Уильям Батлер Йейтс: биография и творчество

Уильям Батлер Йейтс известен как крупнейший англоязычный поэт конца XIX — начала XX веков, много сделавший для преобразования поэтического стиля, а также как драматург, эссеист и прозаик. В списке книг, рекомендованных Хемингуэем для обязательного прочтения молодым авторам, была указана и "Автобиография" Йейтса. Его поэзию почтили вниманием именитые переводчики. Не только как поэт проявил себя Уильям Батлер Йейтс. Стихи его, безусловно, очень ценны, однако Уильям Батлер известен и как драматург. Концепция драматургии Йейтса оказала сильное влияние на Томаса Элиота, характеризовавшего творчество своего предшественника как "неотъемлемую часть духа нашего века".

Происхождение, юность и особенности раннего творчества

Интересующий нас англоязычный поэт родился в столице Ирландии, в семье известного художника, принадлежавшего к школе прерафаэлитов (к которой, кстати, была близка и семья Киплинга). Он не получил сколь-либо приличного формального образования, но много занимался самостоятельно. Рано увлекся литературой.

Первые стихи отмечены сильным влиянием Шелли и Спенсера. Он начал их писать еще в 1882 году, а первая публикация относится к 1885 году. Тогда же, в 1885 году, Уильям участвовал в организации Дублинского алхимического общества, занимавшегося оккультными науками. Интерес к ним сохранится у поэта на всю жизнь.

Печататься Уильям начал в 20 лет, а еще через 4 года выпустил первую книгу стихов. Воспитанный на идеях прерафаэлитов молодой человек, по его словам, испытывал "обезьянью ненависть" к рационализму и практицизму современности. Ему казалось, что и поэзия поражена этой пагубой, он искал спасения в символизме, считая, что образ красоты, скрытой от нашего взора, нельзя воссоздать иначе, чем прибегая к использованию символов. Однако уже тогда Йейтс требовал от искусства не только эмоционального воздействия на читателя, но и влияния нравственного.

Просветительская деятельность

Много сил поэт отдавал просветительской деятельности. В 1891 году он организовал в Лондоне Ирландское литературное общество, затем Национальный ирландский союз в Дублине, энергично участвовал в работе Общества стихотворцев, заботился о популяризации ирландского фольклора. Одним из его свершений стало создание так называемой Гэльской лиги — общественного союза, ставившего целью развитие ирландской национальной культуры, возрождение коренного языка и переход к литературе, основанной на народных традициях.

Ирландский народ имеет трудную историю. "Зеленый остров" был заселен кельтскими племенами еще в IV столетии до нашей эры. В новое время, в XII веке, Ирландия попала под владычество Англии. Лишь в 1921 году она получила статус доминиона, а в 1949 году - самостоятельность. Северная Ирландия, часто называемая Ольстером, осталась у англичан. Чужеземное господство было жестоким, законы не позволяли ирландцам пользоваться родным языком под страхом смертной казни. К середине прошлого столетия борьба за свою культуру и язык осложнилась массовой эмиграцией; сейчас за границей ирландцев живет столько же, сколько в Ирландии. Число пользующихся родным языком пошло на убыль. Даже теперь, когда положение выправляется, на ирландском говорит меньше четверти граждан.

"Ирландское литературное возрождение"

Борьбу с упадком культуры и ставило своей задачей движение "Ирландское литературное возрождение", в рамках которого возникла Гэльская лига и начало которого связывают с выходом в 1893 году поэтического сборника, автором которого был Уильям Йейтс ("Кельтские сумерки"). Участники движения не сводили его цели к узкоязыковым проблемам, а многие из них, в том числе и Уильям, писали на английском языке. "Гэльский — мой национальный, но не родной язык," - говорил Уильям Батлер Йейтс. Цитаты его часто использовались для пропаганды этого движения. Задачи "Ирландского литературного возрождения" были масштабными — пробудить национальный дух, уберечь народные традиции, отстоять самостоятельность культуры страны.

Создание Ирландского литературного театра

В рамках движения Уильям Батлер Йейтс основал в 1899 году Ирландский литературный театр в Дублине и был его директором почти до смерти, около 40 лет. Над репертуаром для своего театра он работал сам, обращаясь за проблематикой преимущественно к национальному эпосу и родной истории. Здесь Йейтс явился крупнейшим новатором. Ему удалось создать своеобразную концепцию "поэтического театра", антитезы засилью натурализма.

Личная жизнь и стихи про любовь

В поэзии, ставшей основным призванием Йейтса, он тоже постоянно находился в поиске. Его раннее творчество корнями уходило в мифологию и питалось идеей "Вечной красоты". Реальность почти не привлекала поэта. Своеобразный трагический колорит в поэзию Йейтса привнесла любовь. В 24-летнем возрасте он познакомился с молодой красавицей Мод Гони, актрисой и революционеркой, и на протяжении долгих лет питал к ней страстные чувства, которые остались неразделенными. Лишь в 52 года, в четвертый раз получив от Мод отказ соединить их жизни, завел семью Уильям Батлер Йейтс. "Он жаждет небесного плаща..." - так называется одно из его стихотворений, относящихся к любовной лирике. Кстати, строки из него звучат в начале фильма "Эквилибриум". Многие не знают, что их автор - Уильям Батлер Йейтс. "Но я бедняк, и у меня лишь грезы," - говорит лирический герой этого стихотворения, сетуя на то, что не может расстелить у ног возлюбленной "небесный шелк".

Исповедальная и гражданская поэзия

Со временем в творчестве Йейтса обозначился перелом. "Вечная красота", стихи про любовь - все это постепенно уходило в прошлое. Начиная со сборника "Ответственность" (1914), Уильям Батлер все больше тяготеет к исповедальной и гражданской поэзии. Стихотворения сборника передают напряженную общественную атмосферу. В постоянно неспокойной католической Ирландии копилось недовольство господством протестантской Англии. Разрешился кризис Дублинским восстанием 1916 года. Ирландия провозгласила себя республикой, но инсургенты продержались всего пять дней. Уильям Батлер Йейтс в это время был в Лондоне, и события явились для него полной неожиданностью, однако они оставили глубокий след в его сознании.

Потребовалась мучительная переоценка прошлого. Взамен замешанной на мистицизме мифологии в творчество Йейтса входит история страны с ее действительными героями. Кровавая реальность восстания, унесшего 450 жизней, гибель его руководителей побудили поэта отбросить возвышенный аристократизм, по-новому взглянуть на людей.

Трагическая тональность лирики

Жизнь не давала нащупать твердую опору. Наступившая партизанская война с английскими завоевателями вызвала у Йейтса горькое разочарование. Его обуял страх перед цепной реакцией ненависти и насилия. Трагическая тональность свойственна большинству стихотворений этого периода. Но, конечно, встречались в лирике Йейтса и веселые аккорды. Пример – стихотворение "Скрипач из Дунии".

Авторитет поэта

Поэзия Йейтса пользовалась широким признанием. Видимо, не стоит искать гиперболизации в формуле Шведской академии, где отмечено, что его творчество "дает выражение духовной сущности целой нации". Авторитет поэта был велик. С 1922 по 1928 год Йейтс — член ирландского сената, один из трех сенаторов, консультировавших правительство по вопросам образования, литературы и искусства. Его аргументированные выступления способствовали сохранению многих национальных памятников. Однако большей частью попытки вмешаться в политику не давали результатов, и он отказался от почетного звания.

Сенатские речи

Сенатские речи Йейтса позволяют судить о его оценке роли культуры в жизни общества. В одной из них он говорил, что у него нет надежд самому увидеть единую Ирландию, увидеть присоединение Ольстера; но он убежден, что в конце концов это произойдет, и не потому, что ирландцы будут за это бороться, а потому, что они будут хорошо управлять своей страной. Уильям Батлер Йейтс отметил, что это можно сделать, создав культуру, которая будет представлять свою страну и которая привлечет к себе воображение молодежи.

Последнее десятилетие жизни и творчества

В последнее десятилетие жизнь его, казалось, протекала спокойно. Большой моральной и материальной поддержкой стала Нобелевская премия, которую он получил в 1923 году. Поэт вновь полон духовных и физических сил, о подступающей старости говорит со спокойным юмором. Но это лишь внешнее спокойствие, духовная жизнь поэта по-прежнему полна борений. На склоне лет всеми почитаемый автор, оглядываясь на прошлое, задумываясь о будущем, задает себе вопросы один тревожнее другого. В его творчестве возникают свежие темы, вынашиваются новые идеи, меняется стихотворная техника. Поэт как бы постоянно опровергает сам себя. Состояние поиска не оставляло его до конца.

Также следует отметить, что стихи, относящиеся к позднему периоду его творчества, имеют более персональный характер, чем более ранние произведения. В частности, в них упоминаются дети Уильяма, представлены размышления Йейтса о его старении.

Последние пятнадцать лет своей жизни Йейтс был признан национальным ирландским поэтом. Он часто болел, однако продолжал творить. В последнее десятилетие жизни он создал произведения, которые отмечены незаурядным мастерством, большой страстностью и фантазией. Среди них следует отметить такие сборники, как "Башня" (1928 год) и "Винтовая лестница", созданная в 1933.

Поэт скончался на французской Ривьере, в городке Кап-Мартене, 28 января 1939 года. Смерть наступила после очередной болезни. Согласно воле Йейтса, которая была обозначена в его поэтическом завещании, в 1948 году его останки были перезахоронены в Ирландии.

Споры вокруг личности и творчества поэта

Резкие переходы были характерны для Йейтса-художника на протяжении всего почти 60-летнего творческого пути. Он нередко отказывался от достигнутого, изменял и варьировал свои произведения. Факты жизненной и литературной биографии Йейтса тоже разноречивы. Всю жизнь он увлекался мистическими учениями. Это отразилось и в его творчестве. В частности, спиритизмом увлекался Уильям Йейтс. "Видение" – опубликованная в 1925 году книга, в которой автор толкует психологические и исторические моменты с позиции мистицизма. Одно время Уильям Батлер даже поверил примитивной фашистской демагогии.

Соответственно, и суждения критиков о его мировоззренческих позициях часто взаимоисключают одно другое: Йейтса представляют то революционером, то реакционером, то традиционалистом, то модернистом. Суждения подкрепляются ссылками на статьи, высказывания, поэтические строки. Споры вокруг личности и творчества Уильяма Батлера Йейтса стали традицией. Ясно одно — он был человеком, постоянно устремленным к новым духовным сущностям. И именно это свойство подвигло его создать новую по форме и содержанию поэзию, ставшую неотъемлемой частью современной культуры.

Комментарии