Гентский алтарь: история алтаря и фото
Кафедральный собор святого Бавона в бельгийском городе Генте получил мировую известность благодаря своему алтарю – величайшему шедевру живописи периода Раннего Возрождения, выполненному фламандским художником Яном ван Эйком. Состоящий из двадцати четырёх панелей с изображением двухсот пятидесяти восьми человеческих фигур, Гентский алтарь вошёл в историю мирового искусства как одно из самых грандиозных произведений своей эпохи.
Братья живописцы
История Гентского алтаря началась в 1417 году, когда богатый житель города Гента Йос Вейдт заказал его двум братьям – художникам Хуберту и Яну ван Эйкам – для своей домашней капеллы, которая позже стала тем самым собором святого Бована, где этот шедевр сейчас и находится. Из документов известно, что заказчик и его жена Изабелла Борлют, прожив вместе долгую жизнь, оставались бездетными и, сознавая, что после смерти молиться об упокоении их душ будет некому, попытались восполнить отсутствие молитв столь щедрым даром.
Согласно мнению историков и искусствоведов, старший брат – Хуберт – принимал участие в работе лишь на её начальном этапе, поэтому авторство огромного по размерам произведения приписывается почти исключительно его младшему брату Яну. Сведения о его жизни довольно скупы. Известно, что родился он в городе Маасейке в Северных Нидерландах, но вот точную дату биографы назвать затрудняются, полагая лишь, что это могло произойти примерно в 1385-1390 гг.
Ян ван Эйк, автопортрет которого представлен в начале статьи, учился живописи у своего старшего брата Хуберта и с ним же работал до его кончины в 1426 году. О его наставнике известно, что у современников он пользовался большим успехом, как один из лучших художников, но судить о его работах мы не можем, так как ни одна из них не сохранилась до наших дней. Что же касается Яна, то его талант был оценен по достоинству богатейшим меценатом того времени – герцогом Бургундским Филиппом II, который сделал его своим придворным живописцем и не скупился на щедрые гонорары. Ушёл из жизни Ян ван Эйк, по одним источникам, в 1441 году, а по другим – в 1442-м. Именно к нему и обратился Йос Вейдт, желая облагодетельствовать свой родной Гент.
Ян ван Эйк: Гентский алтарь. Описание
Алтарь, о котором идёт речь, является полиптихом, то есть огромным складнем, состоящим из отдельных панелей, расписанных с обеих сторон. Конструкция позволяет рассматривать его как в открытом, так и в закрытом виде. Общая его высота равна трём с половиной, а ширина – пяти метрам. Весит эта внушительная конструкция более тонны.
Сцены, изображённые на створках алтаря и его центральной части, являют собой череду библейских сюжетов, в том виде, в каком они интерпретируются у католиков. Перед зрителем предстаёт ряд ветхозаветных и новозаветных картин, начиная с грехопадения Адама и заканчивая жертвенной смертью и поклонением Агнцу. В общую композицию включены также и весьма реалистично выполненные портреты заказчика и его жены.
Гентский алтарь, фото которого представлено в этой статье, является весьма сложной конструкцией. В её верхней центральной части изображена фигура Бога-Отца, восседающего на троне. На нём пурпурное облачение священника и папская тиара. На золотой ленте, украшающей грудь, можно прочитать слово "Саваоф" – это имя Бога-Творца вселенной. По сторонам от него фигуры Девы Марии и Иоанна Крестителя. Ещё дальше на этом же уровне изображены ангелы, играющие на музыкальных инструментах, и, наконец, по краям – обнажённые фигуры Адама и Евы.
В нижней части помещена сцена поклонения Святому Агнцу, символизирующему Иисуса Христа. К нему с четырёх сторон направляются процессии, состоящие как из библейских персонажей, так и из святых, прославивших Бога в позднейший период. Среди них легко угадываются фигуры пророков, апостолов, великомучеников и даже поэта Вергилия. Боковые створки нижнего ряда также покрыты изображениями процессий святых.
Реалистичность изображения персонажей
Гентский алтарь, история создания которого связана с частным заказом, по традиции тех лет сохранил на своих панелях и образы людей, на чьи деньги он был создан. Это портреты Йоса Вейдта и его жены Изабеллы Борлют, написанные таким образом, что зритель их видит, лишь когда створки закрыты. Оба изображения, как, впрочем, и остальные фигуры, выполнены с поразительным реализмом и не оставляют сомнения в том, что перед нами портретные черты живых людей.
Следует отметить, что во всех произведениях Яна ван Эйка, а их сегодня известно более ста, поражает скрупулёзная проработка деталей, особенно заметная на репродукциях, выполненных с помощью макрофото. Гентский алтарь может служить яркой тому иллюстрацией. Достаточно рассмотреть фигуру Иоанна Крестителя, чтобы убедиться, что книга, которую он держит в руке, прописана настолько детально, что нетрудно разобрать отдельные буквы на её страницах. Известно, что художник уже после смерти брата в течение шестнадцати лет продолжал дорабатывать и дополнять отдельными фрагментами созданный им Гентский алтарь (1426-1442). Ян ван Эйка эта работа вывела в ряд лучших живописцев своей эпохи.
История, не имеющая себе равных
Гентский алтарь Яна ван Эйка имеет историю, на сюжет которой можно было бы снять не один захватывающий сериал. Исследователи насчитали, что за шестисотлетнюю историю шедевра с ним было связано тринадцать преступлений. Его не раз похищали, тайно и открыто вывозили, пытались продать, подарить, сжечь и взорвать. Его выставляли в музеях и прятали в тайниках. Но судьбе было угодно, чтобы после всех мытарств круг его странствий замкнулся в родном Генте, где он пребывает и поныне.
Эпоха религиозных войн
После того как в 1432 году работа над алтарем была закончена, он в течение двадцати восьми лет пребывал в покое, возбуждая религиозные чувства у прихожан. Но в 1460 году небольшая и до той поры спокойная Фландрия стала ареной кровопролитных сражений между католиками и протестантами, вступившими в непримиримую борьбу.
Победу в этой войне одержали протестанты, что стало первым серьёзным испытанием для алтаря. Дело в том, последователи Кальвина – ярые иконоборцы, и, захватив город, они принялись безжалостно громить католические соборы, уничтожая все религиозные изображения, включая картины и скульптуры. Спасло алтарь лишь то, что он был вовремя разобран и по частям спрятан в соборной башне, где хранился в течение трёх лет.
Когда страсти улеглись, и волна вандализма пошла на убыль, победители обнаружили, наконец, Гентский алтарь и вознамерились подарить его королеве Елизавете в благодарность за оказанную англичанами военную помощь. От вынужденной иммиграции реликвию спасло лишь то, что наследники Йоса Вейдта оказались людьми влиятельными не только среди католиков, но и среди их религиозных противников.
С большим трудом им удалось помешать этой затее. В Англию алтарь не поехал, но и держать его в соборе кальвинисты не позволили. В результате был найден компромисс – разобранный на отдельные фрагменты, он, как собрание картин, украсил городскую ратушу, что было для него оптимальным вариантом, так как обеспечивало сохранность.
В 1581 году в Генте вновь началось кровопролитие на религиозной почве, но в этот раз военная удача изменила протестантам. В отличие от Северных Нидерландов, Фландрия стала католической. Благодаря этому событию Гентский алтарь Яна ван Эйка вновь вернулся на место. На этот раз его не беспокоили в течение двухсот лет, пока Гент не посетил путешествовавший по Европе австрийский император Иосиф II.
Оскорблённое целомудрие
Этот сорокалетний и вовсе не старый мужчина оказался страшным занудой и лицемером. Его целомудрие было оскорблено видом обнажённых фигур Адама и Евы. Чтобы не портить отношений со столь высокопоставленным моралистом, створки с нескромными изображениями демонтировали и отдали на хранение в дом наследников прежнего владельца.
Кстати, забегая вперёд, нужно заметить, что уже в сравнительно недалёкое от нас время, в 1865 году, среди высокопоставленных чиновников нашёлся ещё один поборник морали. По его требованию прежние изображения Адама и Евы были заменены новыми, на которых прародители человечества красовались одетыми в какие-то немыслимые шкуры, похожие на медвежьи.
В плену у Наполеона
Очередные злоключения постигли Гентский алтарь в 1792 году. Хозяйничавшие тогда в городе наполеоновские солдаты бесцеремонно разобрали его и центральные части отправили в Париж, где они были выставлены в Лувре. Увидев их, Наполеон пришёл в восторг и пожелал иметь полный комплект.
Однако за это время политическая ситуация изменилась, и хватать в чужой стране всё, что приглянулось, было нельзя. Тогда он предложил властям Гента в обмен на недостающие части алтаря несколько картин Рубенса, но получил отказ. Это оказалось правильным решением, так как в 1815 году, после падения Наполеона, украденные части алтаря вернулись на своё законное место в соборе святого Бавона.
Грех соборного викария
Но и на этом его злоключения не закончились. Новый импульс им задал викарий собора. У этого клирика явно были нелады с восьмой заповедью Божьей, гласящей: «Не укради». Поддавшись искушению, он похитил часть панелей и продал их антиквару Ньивенхёсу, который вместе с коллекционером Солли перепродал их прусскому королю Фридриху Вильгельму III, а тот не постеснялся выставить ворованные вещи в своём Кайзер-музеуме.
В начале Первой мировой немцы, вступив в Бельгию, предприняли поиски остальных частей алтаря из Гента. К счастью, намеченному грабежу помешал каноник собора святого Бавона ван ден Гейн. Со своими четырьмя помощниками он разобрал Гентский алтарь и по частям спрятал в надёжном тайнике, где тот и хранился до 1918 года. По окончании войны, на основании условий Версальского договора, были возвращены на своё законное место и те украденные ранее чести, что купил прусский король.
Невосполнимая утрата
Но не всегда приключения заканчивались столь благополучно. Очередная кража произошла в 1934 году. Тогда при невыясненных обстоятельствах пропала створка алтаря с изображением шествия праведных судей. Случилось это 11 апреля, а уже через семь с половиной месяцев почётный житель Гента Арсен Кудертир, лёжа на смертном одре, покаялся в том, что именно он совершил кражу, и даже указал место, где спрятал похищенное. Однако указанный тайник оказался пуст. Найти пропажу так и не удалось, и недостающая часть была вскоре заменена копией, выполненной художником ван дер Фекеном.
На грани гибели
Но наиболее напряжённый период в его истории связан с годами Второй мировой войны. Бельгийские фашисты хотели преподнести Гитлеру достойный презент. После недолгих размышлений было решено подарить тот самый шедевр, которым украсил их город Ян ван Эйк. Гентский алтарь в очередной раз демонтировали и на грузовиках вывезли во Францию, где он некоторое время хранился в замке По.
Уже в сентябре 1942 года немецкое командование проявило нетерпение и потребовало ускорить передачу им алтаря. Для этой цели его доставили в Париж, где в то время комплектовалась большая партия музейных ценностей, предназначенная к отправке в Германию. Одна часть экспонатов предназначалась для музея Гитлера в Линце, а другая – для личного собрания Геринга. Алтарь же был переправлен в Баварию и помещён в замок Нойшванштайн.
Там он находился до конца войны, пока в 1945 году немецким командованием не было принято решение о захоронении художественных ценностей в заброшенных шахтах Зальцбурга. Для этой цели ящики с произведениями искусства, а среди них и те, в которых находился Гентский алтарь, были укрыты глубоко под землёй. Однако весной, когда крах Третьего рейха стал неотвратим, из штаба Розенберга поступил приказ об их уничтожении.
Судьба сотен шедевров решилась за несколько минут до взрыва, когда, проведя блестящую операцию, шахту захватили австрийские партизаны. Благодаря их героизму были спасены многие картины старых мастеров, среди которых и детище художника по имени Ян ван Эйк. Гентский алтарь, чудом избежавший гибели, был доставлен в Мюнхен, а затем отправился к себе на родину в Гент. Однако своё законное место в соборе святого Бавона он занял лишь через сорок лет, в 1986 году.
Город-музей
В наши дни сравнительно небольшой по величине бельгийский город Гент прославили имена двух великих деятелей искусства – Шарля де Костера, написавшего своего бессмертного «Тиля Уленшпигеля», и Яна ван Эйка, создавшего Гентский алтарь. Описание этого величайшего по своему художественному значению произведения можно найти во всех путеводителях.
Гент, являвшийся до XVI века вторым по величине после Парижа европейским городом, сегодня утратил былое значение. Его население составляет всего 240 тыс. человек. Поэтому бельгийцы стараются поддерживать установившийся имидж города-музея, хранителя знаменитого, пережившего все века и опасности алтаря, а также произведений живописцев разных эпох, выставленных в городском музее изобразительных искусств.