Анализ внутренней среды предприятия – важнейший инструмент менеджмента
Для того чтобы понимать, что происходит на предприятии, необходимо проводить анализ не только его взаимодействия с контрагентами, регулирующими органами и конкурентами, но также анализировать процессы, происходящие внутри организации – ее организационную структуру, подчинительные связи, отдельные процессы и процедуры. Совокупность процедур исследования процессов, происходящих внутри фирмы, обозначается большинством ученых как анализ внутренней среды предприятия. О нем и поговорим в сегодняшней статье.
Стратегический анализ внутренней среды организации необходим – это утверждение давно стало аксиомой, и подтверждением тому служат миллионы примеров внешне успешных организаций, занимавших некогда прекрасные позиции на рынке, но развалившихся из-за нестабильности внутри компании. Именно поэтому анализировать процессы, происходящие на фирме, необходимо как в самом начале ее работы, так и на протяжении всего периода ее деятельности. Анализ внутренней среды фирмы предполагает детальное рассмотрение следующих аспектов:
- Система организации управления на фирме – рассматривается организационная структура управления, устанавливаются связи «начальник-подчиненный» как между сотрудниками, так и между отделами.
- Изучение отдельных процессов, происходящих в организации. Как правило, деятельность большинства фирм стандартизирована, и из года в год одни и те же задания выполняют одни и те же люди. Именно поэтому нельзя исследовать бизнес-процессы не принимая во внимание тех, кто их исполняет.
- Выявление как формальных, так и неформальных структур и лидеров этих структур – как показывает практика, чаще всего проблемы у фирмы начинаются в тот момент, когда на фирме появляются неформальные лидеры. Анализ внутренней среды должен выявить этих лидеров, после чего руководство должно принять решение либо о переводе их в статус формальных лидеров (скажем, путем назначения на ответственные должности), либо об уменьшении их влияния вплоть до увольнения (это чревато сильной негативной ответной реакцией коллектива). Важно помнить одно: сильная личность всегда может резко изменить ход истории всей компании, и только от руководителя зависит то, в какую сторону придастся ускорение.
Методы анализа внутренней среды – это совокупность приемов, которые могут использоваться для того, чтобы собрать информацию о происходящих на предприятии процессах и систематизировать ее. К ним могут относиться:
- Анкетирование – сотрудники могут анонимно ответить на вопросы касательно того, есть ли во внутренней среде фирмы какие-либо факторы, мешающие им качественно выполнять свою работу;
- Исследование документации, такой как устав предприятия, распоряжения и приказы руководителей – поможет узнать официальную организационную структуру предприятия.
- После выполнения первых двух пунктов на основании полученной информации целесообразно провести SWOT-анализ, но только в части SW, модифицировав ее до SNW – то есть выделить сильные стороны, нейтральные и слабые . Таким образом получим наиболее полную и подробную картину внутренней среды фирму.
После того, как анализ внутренней среды фирмы окончен, можно приступать к непосредственным мерам по ликвидации слабых сторон, придания нейтральным положительного оттенка и сохранению и приумножению сильных сторон. Регулярное повторение процедуры анализа поможет быть уверенными в том, что внутри предприятия каждый сотрудник работает максимально эффективно, и нет никаких препятствий для того, чтобы фирма работала в полную силу, принося максимальную выгоду своим владельцам. Удачного анализа внутренней среды, уважаемые руководители предприятий!