Броненосный крейсер "Рюрик" (1892). Корабли Российского Императорского Флота

Российский крейсер «Рюрик» стал известен на весь мир благодаря неравному бою в Корейском заливе во время русско-японской войны. Окруженный экипаж решил затопить судно, чтобы оно не досталось противнику. До поражения в Корейском заливе крейсеру удавалось на протяжении нескольких месяцев рассредоточивать силы японского флота, выходя в рейды из Владивостока.

Строительство

Знаменитый броненосный крейсер «Рюрик» стал детищем Балтийского завода. Это судно создавалось в пылу военной гонки с британским флотом. Корабль должен был стать достойным аналогом английских быстроходных крейсеров «Блейк». В 1888 году инженеры Балтийского завода предложили черновик проекта адмиралу Чихачеву и Морскому техническому комитету (МТК).

Эскизный проект был переработан. В МТК будущий крейсер «Рюрик» избавили от некоторых недостатков конструкции и технического оснащения. Чертежи были одобрены императором Александром III. Строительство началось 19 мая 1890 года. После двухлетней работы Балтийский завод подготовил крейсер «Рюрик». Он был спущен на воду в 1892 году, а в 1895-м судно ввели в эксплуатацию.

Предполагалось, что корабль станет первым в серии однотипных крейсеров. Построенные после него «Громобой» и «Россия» стали не братьями-близнецами, а модификациями (с увеличенным водоизмещением). Интересно, что крейсер «Рюрик» создавался как потенциальный перехватчик английских торговых судов. Предполагалось, что он будет так использоваться в случае войны с Великобританией. Кроме того, в техническом задании было требование создать корабль, способный переходить из Балтийского моря на Дальний Восток, не прибегая к дозаправке углем. Для того чтобы пройти этот маршрут, экипажу было необходимо проплыть южные моря и обогнуть почти всю Евразию.

В Тихоокеанском флоте

Практически сразу после того, как крейсер «Рюрик» был построен, во флоте решили перебросить его в Тихий океан. Эта передислокация была связана с эскалацией напряженности на Дальнем Востоке. Местом приписки нового корабля стал порт Владивосток. Предполагаемого конфликта с Великобританией не случилось.

Вместо этого в феврале 1904 года началась русско-японская война. В это время «Рюрик» по обыкновению находился во Владивостоке. Последовал приказ выйти в море и нанести удар по японско-китайской торговле и водному сообщению. Уходившие в плавание корабли обменялись с городом салютами. Их провожали толпы мирных жителей. Основная задача эскадры, в которую помимо «Рюрика» входили «Богатырь», «Россия» и «Громобой», заключалась в отвлечении японских сил. Если бы флот противника разделился, то защитить крепость Порт-Артур стало бы легче.

«Рюрик», действуя в Японском море, должен был уничтожать транспортные суда, перевозившие войска и военные грузы, каботажные корабли и расположенные на берегу вражеские сооружения. Так как крейсер был заметно устаревшим, выступать в поход можно было только целым отрядом, а не по-отдельности. Во Владивосток эскадра возвращалась только для стоянки, необходимой для пополнения закончившихся запасов.

Первый поход

В первый поход крейсера отправились в Сангарский пролив. Планировалось, что следующей целью будет город Гензан (современный Вонсан). Однако в пути корабли попали в шторм. Так как на календаре была зима, вода, попавшая в орудия, вскоре превратилась в лед. Из-за этого эскадра стала небоеспособной. Погодные и климатические условия действительно были не из лучших. Для того чтобы покинуть Владивосток, крейсерам пришлось дожидаться, когда ледокол откроет им путь через замерзшую бухту.

Именно это неудобство заставило российское руководство занять китайскую крепость Порт-Артур. Ее порт не замерзал. Стратегически важный и удобный Порт-Артур хотели получить и японцы. Город и корабли, находившиеся в нем, были блокированы. Эскадра «Рюрика» должна была рассредоточить силы противника, чтобы облегчить положение порта, пока на подмогу шли корабли Балтийского флота. Из-за обледенения орудий отряд ненадолго вернулся во Владивосток.

Защита Владивостока

В порту мастера починили «Рюрик». Крейсер (тип которого был броненосный) пополнили продовольственными запасами, и он вновь отправился в путь. Начался второй поход. В море японских кораблей не было. Но даже этот вояж российской эскадры заставил противника перебросить часть своих сил, чтобы устрашить русских.

В марте вражеская эскадра, покинув Желтое море, направилась к острову Аскольд в заливе Петра Великого недалеко от Владивостока. В отряде были новейшие японские башенные крейсера «Адзума», «Идзумо», «Якумо» и «Ивате». Их сопровождало несколько легких кораблей. Эскадра открыла огонь по Владивостоку. Снаряды до города не долетели, но жители были не на шутку напуганы. «Рюрик» снялся с якоря в порту уже через десять минут после того, как прозвучали первые залпы. В бухте стояли льды. Они помешали быстро выйти из порта. Отряд крейсеров оказался в Уссурийском заливе в тот момент, когда японцы уже покидали свои позиции. Наступали сумерки, и корабли, пройдя еще двадцать миль и завидя противника на горизонте, остановились. Кроме того, во Владивостоке стали опасаться того, что японцы где-то поблизости оставили мины.

Новые задачи

Неудачи первых дней войны привели к кадровым ротациям в руководстве флота. Царское правительство назначило командующим адмирала Макарова. Он поставил перед «Рюриком» и его эскадрой новые задачи. Было решено отказаться от стратегии набегов на японское побережье. Вместо этого «Рюрик» теперь должен был препятствовать переброске войск противника в Гензан. Этот корейский порт был японским плацдармом, оттуда начинались сухопутные операции.

Макаров разрешил выходить в море в любом составе (не важно, будет это эскадра или отдельные корабли). Он рассуждал исходя из того, что российские орудия мощнее и эффективнее японских. Адмирал ошибался. Шапкозакидательские настроения в России накануне войны были привычным делом. Японцев не воспринимали за серьезных противников.

Экономика этой азиатской страны долгое время пребывала в изоляции. И только в последние годы в Токио начали форсированные реформы в армии и на флоте. Новые вооруженные силы были построены по западному европейскому образцу. Техника закупалась также зарубежная и только наилучшего качества. На японскую интервенцию на Дальнем Востоке в Москве смотрели свысока, считая японцев выскочками. Именно из-за этого легкомысленного отношения и была проиграна вся война. Но пока что перспективы были неясны, и в штабе надеялись на авось и смелость российских моряков.

Отвлекающие маневры

Более месяца «Рюрик» стоял в порту. Тем временем адмирал Макаров погиб близ Порт-Артура. Он находился на броненосце «Петропавловск», угодившем на мину. Японское командование решило, что после трагической гибели адмирала русские еще долго не высунутся из окруженного Порт-Артура. Поэтому в Токио отдали приказ разгромить группировку, базировавшуюся во Владивостоке.

В это время «Рюрик» вновь отправился в поход. На этот раз эскадра двинулась по направлению к японскому городу Хакодате. В море ей попалось транспортное судно, которое было потоплено торпедой, пущенной «Россией». Пленные рассказали о том, что поблизости находится эскадра адмирала Камимуры. Тогда российские корабли повернули обратно во Владивосток, так и не достигнув Хакодате. По счастливой случайности на этот раз отряды не встретились. Корабли Камимуры были гораздо сильнее российских, что могло привести к безоговорочному разгрому.

Но даже в таком сомнительном положении «Рюрик» успешно выполнил поставленную цель. Владивостокская эскадра должна была отвлечь часть сил противника от Порт-Артура. Начиная с апреля корабли Камимуры уже не покидали Японского моря, что было только на руку России. В мае по неудачному стечению обстоятельств крейсер «Богатырь» попал в аварию, уткнувшись в скалы мыса Брюса. После этого инцидента в эскадре осталось три корабля.

Бой в Симоносекском проливе

В последний день весны 1904 года три крейсера вновь отправились в боевое плавание. Перед входом в Симоносекский пролив они наткнулись на японские транспортные корабли. Радисты умело поставили радиопомехи, из-за которых противник не смог подать сигнал бедствия адмиралу Камимуре. Японские суда бросились врассыпную. С утра сквозь туман на горизонте показался дозорный крейсер «Цусима».

Корабль попытался скрыться и добраться до берега. Началась всеобщая погоня. Российской эскадре удалось настигнуть транспортное судно «Идзумо мару». Оно было потоплено после интенсивного обстрела. С корабля сняли порядка ста человек. Остальные уплыли в разных направлениях. Экипажи «Рюрика» и «России» не решились разлучиться с «Громобоем» и прекратили погоню.

У входа в Симоносекский пролив загорелся еще один вражеский транспорт. Корабль даже попытался пойти на таран «Громобоя», но ничего не вышло. Он был расстрелян в упор и напоследок добит торпедой. Судно затонуло. На нем было около тысячи солдат и восемнадцать мощных гаубиц, которые японцы собирались использовать для осады Порт-Артура. Положение окруженного города становилось все хуже. В этих условиях Владивостокская эскадра почти не покидала моря, а если останавливалась в своем порту, то только для того, чтобы быстро пополнить запасы. Времени на ремонт и замену изношенных деталей не было.

Последнее столкновение

После долгих маневров 14 августа 1904 года крейсеры «Россия», «Громобой» и «Рюрик» наконец столкнулись с японской эскадрой. В ней было шесть кораблей. Они превосходили российские суда по броневой защите и огневой мощи. Владивостокский отряд шел на выручку кораблям, пытавшимся вырваться из окружения в Порт-Артуре.

Японские орудия были скорострельнее и мощнее в 4 раза. Это соотношение и предопределило печальный итог сражения. Уже в начале столкновения стало ясно, что противник владеет преимуществом. Тогда было решено возвращать корабли в порт Владивосток. Сделать этого не удалось. Пушки крейсера «Рюрик» пытались держать неприятеля на безопасном расстоянии, но после очередного меткого залпа корма корабля получила опасную пробоину.

Из-за попадания перестал действовать руль, управление было потеряно. В отсеки хлынула вода. Рулевая и румпельная рубки оказались затопленными уже через час. Лопасти заклинило, из-за чего экипаж на корабле стал беспомощным заложником ситуации. Скорость судна продолжала снижаться, хотя он держался прежнего курса. «Рюрик» (крейсер 1892 года) стал отставать от других кораблей эскадры. Расстояние между ними неуклонно увеличивалось.

В окружении

В Корейский пролив российская эскадра вошла под командованием Карла Иессена. Когда капитан понял, что дело плохо, он отдал приказ «России» и «Громобою» прикрыть «Рюрика» от японского огня. Отвлекающий маневр оказался бессмысленным. Экипажи этих кораблей понесли большие потери. Матросы и офицеры замертво падали под шквальным обстрелом противника.

По этой причине «Россия» и «Громобой» были вынуждены покинуть Корейский пролив. Сначала Иессен надеялся, что броненосные крейсера японцев, представляющие самую большую опасность, погонятся за флагманом и оставят «Рюрика» в покое. Орудия корабля могли защитить его от атак легких судов. Если бы команда оперативно исправила повреждения, то крейсер смог бы продолжить путь обратно домой или хотя бы идти по направлению к корейскому берегу.

Японцы действительно устремились вслед за «Россией». Однако когда она оказалась вне зоны досягаемости кораблей императорского флота, вернулись на место сражения. В это время «Рюрик» пытался маневрировать и продолжал сопротивляться, хотя из-за повреждений его огневая мощь значительно ослабла. Тогда экипаж предпринял попытку пойти на таран легких японских кораблей. Те смогли уклониться и в качестве меры предосторожности отошли на большую дистанцию. Все, что им оставалось, так это ждать, когда окруженное судно начнет тонуть, и гибель крейсера «Рюрик» станет неизбежной. Напоследок российские моряки запустили по врагам торпеду из последнего уцелевшего торпедного аппарата. Однако снаряд в цель не попал.

Приказ Иванова-Тринадцатого

В самом начале сражения погиб капитан «Рюрика» Евгений Трусов. Смертельное ранение получил и старший офицер, который должен был его заменить. Всего из 800 человек в команде погибло 200 и еще около 300 были ранены. Последним выжившим старшим офицером оказался Константин Иванов. По окончании пятичасового боя, когда его исход уже был ясен, этот человек принял командование.

Тем временем японцы стали подавать сигналы о том, что они готовы принять капитуляцию противника. Эскадрой командовал адмирал Хиконодзё Камимура. Он как раз возвращался после погони за «Россией» и «Громобоем» и теперь ждал ответа окруженного экипажа. Когда Иванов понял, что все средства сопротивления исчерпаны, он приказал затопить корабль. Обычно русский флот использовал для этой цели специальные заряды, которые подрывали судно. Однако в этот раз они были повреждены. Тогда экипаж решил открыть кингстоны – специальные задвижки. После этого вода хлынула в корабельную систему еще сильнее. «Рюрик» (крейсер 1892 года) быстро затонул, сначала опрокинувшись на левый борт, а потом полностью оказавшись под водой.

Подвиг и слава крейсера

Россия проиграла русско-японскую войну, но ее армия и флот вновь на весь мир продемонстрировали свою храбрость и верность долгу. В Корейском проливе крейсер «Рюрик» столкнулся с кораблями, которые были гораздо современнее и мощнее его. Устаревшее судно с плохой броней, тем не менее, приняло бой. Подвиг крейсера «Рюрик» был высоко оценен не только на родине, но и в зарубежных странах, и даже в самой Японии.

Офицер Константин Иванов в своем экипаже носил № 13. Это была флотская традиция, распространявшаяся на однофамильцев. После окончания войны и возвращения на родину он был отмечен многочисленными наградами (как и все его товарищи). Император, узнав о его номере, своим высочайшим распоряжением поменял фамилию офицера. Константин Иванов стал Константином Ивановым-Тринадцатым. Сегодня русский флот продолжает помнить о подвиге и верной службе крейсера. Любопытно, что еще в 1890-е на судне служил помощником начальника вахты Александр Колчак. Гораздо позже он стал адмиралом, а после - одним из лидеров белого движения и главных противников новой большевистской власти.

В 1906 году на воду был спущен крейсер «Рюрик 2». Он был назван в честь своего предшественника, затопленного во время русско-японской войны. Корабль стал флагманом Балтийского флота. Крейсер «Рюрик 2» принял участие в Первой мировой войне, ведя постоянную перестрелку с немецкими судами. Это судно также погибло. Оно подорвалось на мине 20 ноября 1916 года недалеко от побережья острова Готланд.

Комментарии