Кулиджанов Лев Александрович: биография, фильмография, национальность, личная жизнь, фото
В феврале 2016 года исполнилось четырнадцать лет с того дня, когда скончался народный артист Советского Союза Лев Кулиджанов, могила которого находится на Кунцевском погосте в столице нашей Родины.
За более чем семидесятисемилетний период этому кинорежиссеру удалось оставить довольно значительный след в советской и российской кинематографии, а также в общественной и культурной жизни государства.
Детские и школьные годы
Лев Кулиджанов, национальность которого во многих справочниках и энциклопедиях указывается как "русский", родился, тем не менее, в семье армян в грузинской столице.
Дату его рождения в различных публикациях указывают по-разному: 19.08.1923 или 19.03.1924.
Отца, известного партслужащего, арестовали в 37-м и дальнейшая судьба его неизвестна. Мать тогда же репрессировали, сослав в лагерь.
Воспитывался будущий режиссер Лев Кулиджанов бабушкой. Все детские и юношеские годы его прошли в столице Грузии. Еще со школьной скамьи проявилось его активное увлечение театральной деятельностью. Без него не обходился ни один школьный спектакль, при этом участвовал он в качестве и драматурга, и режиссера, и актера.
Юные годы
После окончания в 1942-м средней школы он стал студентом вечернего отделения Тбилисского госуниверситета, при этом работая слесарем на заводе. Предприятие в войну занималось производством оружия.
В период отдыха от учебы и работы Лев Кулиджанов занимался в актерской школе грузинского Госкинопрома. Там он познакомился с сестрой товарища, которая обучалась во ВГИКе на сценариста. Она отказалась эвакуироваться вместе с однокурсниками в Казахстан и осталась у родных в Грузии.
Ее влюбленность в кинематографию и увлекательные беседы о киноискусстве привели к тому, что Кулиджанов Лев решил обязательно стать студентом режиссерского факультета ВГИКА.
Воплощение мечты
Когда в 1943 году институт возвратился в Москву, девушка отправилась на учебу, дав Кулиджанову обещание прислать данные о том, что необходимо для поступления на режиссуру.
К этому времени Льву пришлось оставить завод, так как после перенесенных воспалений легких в его организме стал развиваться очаг туберкулеза. Военкоматовская медкомиссия посчитала его нестроевым.
С помощью родных к лету 1944-го развитие заболевания удалось прекратить, очаги начали рубцеваться. К этому времени Кулиджанов Лев, получив обещанные условия поступления на факультет режиссуры ВГИКА, подготовил все необходимое (соответствующий пакет справок, а также работу к творческому конкурсу) и отослал вместе с заявлением в институтскую приемную комиссию.
Сборы во ВГИК
Н. Фокина в свое время написала книгу "Лев Кулиджанов. Постижение профессии", герой которой так рассказывает об этом периоде.
Все сборы происходили под руководством бабушки Тамары Николаевны, которая была зрителем всех репетиций внука. Для поступления будущим студентом была выбрана пушкинская "Пиковая дама", он постоянно пугал бабушку германовским восклицанием про старуху.
Жизнь в военное время была довольно бедная. Бабушкой в дорогу были приобретены утепленные штаны, связан шерстяной свитер. Из одеяльца и небольшого тюфячка была снаряжена с собой постель.
От неродного деда, военнослужащего, достался кусок джинсовки, из которой местным портным были пошиты брюки изнаночной стороной ткани наружу, так как подобный материал был в новинку.
Бабушкой было предложено взять с собой яблоки для продажи, половину мешка. Она полагала, что таким образом Льву удастся получить денежные средства для начала.
Однако коммерческая деятельность успеха не имела, фрукты никто не покупал и они, в конце концов, испортились.
Обучение во ВГИКе
Поступил Кулиджанов Лев с первого раза, прием экзаменов проводился Козициным Г. М., набиравшим новый поток, и директором института Кулешовым Л. В.
Начав обучение, полуголодный студент, живущий в холодной общаге, серьезно заболел и ему пришлось возвратиться обратно в Грузию. К этому времени мама вернулась из лагеря.
Лев Кулиджанов, личная жизнь которого изменилась, когда он встретил в Тбилиси будущую жену Наталью Фокину, тем не менее сильно переживал из-за отъезда из института. У него постоянно возникали сомнения в своих физических возможностях, он опасался, что никогда не сможет туда вернуться.
Однако 1948 год ознаменовался тем, что вновь удалось начать учебу во ВГИКовской мастерской, которой руководили Герасимов С. А. и Макарова Т.Ф. Завершил учебу он в 1955-м году.
Однокурсникам запомнились его выдающиеся актерские способности. Герасимовым даже было предложено ему сдать дополнительные экзамены по танцам и пению, чтобы вместе с дипломом режиссера получить второй - актерский.
Выпускник от этого предложения отказался, сославшись на то, что во втором дипломе нет необходимости. Само такое предложение, конечно, говорит о многом.
Начало творческой работы
Кулиджанов Лев Александрович начал свою творческую деятельность дебютом 1955 года короткометражных чеховских "Дам". Соавтором по киноленте был Оганесян Г.
Далее, Кулиджанов выбрал партнером Я. Сегеля, с которым на следующий год была снята картина "Это начиналось так...", героями ее были первые покорители целинных земель.
Еще через год этим же дуэтом была отснята лента "Дом, в котором я живу", о довоенной и послевоенной судьбе жильцов одного из московских дворов.
В тот период времени в кинематографической среде в моде были режиссерские тандемы, стоит вспомнить Данелию и Таланкина, Миронер и Хуциева, Салтыкова и Митту, Алова и Наумова.
С первых фильмов Кулиджановым поднимались не только вопросы современного мироустройства, но и просматривалась взаимосвязь общественного с личным, создавались образы обычного человека с его душевными тревогами, переживаниями, надеждами.
С экрана к зрителю обращался близкие, понятные люди, ярко выраженная индивидуальность которых, независимо от общественного положения, соответствовала взглядам автора.
Кулиджанов Лев Александрович, фильмография
С 1959 года, начиная с "Отчего дома", фильмы стали сниматься Кулиджановым уже самостоятельно.
В 1961 году он снял свою лучшую работу "Когда деревья были большими", где с необычной искренностью, душевностью, лиризмом, теплотой и человечностью поведал о так называемых маленьких людях.
Даже в никулинском пьянице - Кузьме Иорданове - зритель видит человеческую сущность, вызывающую истинное сочувствие и любовь.
Лента "Преступление и наказание" по Достоевскому поразила кинозрителей своей кинематографической экспрессивностью, изобразительный ряд показан остро и даже жестоко.
За эту картину Кулиджанов Лев Александрович, биография которого содержит не только тяжелые, но и очень светлые периоды, был в 1971 году отмечен российской Госпремией.
Трудности советского периода
Определенные сложности пришлось преодолевать режиссеру в работе над документальной "Звездной минутой" (1972-75 г.г.) о гагаринском космическом полете, когда кулиджановская выразительность и парадоксальность в отражении исторических событий не нашли понимания у номенклатурного руководства, ведающего культурной жизнью страны.
Лев Кулиджанов, фильмография которого просто поражает своим разнообразием, стремился очеловечить и придать драматизма образам советских кумиров - В. И. Ленину (фильм "Синяя тетрадь", 1963г.) и Марксу (сериал "Карл Маркс. Молодые годы", 1980 г.). Хотя последняя картина была отмечена в 1982-м Ленинской премией, назвать эти две работы высокохудожественными довольно сложно, автору пришлось под давлением "сверху" заниматься идеализацией этих неоднозначных политико-исторических фигур.
Последними лентами режиссера стали "Умирать не страшно", снятая в 1991 году, и "Незабудки" в 1994-м.
Общественная деятельность
До конца своих дней Кулиджанов Лев вел большую общественную и административную работу.
В 1962 году н вступил в ряды КПСС. В 1963-64 в Союзном Госкино руководил главным управлением художественной кинематографии.
1964 год - председатель Организационного комитета кинематографического Союза страны. Первый съезд кинематографических деятелей избрал режиссера на пост первого секретаря правления Союза. Эту должность он бессменно занимал 23 года.
1986-89 годы - худрук киноэпопеи " 20 век".
С 1976 года Кулиджанов носил звание народного артиста Советского Союза, с 1984 года - Героя Соцтруда. Он являлся профессором, членом-корреспондентом Академии искусств Германской Демократической республики, занимал посты кандидата в члены Центрального Комитета КПСС и депутата ВС Советского Союза, возглавлял Общество по культурным связям "Мексика - СССР".