные или неосновные), но и коэффициенты (или нагрузки), которые характеризуют влияние каждого из заявленных моментов на показатели, отражающие истинное состояние и развитие ситуации в целом. Полученные результаты позволяют произвести ранжирование факторов по степени их важности в плане влияния на положение дел в компании.

Шкалирование

Большой информационный поток не всегда является благом. Так и в этом случае: слишком большое количество факторов может привести к снижению эффективности проводимого анализа. Чтобы этого не случилось, необходимо продифференцировать все поступающие данные о сложившейся ситуации, то есть снизить их количество и повысить содержательность. С помощью метода многомерного шкалирования можно решить все эти вопросы. В результате исследований все обстоятельства подвергаются тщательному анализу и ранжируются. В итоге получается своеобразная шкала.

Моделирование ситуации

Этот способ позволяет получить более полную картину сложившегося положения дел и определить, что является движущей силой процесса. Никто спорить не будет, что главным показателем экономической деятельности любой компании является исключительно прибыль. Это так.

А от каких факторов прибыль зависит? Конечно же, от объемов производства, себестоимости продукции, текущего ее спроса на рынке, а также от конкурентоспособности. Если каждый из показателей умножить на соответствующий коэффициент, то можно с легкостью рассчитать вполне ожидаемое значение прибыли при наличии тех или иных факторов, в зависимости от которых она находится.

С помощью этого метода можно осуществлять либо долгосрочное (например, лет на пять) прогнозирование, либо краткосрочное. Многое зависит от экономической стабильности в стране в целом.

Кейс-метод

Цель подобной технологии - выявить проблемную ситуацию, ее проанализировать и определить путь выхода из нее. Сам по себе кейс-метод не является исследовательским, проблему представляют через определенный набор фактов-трудностей, с которыми пришлось столкнуться в процессе хозяйственно-производственной деятельности предприятия. Кейс-метод - это способность работать в команде.

Swot-анализ

SWOT-анализ (ситуационный анализ), который был разработан американским профессором Кеннетом Эндрюсом, помогает получить более полную информацию о сильных и слабых сторонах компании и дать старт новым целям и задачам. Аббревиатура SWOT расшифровывается следующим образом:

  • S - strength (сила).
  • W - weakness (слабость).
  • O - opportunities (возможности).
  • T - troubles (проблемы).

В самом названии метода заложены основополагающие принципы любой предпринимательской деятельности.

Этот метод гласит о том, что не надо «зацикливаться» на анализе, а стоит сразу переходить к обозначению главных задач, то есть, определению того уровня, которого вы бы хотели достичь в процессе реализации плана. Причем не надо «витать в облаках» и желать несбыточного. Цель должна быть конкретной, простой и достижимой. Все усилия должны быть сконцентрированы на то, чтобы ее достичь.

Важно! Помните, что второстепенные факторы при подобном анализе совсем не важны.

В заключение

Помимо перечисленных технологий, можно воспользоваться и другими методами проведения ситуационного анализа (примером служат способы квалиметрического исследования или формирования обобщенных критериев). Дерзайте! И у вас все получится!

Комментарии