Олег Каравайчук: биография, произведения

Олег Николаевич Каравайчук – музыкант, который известен не только в России, но и за ее пределами. Однако первая ассоциация, которая приходит в голову, когда слышишь его имя – отнюдь не мысль об успешной персоне в современном понимании этого слова. Воображение скорее рождает образ человека-чудака, нелюдимого, непонятного, живущего в своем эфемерном мире, где нет ни грамма материального. Кто он, чем дышит и что происходит в его личном пространстве – обо всем об этом читайте в нашей статье.

Каравайчук - кто он?

Олег Каравайчук – композитор из России, написавший музыку к огромному количеству фильмов и спектаклей, не только отечественных, но и зарубежных. Произведения автора известны многим, однако личность самого композитора остается загадкой, разгадать которую невозможно. Одни считают его гением, другие — чудаком, человеком со странностями. О нем ходят легенды и слухи, которые превращают реальность в вымысел. Одно можно сказать абсолютно точно: Олег Каравайчук – человек необыкновенный, непохожий ни на кого. Он живет в своем мире, известном ему одному. В этом мире нет места материальному. Все, что происходит вокруг, нисколько не волнует маэстро, ему неинтересно, что о нем думают и что говорят. Его волнует только музыка.

Олег Николаевич Каравайчук родился в декабре 1927 года в Киеве. Музыку он начал слышать еще с малых лет, а когда ему было пять – написал свое первое музыкальное произведение. Он всегда говорил и делал то, что считал нужным, не оглядываясь на мнение других. Темные очки, берет, растянутый несуразный свитер – его манера одеваться в советское время воспринималась как нечто ненормальное. Мужчину часто принимали за шпиона и пытались сдать в милицию. Однако с перестройкой пришло другое восприятие Каравайчука людьми. Он стал легендой, героем, неким персонажем.

Биография

Биография композитора таит в себе много темных историй и белых пятен. Иногда сложно судить, что правда, а что вымысел. Встречается информация о том, что, будучи ребенком, Олег играл перед самим Сталиным, и вождь всех народов подарил мальчугану белый рояль.

В детстве будущий композитор снялся в легендарной картине «Волга-Волга». Родители Олега Каравайчука были людьми интеллигентными. Отец занимался профессионально музыкой – он играл на скрипке, однако мужчину арестовали, когда Олегу Николаевичу было всего два года. Отца композитор практически не знает. У мамы Каравайчука также было консерваторское образование.

В 1945 году Олег Николаевич окончил музыкальное училище по классу фортепиано в Ленинграде. Сразу же поступил в государственную консерваторию, учебе в которой отдал четыре года. Надо сказать, что уже в студенческие годы Каравайчук вел себя, мягко говоря, нестандартно. Например, он часто не сходился во мнениях с профессором, который учил «как положено», а музыканту хотелось делать так, как он «чувствовал». Рос композитор Олег Каравайчук в согласии с собой и только с собой. Он делал только то, что велела ему его внутренняя свобода. В какой-то момент учеба вообще сделалась мукой, и Олег Николаевич перестал посещать занятия. На выпускном экзамене в консерватории он устроил скандал и на долгие годы распрощался с большой сценой.

Деятельность

Почти два десятилетия Олег Николаевич Каравайчук проработал в кино. Проявления свободы сделали его любимчиком кинорежиссеров России. На счету композитора более ста пятидесяти игровых и документальных лент, к которым он написал музыку. Одними из самых удачных работ считаются произведения к фильмам «Монолог», «Город мастеров», «Мама вышла замуж». Некоторые произведения Каравайчука, записанные на студии, вошли в состав двух музыкальных сборников — Concerto Grosso и «Вальсы и антракты». Многие музыкальные творения маэстро неизвестны российскому слушателю, однако широко почитаются за пределами нашей Родины. Каравайчук написал музыку к нескольким балетам.

В начале 60-х состоялось единственное публичное выступление Олега Николаевича в Ленинградском концертном зале. В следующий раз с широкой аудиторией Каравайчук встретился лишь спустя двадцать лет – в 1984 году композитор исполнял музыку Бетховена и Мусоргского на сцене Дома актера имени Станиславского.

Вплоть до 1990 года концерты Каравайчука запрещались, его сочинения изымались, а семья подвергалась преследованиям. Вероятно, по этой причине композитор стал избегать излишнего общения. Закрытый образ жизни он ведет и по сей день.

Олег Каравайчук: личная жизнь

Некая таинственность всегда окружала композитора, однако с уверенностью можно сказать, что в 50-х и в начале 60-х годов он вел «нормальный» образ жизни, проживал на даче в Лахте, ухаживал за девушками-ленинградками.

О личной жизни Каравайчука практически ничего не известно. Он ни разу не был женат, хотя ходят слухи о большом количестве поклонниц творчества композитора, которые тщетно добивались внимания маэстро. К слову, о женщинах, в которых был влюблен, Каравайчук рассказывает с интересом. Некоторым из них, например, Екатерине II, он посвятил несколько своих вальсов. Современные представительницы женского пола музыканта не вдохновляют. Мужчина сокрушается о том, что мир сильно изменился, и женщины изменились вместе с ним.

Долгое время Олег Николаевич прожил со своей мамой на Васильевском острове. Именно ее маэстро считает самым лучшим и настоящим учителем. По мнению Каравайчука, мама была истинной женщиной, в ее жилах текла французская кровь, а французский язык был ей родным. Женщина окончила консерваторию, дружила с пианистом Горовицем – гением музыки. Мама всегда понимала Олега, она никогда его ни к чему не принуждала, просто была рядом. По словам композитора, таких учителей он больше не встречал.

Где и как он живет

После ухода матери из жизни Каравайчук стал затворником. У него есть небольшой домик в поселке Комарово. На участке среди густых зарослей сразу и не разглядеть крошечную покосившуюся избу. Музыкант не признает современной моды на громадные и, по его словам, «мертвые» безликие дома с голыми участками, где нет деревьев. Он жалеет каждую травинку, птиц, животных, говоря, что в них больше жизни и правды, нежели в современном человеке.

Музыкант любит уединение. Он утверждает, что именно здесь, среди природы, можно замереть и раствориться, и лучше этого состояния для него нет. В моменты полной пустоты, когда нет ни снов, ни мыслей, приходит музыка.

Каравайчук Олег Николаевич говорит: «Все хотели сделать из меня «толкового», правильного». А ему самому это было не нужно. Когда маэстро садится за инструмент, его пальцы начинают жить совершенно отдельной от всего мира жизнью. Окружающие признают гениальность Каравайчука, а он утверждает: «Я не чувствую, что это гениально. Я просто играю, а музыка сама льется из души. Не чувствую себя ни капли гением, а если буду ощущать себя таковым, так не заиграю».

О музыке

Музыку Олег Николаевич пишет по ночам, среди тишины. Ему ничто не мешает, и чтобы творить, не требуется какой-то особой атмосферы. На вопросы о том, случаются ли в его творческой жизни кризисы или мучения, маэстро отвечает, что у него все получается неожиданно, музыка просто приходит в момент, когда мужчина находится в состоянии скуки.

Он старается не думать о музыке, потому что она передает внутреннюю психологию. По мнению Каравайчука, нота, обогащенная философией, гораздо хуже, чем просто нота. О музыке нельзя много думать, нельзя чувствовать или вкладывать смысл, нужно просто играть. Когда приходит вдохновение, главное, чтобы под рукой что-нибудь оказалось – неважно, что это будет – нотная тетрадь или остаток старых обоев.

Он обладает абсолютной формой, над которой бьются годами остальные – именно об этом часто рассказывает собеседнику Олег Каравайчук. «Вальс сумасшедшего» – одно из произведений композитора, которое как нельзя лучше дает представление слушателю об урагане страстей, бушующем в душе автора. Великие вначале делают эскиз, позже оттачивают форму, а Каравайчук может мгновенно играть, как в ударе – «хоть с постели, хоть из гроба». Перед тем как прикоснуться к инструменту, его руки что-то рисуют в воздухе.

Концерты маэстро

Каждый месяц в Музее-квартире художника Бродского проходят концерты Олега Каравайчука. Однако назвать выступления музыканта концертами в обычном понимании этого слова сложно. Всякий раз это импровизация, без определенной программы, без репетиций. На музыкальных вечерах композитор смешивает собственные сочинения с бессмертными произведениями классиков, подавая это под индивидуальным соусом, в манере исполнения, свойственной только ему одному.

Кстати, перед концертом Каравайчук часто просит убрать из зала первые ряды – его инструмент издает слишком мощные звуки, и маэстро боится ненароком оглушить свою публику. Но это, пожалуй, единственная причина, по которой композитор вспоминает о слушателе. По собственному признанию музыканта, он никого не воспринимает на концертах. Чтобы абстрагироваться от суеты, Каравайчук надевает во время выступления на голову наволочку. Последние годы именно в таком виде его созерцал зритель. Сегодня, говорят, маэстро поостыл к этой привычке, однако часто позволяет себе на выступлении что-нибудь необычное – например, играть лежа.

Что внутри

Каравайчук существует в собственном мире, наполненном музыкой. У него нет телевизора, он не читает газет, не интересуется тем, что происходит вокруг, что о нем пишут – ему также неинтересно. Однако есть вещи, которые влияют на музыканта, например, живопись. Каравайчук признается, что это мощнейшая сила, которая может свести с ума. Его очень впечатлило посещение картинных галерей во время визита в Испанию. Также музыканту очень полюбился национальный испанский танец – фламенко.

Он боготворит Петербург. У композитора особое восприятие этого города. Каравайчук делится, что невероятное воздействие на человека производит город на Неве именно в серый день, с серыми и грозными облаками. Это грозная серость, от которой веет величием. А вот внизу – обычная «серятина» и «жалкая человечина».

У музыканта практически нет друзей. Он часто повторяет: «Я живу по Пушкину. Боже, избавь меня от друзей, а от врагов я сам избавлюсь». «…Внешний вид не имеет для меня значения» – поэтому никогда не задумывается о том, как он выглядит, Олег Каравайчук. Интервью музыкант дает неохотно. По его собственным словам, в нем отсутствует нарциссизм. У маэстро нет любимых фотографий, да и не любит он их разглядывать.

У Каравайчука особое отношение к кино. Он его практически не смотрит. Музыкант говорит, что, как и музыка, кино не должно превращаться в трибуну с идеями, экран просто должен что-то показывать.

Зачем я играю?

В настоящее время Каравайчук участвует только в тех проектах, которые интересуют его творчески. В каком бы финансовом положении маэстро ни находился, он отказывается от коммерческих предложений. Главным для себя в музыке он считает совсем не мастерство. Его идея – быть проводником людей в мир прекрасного и нематериального. «…Когда я играю, в слушателе что-то начинает прорастать, и он слышит мир».

К нему долгое время относились предвзято, и только после визита в Великобританию, где Каравайчук выступил на радиостанции BBC для русской аудитории и привел в восторг своей энергией радиоведущих, его по достоинству оценили на родине.

Олег Николаевич Каравайчук работал с Василием Шукшиным, Ильей Авербахом, Кирой Муратовой. Маэстро дружил с музыкантом-авангардистом Сергеем Курехиным, Шостаковичем, учился у Рихтера. Он необычный человек, не просто композитор – он шире и глубже этого понятия. Однако все, что физически осталось от его многолетнего труда, помимо работы в кино, – это два компакт-диска. Поговаривают, что дома у маэстро – целая гора бобин с собственными записями.

Конечно, его талант отмечен некоторыми наградами. Например, в 2002 году Каравайчук получил «Золотого овна» за музыку к фильму «Темная ночь», а в 2009-м — премию Сергея Курехина «За заслуги в развитии современного искусства». В 2010 году маэстро номинировался на премию «Степной волк» в категории «Нечто». Однако, по большому счету, Каравайчук находится вне социальной системы. Он не разграничивает работу и жизнь, потому что музыка для него – эта самая жизнь и есть. И за это его стоит безмерно уважать.

Комментарии
1
Его музыка в кинофильмах всегда меня волновала. Но воочию впервые увидел только в этом фильме ("Последний вальс"). Впечатление невозможно описать. Восхищение его искренностью, т.е. смелостью. И жалость от того, что люди ему не помогали жить. Нуждался ли он в них? Уверен: он никому не усложнил жизнь. А себе? - Только его личные дневники дали бы ответ. Но, похоже, у него их не было. Увы.
Вчера по "Культуре" показали фильм "Последний вальс". Очень понравился. Советую посмотреть всем, кого интересует уникальная музыка и великолепная режиссура.
Хожу под впечатлением от этого фильма второй день. Я ни разу не слышала фамилии композитора, ничего о нем не знала, и фильм стала смотреть случайно, а потом оторваться не могла. Впервые вижу по- настоящему свободного человека. И музыка удивительная!
Да, согласна, тоже видела этот фильм: просто случайно включила канал "Культура" и! такое везение! - не с начала смотрела, но!!! Для меня этот фильм был еще разгадкой таинственной личности: я не знала его по имени, однажды встретила этого необычного человека на Сенной площади, на рынке, в 90-х гг., он поразил своим необычным видом!!! Просто отрешенным и экстровагантым! Потом я узнала, что это композитор, но не узнала его фамилию. И вот вчера все прояснилось! Музыка необыкновенная! Композитор и е
1
Совершенно неожиданное для меня открытие - этот гениальный музыкант. Прекрасно помню его музыку к фильму "Монолог", которая стала живым действующим лицом.
Загадочная, но очень интересная личность.Фильм с его участием, снятый в Ковалёво, оставляет очень сильное впечатление!