Пьетро Перуджино – представитель итальянского Возрождения

Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи, или, как он знаком нам, Пьетро Перуджино (≈ 1448–1523) – художник раннего Возрождения. Родившись в маленьком городке в провинции Умбрия, он жил и творил в Риме, Флоренции и Перудже. Самым выдающимся его учеником был гениальный Рафаэль Санти.

Краткие сведения о художнике

Пьетро Перуджино происходил из состоятельной семьи в Читта-делла-Пьева. Первые уроки рисования он предположительно получил в мастерской Фьорецо ди Лоренцо. Но в юные годы переехал во Флоренцию, где получил полноценное художественное образование в мастерской Андреа Вероккио.

Первые работы

К ним следует отнести «Поклонение волхвов» (1470-1476). Традиционный рождественский сюжет разворачивается на фоне пейзажа, в котором чувствуется влияние раннего Леонардо, с которым живописец учился в одной мастерской.

Там, на далеком горизонте, за высоким деревом рассеивается серебристый свет. Три волхва: Каспар, Мельхиор и Бальтазар, которых в ясли привела сверкающая звезда, готовят дары, и старый Бальтазар уже преклонил колени перед Марией и ее божественным младенцем. Иосиф скромно стоит за ее спиной. Высокому эмоциональному напряжению произведение обязано глубоким теням и насыщенным цветам, которые использовал молодой мастер. Темно-синий плащ Марии, приоткрывающий ее алое платье, иносказательно говорит о божественной чистоте Девы. Предполагают, что в одной из самых левых фигур, у которой написано только лицо, художник дал свой портрет.

«Передача ключей св. Петру» (1481-1482)

По приглашению папы Сикста IV Пьетро Перуджино приезжает в Рим расписывать домовую церковь, которую позже в честь Папы назовут Сикстинской капеллой. Там он создает одно из самых совершенных и лучших своих произведений – «Передача ключей Апостолу Петру».

Фреска состоит из двух полос. На первом плане располагаются основные фигуры. А на втором – площадь с архитектурными сооружениями, что усиливает впечатление мощи и монументальности. Особенно величественное впечатление производит центральный храм, который воспроизводит известное сооружение в Иерусалиме. Пейзаж с холмами и тонкими деревцами придает ощущение бесконечности и воздушности перспективы. Фигуры переднего плана, ритмично повторяясь, создают музыкальный разнообразный рисунок. Апостол Петр преклонил колени перед Господом нашим, который стоит в окружении учеников. Петр же смиренно получает два ключа, которые и сегодня являются символом Церкви. В этой фреске совершенно все – колорит, тени, рисунок, композиция.

Мученичество

Глубоко верующий человек Пьетро Перуджино картины пишет преимущественно религиозного содержания. Картина «Св. Себастьян» выполнена маслом на доске из дуба примерно в 1495 году. Она находится в Лувре с 1896 года.

Святитель был осужден римскими военными из-за того, что не отказался от веры в Христа – Спасителя человечества. На заднем плане изображен холмистый ландшафт с нежными тонкими деревьями, которые скрываются в дымке. Мраморная перспектива пола идеально входит в точку, где начинается пейзаж. Фигура святого помещена между арочными опорами, одна из которых сломана. Это означает, что языческому миру приходит конец, несмотря на все усилия его сохранить. Ничто не может поколебать эту веру Себастьяна. Он стоит в центре картины, создавая идеально симметричную композицию. Святитель привязан к колонне из красного порфира. Его обнаженное тело, закрытое лишь набедренной повязкой, имеет совершенные формы. Голова запрокинута, и он томно смотрит в небо, ища помощи и мужества для перенесения страданий.

Перуджино Пьетро: «Мадонна»

Картина «Мадонна в славе со святыми» (1500-1501) написана на холсте маслом и хранится в Национальной картинной галерее в Болонье. Как считал Вазари, это произведение является новым подходом Пьетро Перуджино к теме.

Композиционно она разделена на две части, между которыми нет связи. Мадонна с младенцем находится высоко в небесных сферах в центральной части композиции. Золотая арка божественным светом изливает благодать. Симметрично с двух сторон от нее находятся ангелы, которые сложили руки в молитве. Престолом ног ее служит облако, которое тоже поддерживает фигурка ангела. Внизу на фоне прелестного холмистого пейзажа стоят слева направо архангел Михаил в доспехах, Екатерина Александрийская, Аполлония с плоскогубцами и Иоанн Богослов.

«Мадонна ди Лорето» (1507)

Мадонна с младенцем стоит на пьедестале в окружении св. Иеронима в одежде кардинала и св. Франциска Ассизского.

Два ангела, парящие сверху, несут Деве Марии корону. Пьетро Перуджино не стремится создать оригинальную композицию, а хочет безупречно выполнить работу с как можно более высоким качеством. В ней продумана каждая деталь, в особенности большое значение придается направлению света. Он преломляется в драпировках, играя радужными цветами.

Почти пять веков глядят с полотен лики святых, запечатленные художником. Нам дарят свой нежный и мудрый взгляд мадонны Пьетро Перуджино. Произведения его – шедевры, которые надолго западают в душу. Художник умер во время эпидемии чумы, которая пришла в Перуджу.

Комментарии