Брейгель Питер младший: биография и картины

Брейгель Питер младший (1564/65–1636), живописец из Фламандии, имел прозвище Адский. Он известен по многочисленным копиям произведений своего отца, Питера Брейгеля-старшего, а также по оригинальным работам. Большое количество копий готовилось для продажи на родине, а также шло за границу. Это способствовало международному признанию картин его отца. На портрете ван Дейка предстает перед нами Брейгель Питер младший. Фото рисунка и показывает его красивый облик, и дает характеристику как умудренного жизнью человека.

Питер Брейгель-младший: биография

Сын Питера Брейгеля-старшего по прозвищу Крестьянский и его жены Майкен Альст родился в Брюсселе и лишился отца в возрасте пяти лет. Вместе с братом Яном (которого называли Бархатным, Райским или Цветущим) и сестрой Мари он стал жить у своей бабушки Мейке Верхюлст. Бабушка была вдовой плодовитого художника Питера Кука ван Альста. Она и сама была опытной художницей, известной своими миниатюрами. Возможно, Карел ван Мандер Майкен Верхюлст, фламандский живописец в стиле северного маньеризма, поэт, историк и теоретик искусства, был первым учителем ее двух внуков.

Через некоторое время после 1578 года семья Брейгелей переехала в Антверпен. Вероятно, Брейгель Питер младший пришел в мастерскую ландшафтного живописца Гиллиса ван Конингсло, который учился у Питера Кука ван Альста. Его учитель уехал из Антверпена в 1585-м, но к этому времени Брейгель уже был принят в гильдию святого Луки в качестве независимого, самостоятельного живописца.

5 ноября 1588 года Брейгель Питер младший женился на Элизабет Годделет. У них родилось семь детей, многие из которых умерли в раннем детстве. Один из сыновей, которого звали Питер Брейгель III, также станет художником. Сам Брейгель Питер младший держит большую мастерскую в Антверпене, в которой в основном изготавливаются недорогие копии работ его отца, которые хорошо продаются и в стране, и за рубежом. Однако несмотря на достаточное количество заказов художник часто испытывает материальные затруднения. Скорее всего это связано с чрезмерным употреблением алкоголя. У него было не менее девяти учеников, в том числе такие, как Франс Снейдерс и Андриес Даниэлс. После того как они научились работать, изготавливая копии в мастерской Брейгеля, оба прославились как мастера натюрморта.

Художник Питер Брейгель-младший умер в Антверпене в возрасте 72 лет.

Самостоятельные работы

Живописец, как уже было сказано, в большей степени специализировался на создании многочисленных копий с наиболее известных работ своего отца. Сам же Питер Брейгель-младший писал пейзажи, картины на религиозные сюжеты и жанровые деревенские сцены. Его имя и работы были забыты в XVIII и XIX веках, пока он не был заново открыт в первой половине XX столетия.

Картины «Сборщик налогов» и «Невеста»

Питер Брейгель-младший создавал яркие, энергичные, смелые, своеобразные работы, построенные на идиомах, которые трудно буквально перевести для иностранца.

Они требуют пристального рассмотрения. Такой картиной стала, например, «Управление сборщика налогов». У нее есть еще несколько названий, говорящих о возможности различных толкований этого произведения. За столом стоит человек в шляпе адвоката. Но сбор налогов обычно не происходит в такой обстановке, как это изображено на полотне. И документы, и сумки на столе выглядят не такими, какими они были в реальной жизни того времени. Кроме того, обычно крестьяне приносили десятину зерном. Здесь же они выстраиваются в очередь с курами и яйцами. Картина показывает интерес городского жителя, каким являлся Брейгель, к деревенской жизни. Художник сделал не менее 25 копий с этой работы в разных форматах.

Еще одна оригинальная работа Брейгеля находится в музее Метрополитен. Это «Невеста». Известно по крайней мере пять ее авторских версий. Картина изображает старинный весенний фламандский обычай выбора королевы на Троицу и венчание ее венком из цветов, собранных в полях детьми. И по стилю, и по колориту картина явно отличается от работ отца. В картине используются такой яркий цвет, как киноварь, а также богатейшие сине-зеленые оттенки. На полотне видна цельность композиции и рисунка. В Национальной галерее в Праге также можно найти его четыре работы, но поскольку на протяжении всей жизни его стиль не менялся, то бывает трудно достоверно сказать, является ли какая-либо работа оригинальной и самостоятельной или это одна из копий потерянной работы его отца.

Создатель копий

Брейгель Питер младший в Эрмитаже представлен пятью копиями с работ его отца. Это «Поклонение волхвов», «Ярмарка с театральным представлением», «Зимний пейзаж», «Проповедь св. Иоанна Крестителя» и «Нападение разбойников на крестьян». Копиист неизбежно вносил в эти полотна небольшие изменения, которые отличают его произведения от работ отца. Они разнятся и по колориту, и по прочтению темы деталями, которые могут несколько менять смысл вновь созданных картин.

Рождественская тема

Переписав отцовскую картину, затронул эту тему Питер Брейгель-младший. «Поклонение волхвов» – это картина авторства Брейгеля Старшего, изображающая маленькую деревушку, в которой под сумрачным зимним небом люди заняты своей обычной, не праздничной жизнью. Это будни фламандской деревни.

Но на площади появились мулы, покрытые разукрашенными попонами. Это заставляет народ обратить внимание на малозаметное здание, которое находится слева. На картине Брейгеля-сына Мария с младенцем почти незаметны. Волхвы одеты совершенно буднично. Главное – это повседневная жизнь, которая бурлит, суетится. Она полна необходимой деятельности и связывает в единое целое человека и мироздание.

Зима

Конечно, первоначально такое умиротворенное произведение создал отец. Ее копию написал Брейгель Питер младший. «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц» изображает ясное утро вместо хмурого дня.

Светлая лазурь неба, отражаясь в белом снеге, плавно и гармонично отблесками переходит в зеленоватый лед на реке. Забава с коньками в картине – не главное. Важна ловушка, которая сделана из двери для глупых птах, которых поджидает ловец. Его, кстати, на картине нет. Что стоит за этим? Вопрос о бренности и хрупкости любой жизни. Птичьей, если ловушка захлопнется, человеческой, если лед на реке растрескается, и веселое развлечение превратится в трагедию.

«Избиение младенцев»

Как утверждает Евангелие от Матфея, узнав о рождении Иисуса, царь Ирод приказал убить всех детей в Вифлееме в возрасте до двух лет. Брейгель осовременил историю, и солдаты у него носят форму Испанской армии и их немецких наемников.

Эту работу отца повторил Питер Брейгель-младший. «Избиение младенцев» продана не менее чем в 14 копиях. Та версия, которая принадлежит сейчас Королевской коллекции Ее Величества королевы Елизаветы II, первоначально принадлежала императору Рудольфу II. Убитые младенцы были закрашены. Вместо них нарисовали продукты и животных. Таким образом, вместо резни получились грабеж и мародерство. В 1988 году она была отреставрирована, и был восстановлен ее первоначальный вид. Это произведение приобретено Карлом II в 1662 году.

Лето

Конец лета, уборку урожая отразил на картине Питер Брейгель младший. «Жатва», конечно, отличается в деталях от полотна отца. Более крупным планом даны жители деревни. Некоторые после трудов отдыхают не под деревом, как у отца, а там, где сморила их усталость.

На первый план выходит крестьянин, утоляющий жажду из огромного жбана. По колориту картина сына ярче, веселее, в ней больше киновари. Пейзаж на дальнем плане совершенно другой. Все внимание художника приковано к людям, которые много потрудились уже и собирают заслуженно большой урожай. Очень тепло живописец относится к изображаемым жителям маленькой деревеньки, к неутомимым труженикам.

Реферат по истории. Питер Брейгель-младший

Искусство Северного Возрождения развивалось по совсем иным законам, если сравнивать его с итальянским. Во-первых, оно отстало почти на столетие. Во-вторых, у художников не было великих образов греко-римской культуры. И последнее, оно развивалось на фоне борьбы за свободу против испанских захватчиков и реформирования Церкви. В целом все это выразилось на картинах нидерландских живописцев большей близостью к готике и более условными и архаичными формами. До какой-то степени в их творчестве присутствует языческое восприятие мира: Бог растворен в каждой его частице. Меж тем официальная доктрина это отрицает. Бог далеко и надзирает за деяниями людей.

Художники Нидерландов стремились украсить повседневный быт, поэтизировали повседневность. Поэтому пейзаж из фонового изображения на картине стал самостоятельным жанром, как и натюрморт.

В творчестве Брейгелей, в особенности младшего, очень сильны противостояние зла и добра, философские подтексты о бренности земного, насмешка, как, например, в картине «Алхимик» по гравюре отца.

Художник вслед за отцом всматривается в деятельность людей, но видит в их действиях смысл, в то время как отец его не усматривал, изображая жизнь как пустую суету. С любовью и вниманием художник изображает жизнь народа, переиначивая картины своего отца. Он читает их по-другому. Повседневная жизнь не представляется ему бессмыслицей. И кроме того, она полна той красоты и яркости, которых было мало на картинах Брейгеля-старшего. А пейзажная часть полотен продолжает развивать то, что начал отец, показывая красоту окружающего мира. Таким образом, делая копии и активно продавая их за границу, Брейгель-младший знакомит мир не только с произведениями своего великого предка, которые с триумфом шествуют по странам и континентам, но с собственным видением мира.

Комментарии
Да, если возможно, укажите размер картин и место их хранения. Спасибо.