Борис Морозов, боярин: биография, наследство
Среди государственных деятелей допетровской России одним из наиболее ярких представителей этой эпохи является ближайший к государю Алексею Михайловичу царедворец ―боярин Морозов Борис Иванович. Оценка его деятельности не может быть однозначной: так, всемерно ратуя за благополучие государства и незыблемость престола, он подчас взваливал на плечи простого народа непосильное бремя экономических тягот, что провоцировало волнения, приводящие к кровавым бунтам.
Восхождение нового царедворца
Боярин Борис Морозов родился на исходе XVI века. Судьба была к нему благосклонна ― он появился на свет не только одним из наследников древнего и знатного рода, но и родственником, хотя и дальним, самому государю. Морозовы и Романовы породнились ещё до восшествия на престол Михаила Фёдоровича.
В 1613 году в Москве заседал Земской собор, решением которого на престол был избран первый представитель династии Романовых - шестнадцатилетний Михаил Фёдорович. Среди участников собора, оставивших свои подписи под исторической грамотой, был и молодой боярин Борис Иванович Морозов. Биография его с этого времени неразрывно связана с вершиной государственной власти.
Мудрый воспитатель
Бояре Морозовы ― Борис и его родной брат Глеб - получили при новом царе должность спальников, что позволило им быстро войти в число «своих» людей и завоевать симпатии самодержца, тем более, что они были с ним почти ровесниками. Когда появившемуся на свет в 1629 году наследнику престола будущему государю Алексею Михайловичу (отцу Петра Великого) исполнилось четыре года, Борис Морозов был назначен опекуном (или, как говорили в те времена, «дядькой»).
Благодаря Борису Ивановичу будущий царь получил разностороннее образование. Кроме постижения основ грамматики и Катехизиса, юный царевич знакомился с гравюрами западных художников и отечественными лубочными картинками. Разглядывая их со своим наставником, он получил представление о движении небесных светил, многообразии животного и растительного мира, а также о жизни людей в иных странах. Сохранились сведения о том, что историю царевич изучал при помощи Лицевого свода ― летописи, иллюстрированной множеством гравюр.
Становление личности будущего царя
Труды наставника не пропали даром ― наследник престола получил обширные знания в самых различных областях. Дошедшие до нас автографы свидетельствуют о том, что писал он грамотно и при этом владел хорошим литературным слогом. Но главный результат воспитания заключался в том, что личность царя не была подавлена требованиями этикета и придворными обязанностями. В своих письмах к близким людям он предстаёт открытым и сердечным человеком. Неудивительно, что Алексей Михайлович до конца дней считал Морозова своим вторым отцом и относился к нему соответствующим образом.
Что же касается собственного образования, то, по воспоминаниям современников, боярин Борис Морозов считал его крайне недостаточным. Говоря об этом, он судя по всему имел в виду незнание им иностранных языков и невозможность читать европейские книги. Собственноручно составленные им документы свидетельствуют о том, что он был образован и грамотен, тем более что в его покоях помещалась весьма обширная и интересная библиотека.
Необходимость государственных реформ
Государь Алексей Михайлович унаследовал престол, когда ему едва исполнилось шестнадцать лет, а буквально через несколько месяцев после этого потерял мать. Поэтому неудивительно, что в столь юном возрасте он хотел иметь рядом мудрого и надёжного правителя, тем более, что обстановка, сложившаяся к тому времени в России, требовала незамедлительных и радикальных перемен во многих областях внутренней политики.
Самые неотложные меры следовало предпринять в устройстве городов, налоговой системе и укреплении централизации власти. Все эти задачи взяло на себя правительство, которое возглавлял верный царский слуга ― Борис Иванович Морозов. 17 век с самого начала принёс России неисчислимые бедствия. Это и самозванцы, появившиеся под именем царевича Димитрия, и нашествия поляков, и страшные неурожаи, ставшие причиной голодной смерти тысяч россиян. Кроме того, сыграли роль и явные ошибки, допущенные в предыдущее царствование. Всё это породило многочисленные проблемы, требовавшие немедленного решения.
На вершине власти
Став российским самодержцем, Алексей Михайлович почти полностью поменял состав правительства, доверив все ключевые посты ближайшим своим людям, среди которых оказался и Морозов. Борис Иванович ― боярин умный и, что очень важно, ― хозяйственный, приступил к осуществлению государственных реформ с той же хваткой, что и к управлению собственными вотчинами.
Государь поручил ему управление несколькими приказами, наиболее ответственными среди которых были Приказ Большой казны (финансы), Иноземный и Стрелецкий. Кроме этого, в его ведении находилась государственная монополия на торговлю спиртными напитками, во все времена составлявшая значительную часть национального бюджета. Таким образом, в руках Морозова сосредоточилась огромная власть ― деньги, армия и контроль за международной политикой.
Реформы, продиктованные жизнью
Наиболее важной из стоящих перед ним задач было наведение порядка в финансовой сфере. С этой целью Борис Морозов провёл ряд мероприятий по сокращению расходов на непомерно разросшуюся к тому времени администрацию. Проведя чистку государственного аппарата, он сменил многих воевод, погрязших в коррупции, и часть из них предал суду. Кроме того, была сокращена дворцовая и патриаршая прислуга, а тем, кто остался на прежних местах, уменьшено жалование.
Прошли реформы и в органах местного самоуправления, а также в армии. Но, как это нередко случается в России, наведение порядка обернулось новыми беспорядками. Разумные и своевременные меры Морозова привели к тому, что большая часть дел, поступавшая прежде на рассмотрение воевод и руководителей приказов, перешла в ведение дьяков и подьячих, которые сразу увеличили поборы, вызвав всеобщее недовольство.
Другой проблемой, которую пытался решить Морозов, был сбор налогов с жителей городов, многие из которых были освобождены от податей, так как числились за слободами монастырей и высшей знати. Проведя поголовную перепись населения, он обеспечил равномерную уплату налогов всеми горожанами. Разумеется, осуществив столь важное начинание, он пополнил казну, но нажил себе много непримиримых врагов. Кроме того, повысив пошлины за ввоз товаров иностранными купцами, он настроил против себя и торговых людей.
Соляные бунты
Последней же каплей, переполнившей чашу терпения жителей Москвы и многих российских городов, было повышение цены на соль, продажа которой являлась государственной монополией. Этой мерой Борис Морозов пытался заменить многие прямые подати. Логика действий была проста ― от уплаты налогов можно было уклониться, но обойтись без соли не мог ни один человек. Покупая у государства этот продукт и переплачивая определённую сумму, он тем самым вносил свою долю сбора налогов.
Но как гласит пословица: «Благими намерениями выстлана дорога в ад». Реформы, направленные на укрепление государства и улучшение жизни его граждан, стали причиной всеобщего недовольства, вылившегося в события, получившие название «соляных бунтов». Направлены они были главным образом против боярина Морозова и возглавляемого им правительства.
К этому времени его положение при дворе значительно укрепилось за счёт женитьбы на сестре царицы Марии Милославской, однако даже ближайшее родство с государем не могло защитить ненавистного боярина от народного гнева. Глухой ропот и всеобщее недовольство вылились в мае 1648 года в активные действия.
Начало волнений
Из хроники тех лет известно, что начались волнения с того, что толпа остановила царя, возвращавшегося с богомолья в Троице-Сергиевой Лавре, и обратилась к нему с жалобами, упрекая Морозова и его чиновников во мздоимстве. Возможно, государь сумел бы успокоить народ, и всё обошлось без открытого бунта, но стрельцы, подчинённые непосредственно Борису Ивановичу, бросились избивать собравшихся плетями. Это послужило детонатором дальнейших событий.
На следующий день толпа ворвалась в Кремль, где к ним присоединились стрельцы, также ущемлённые в своих интересах последними реформами. Бунтовщики разгромили и разграбили царский дворец. Часть восставших проникла в винные погреба, в которых и нашла свою смерть после того, как начался пожар. Вслед за этим были разгромлены и подожжены дома многих бояр, а те из них, кто попался под руку толпе, убиты. Но главным врагом толпы был Борис Морозов. Боярин вызывал в народе такую ненависть, что все требовали его выдачи для немедленной расправы.
Последние годы жизни
Только личное обещание царя отставить Морозова от всех дел успокоило толпу и позволило тому бежать из столицы в Кирилло-Белозёрский монастырь, где он скрывался до полного усмирения бунтовщиков. По возвращении в Москву беглый боярин продолжал заниматься государственными делами, но при этом стараясь не быть на виду. Когда разрабатывалось знаменитое «Соборное Уложение», ставшее на долгие годы основой юридической базы российского законодательства, в работе над ним принял участие и боярин Морозов Борис Иванович.
Биография его в этот последний период жизни свидетельствует о многочисленных душевных и телесных недугах, обрушившихся на этого некогда энергичного и полного сил человека. Скончался Борис Иванович в 1661 году. Царь Алексей Михайлович лично провожал в последний путь своего горячо любимого наставника, которым был для него Борис Морозов.
Наследство покойного досталось его родному брату Глебу, так как сам он к тому времени не имел ни жены, ни детей. Когда же вскоре и брат закончил свой земной путь, то состояние перешло к его сыну, но фактически распоряжалась им его мать ― боярыня Феодосия Морозова, вошедшая в историю своей раскольнической деятельностью и увековеченная на знаменитой картине Василия Сурикова.