Джонни Вайсмюллер: биография, личная жизнь, фильмы
Легендарный американский киноактер Джонни Вайсмюллер, известный по культовой роли Тарзана, родился 2 июня 1904 года в румынском городе Тимишоара. При появлении на свет ребенка нарекли именем Петер, однако в связи с последующим переездом в США родители решили дать сыну более американское имя, и мальчик стал зваться Джонни.
Эмиграция
После того как Петер Вайсмюллер и его жена Элизабет Керш обосновались на новом месте, они постарались сделать так, чтобы Джонни записали как родившегося в американском штате Пенсильвания, благо на тот момент мальчику было всего семь месяцев от роду. В то время выходцы из Австро-Венгрии, эмигрировавшие в Америку, сталкивались с проблемами социального характера, и лучше было получить на ребенка документы, выданные в одном из штатов США.
Семья Вайсмюллеров обосновалась в Чикаго, отец приобрел пивной бар, а мать стала работать поваром в ближайшем ресторане. Первоначально дела шли неплохо, но вскоре бизнес пришел в упадок. Кредиты, взятые в банке, не помогли, и Вайсмюллер-старший разорился. После чего глава семейства запил, быстро превратился в хронического алкоголика, несколько раз проходил курс реабилитации, однако все было напрасно. Доходило до того, что Петер уносил из дома и продавал за бесценок все, что попадало под руку. Элизабет пыталась бороться, но после того как муж поднял на нее руку, подала на развод. Семья Вайсмюллеров распалась, дети остались с матерью.
Плавание
Джонни бросил школу, стал подрабатывать где придется и однажды устроился спасателем в водный спортивный комплекс. Рослый юноша приглянулся тренеру по плаванию Бахраху Уильяму, и тот пригласил его в свою команду. Наставник не ошибся в своих расчетах, Джонни Вайсмюллер сразу проявил себя как талантливый спортсмен и на ближайших соревнованиях выиграл заплывы на пятьдесят и двести метров, оставив всех соперников далеко позади. Тренер был чрезвычайно доволен, он понимал, что нашел настоящий самородок.
Так появился новый американский пловец по фамилии Вайсмюллер. В июле 1922 года Джонни побил мировой рекорд гавайского спортсмена Дьюка Каханамоку на дистанции сто метров вольным стилем. Его результат 58,6 секунды стал первым в истории плавания заплывом, продолжавшимся менее одной минуты.
Спортивные достижения
В феврале 1924 года, на олимпийских соревнованиях, проходивших в Париже, Джонни Вайсмюллер вновь победил Дьюи Каханамоку в стометровке и стал чемпионом. Затем он выиграл заплыв на четыреста метров вольным стилем, а также был первым в эстафете четыре по 400 метров.
Личный рекорд спортсмена по времени на стометровке составил 57,4 секунды. Так взошла и долго оставалась в зените большого спорта звезда по имени Джонни Вайсмюллер. Вид спорта, требующий отдачи всех физических сил, стал частью его жизни. За свою спортивную карьеру пловец установил 67 рекордов и 52 раза завоевывал титул чемпиона США.
Участие в рекламных акциях
В 1929 году Джонни Вайсмюллер заключил контракт с фирмой, производящей одежду для прогулок и спорта. Он стал разъезжать по стране, участвовать в различных ток-шоу, представлениях на воде и театрализованных соревнованиях. Тогда же спортсмен впервые снялся в кино. Это был фильм на тему мифологии, где роль Джонни Вайсмюллера заключалась в появлении бога весны Адониса, одежду которого составлял один только фиговый листок. Критики-моралисты возражали против такого наряда, однако в данном случае их мнение не учитывалось, поскольку важна была историческая правда, а боги одежды не носили.
Начало карьеры в кино
Актером Джонни Вайсмюллер стал в 1932 году, когда подписал семилетний контракт с киностудией "Метро-Голдвин-Майер". Так было положено начало культовой серии приключенческих фильмов с Тарзаном, человеком-обезьяной. Картина имела огромный успех, и Джонни мгновенно стал знаменитым.
"Тарзан" - фильм для публики неожиданный, ранее американский кинематограф выпускал мелодраматические комедии или вестерны с боевиками. И вдруг на экране появляется существо, похожее на человека, но с повадками обезьяны, перелетает с одного дерева на другое, кричит что-то непонятное. Но постепенно зрители начинали сочувствовать обитателю джунглей, события на экране выстраивались в логическую цепочку, Тарзан помогал слабым, спасал попавших в беду братьев своих меньших, словом, делал все, что делают люди. Человечность становилась лейтмотивом всего происходящего, доброе начало доминировало, и это привлекало кинозрителей. "Тарзан" - фильм многосерийный, люди с нетерпением ждали очередную киноленту с приключениями полюбившегося героя. Подруга Тарзана Джейн и шимпанзе Чита тоже никого не оставляли равнодушным.
Джонни Вайсмюллер, "Тарзан" которого ассоциировался у многих с "Маугли" Киплинга, создал свой собственный образ дикаря с добрым сердцем. Всего было снято двенадцать серий, каждая из которых несла в себе заряд позитивных эмоций. Актер принимал участие в кинопроекте с самого начала, обсуждал сценарий, репетировал отдельные эпизоды, хотя в то время в Голливуде существовала практика одного дубля, в целях экономии пленки и рабочего времени актеров, которое стоило достаточно дорого. Вайсмюллер несколько раз проходил сцену вместе с партнершей Джейн, и только потом оператор включал камеру. Актер никогда не настаивал на дополнительной оплате.
Методы
Гонорары "Тарзана" по тем временам выглядели более чем внушительно и составляли более двух миллионов долларов. Коммерческий успех фильма был стабильно высоким. Сценаристы применили метод, который можно назвать "Продолжение следует...", когда конец предыдущей серии остается как бы недосказанным, и кинозритель уходит из зала несколько озадаченным: "А что дальше?" Дальнейшее развитие сюжета в полной мере должно быть отражено в следующем фильме. Все это знают, и когда на экраны выходит новая серия, то кинотеатры всегда переполнены.
Джонни Вайсмюллер, фильмы которого о Тарзане снимались до 1948 года, принял участие еще в нескольких кинопроектах, менее эффектных, но дававших актеру возможность проявить свои драматические способности. Однако успех кинокартины не всегда зависит от уровня профессионализма актера, слабый сценарий может на корню загубить фильм. К счастью для постановщиков, игровые и видовые кинопроекты обладают способностью менять сценарий в ходе работы над кинолентой. Фильм "Тарзан" относился именно к такой категории, он был игровым и видовым одновременно.
И хотя лента была черно-белой, джунгли все же выглядели впечатляюще, благодаря работе художников-постановщиков. Антураж имел значение, сцены, которые снимались в павильоне, тщательно обставлялись декорациями, лианы приходилось привозить настоящие, а для знаменитого крика Тарзана, чтобы звучал правдоподобно, устанавливались специальные акустические устройства.
"Джим из джунглей"
Когда Вайсмюллер сыграл в последней серии "Тарзан и русалки", уже были готовы сценарии для следующего глобального кинопроекта, который стартовал на киностудии "Коламбия Пикчерз". Руководство "Метро-Голвин-Майер" не возражало против участия актера в новом фильме, и Джонни приступил к работе.
Всего в период с 1948 по 1954 год было снято тринадцать серий кинокартины "Джим из джунглей". Сюжеты нового фильма в чем-то перекликались с "Тарзаном", но уже было меньше перелетов с ветки на ветку, а больше драматургии.
Поздние годы
В 1958 году актер вернулся в Чикаго и основал собственную компанию, сеть плавательных бассейнов с дорожками. Однако бизнес-проект развития не получил, поскольку желающих поплавать наперегонки было немного. У Джонни были и другие коммерческие начинания, но и они успеха не принесли, хотя актер упорно называл проекты своим именем.
В конце концов актер уехал из Чикаго во Флориду, где стал главой "Зала Славы плавания" с международным статусом.
Осенью 1966 года Вайсмюллер торжественно открыл показ телевизионного сериала о появлении Тарзана и его захватывающих приключениях. В нем было много фрагментов из старых фильмов, зрители могли ознакомиться с каждой историей в отдельности.
Англия
В 1970-м актер посетил Игры Содружества, проходившие в Великобритании, где он был представлен королеве. С ним была бывшая партнерша, исполнительница роли Джейн в фильме "Тарзан", Морин О'Салливан.
Во Флориде Вайсмюллер прожил до 1973 года, затем перебрался в Лас-Вегас, где стал представителем кинокомпании "Метро-Голдвин-Майер" в отеле. В его обязанности входила встреча гостей, сопровождение их во время путешествий по городу, а также присутствие в игорных заведениях.
В 1976 году Джонни Вайсмюллер последний раз снялся в кино, в незаметной эпизодической роли. И тогда же его видели на церемонии приема в Зале Славы бодибилдинга. Больше актер на публике не появлялся.
Здоровье "Тарзана" стало ухудшаться, никак не срастался перелом ноги, полученный еще в 1974 году. Приходилось подолгу находиться в клинике, где Вайсмюллер узнал о серьезных проблемах со своим сердцем. В 1977-м актер перенес несколько инсультов. Спустя два года он вместе с женой уехал в Акапулько, который всегда считал лучшим райским уголком на земле и где снимался последний фильм о Тарзане с его участием.
Личная жизнь
Частная жизнь Джонни Вайсмюллера была достаточно бурной, он женился пять раз и четырежды разводился. Первой супругой актера была певица шансона Бобби Арнст, с которой они прожили вместе два года, с 1931-го по 1933-й. Следующей избранницей стала актриса Лупе Велес, брак продолжался шесть лет, с 1933 по 1939 год. Затем появилась Берил Скотт, которая подарила мужу сына и двух дочерей. Следующая жена - малоизвестная актриса Аллен Гейтс, с ней актер прожил четырнадцать лет, с 1948-го по 1962-й. И наконец некая Мария Бауман, которая была с Вайсмюллером, начиная с 1963-го и до его смерти, наступившей 20 января 1984 года.
Актер был похоронен в Акапулько, на кладбище голливудских кинозвезд.