Оперный певец Лемешев Сергей Яковлевич: биография

Выдающийся русский оперный певец Лемешев Сергей, биография которого наполнена трудом, славой, любовью, прожил интересную, насыщенную жизнь. Его путь – это путь целеустремленного человека. Несмотря на препятствия, он смог развить свой дар и достичь высот. Лирический тенор Лемешев – один из лучших отечественных певцов 20-го века.

Детство и семья

Лемешев Сергей Яковлевич, биография которого началась самым обычным образом, не предвещая ничего выдающегося, родился 27 июня 1902 года (по старому стилю) в селе Старое Князево Тверской губернии. В семье крестьянина Якова Лемешева существовала легенда, что фамилия их произошла от прозвища предка, который нашел в поле железный лемех, что было по тем временам большой удачей, и сильно после этого разбогател. Но на достатке родителей Сергея это не сказалось.

Яков тайно женился на девушке Акулине и поэтому остался без родительского благословения и без наследства. Яков, чтобы прокормить семью, подолгу работал в городе, но он рано скончался, когда Сергею было всего 10 лет. Акулина осталась одна на руках с сыновьями-погодками. Все в семье были очень музыкальными, обладали хорошими голосами, но пение никогда не рассматривалось в деревне как серьезное занятие.

Сергей с детства много работал, чтобы помогать маме, которая работала поломойкой в барском доме. С 7 лет мальчик начал ходить в школу, и учитель часто хвалила его, советуя матери отправить его учиться в город. Когда Сергею исполнилось 12 лет, она последовала совету и отправила сына со своим братом в Петроград. Там Лемешев учился сапожному делу и с восторгом наблюдал столичную жизнь, он побывал в цирке, в театре, но его карьере сапожника помешал переворот 17-го года, после которого юноше пришлось вернуться в Тверскую губернию.

Обретение призвания

Образцом человека, который упорно шел к своему призванию, является Лемешев Сергей Яковлевич. Биография для детей этого певца может стать показательным примером упорного стремления к своей мечте. Тягу к пению он проявил, когда был маленьким, он ходил в лес за дровами, грибами и ягодами и там с удовольствием пел. У матери Лемешева тоже был хороший голос, с необычным тембром, она часто пела народные грустные песни, которые навсегда полюбились Сергею. Однажды они с братом, который тоже имел хороший голос, уже будучи юношами, пасли лошадей в поле и вовсю голосили песни. Мимо проезжал инженер Николай Квашнин, который подъехал к ним и сказал: "Да, вы тенора! Приходите к моей жене учиться". Старший брат Алексей не воспринял эту затею всерьез, а Сергей воспользовался предложением и начал постигать азы вокала. Также в это время он начинает много читать, знакомиться с мировой культурой, благодаря интеллигентному семейству Квашниных.

Годы учебы

Первые уроки давались ему с большим трудом. Лемешев вспоминал, что ему очень трудно давалась вокальная техника, но он твердо решил стать певцом и работал изо всех сил. Позже, учась в ремесленной школе, он изучает нотную грамоту, продолжает учиться владению голосом. Когда ему было 17 лет, будущий певец проделал пешком путь до Твери в 37 верст, чтобы спеть на сцене местного клуба, а на следующий день прошел столько же обратно. В 1920 году он получает направление от комсомола для учебы в консерватории. В 1921 году он поступает в Московскую консерваторию, в класс известного профессора Н. Райского. В этом учебном заведении в те времена преподавали многие знаменитые мастера. Первое же занятие показало, что у Лемешева большие проблемы с постановкой голоса, он очень слабо владел голосом и дыханием. Поэтому учиться ему пришлось очень напряженно. На последнем курсе он параллельно занимается в оперной студии при Большом театре под руководством К. Станиславского. Именно там он в первый раз исполнил арию Ленского из «Евгения Онегина» П. Чайковского. На выпускном экзамене из консерватории Лемешев блестяще исполняет партии Водемона из «Иоланты» и Ленского из «Евгения Онегина».

Профессиональный путь

В 1926 году Лемешев Сергей Яковлевич, биография которого теперь навсегда была связана с оперой, начинает свою профессиональную карьеру. Времена были непростые, но певец с интересом устремился в новую жизнь. Он поступает служить в Свердловский оперный театр, но проработал там всего год. После этого Лемешев едет в Харбин, где выступает солистом Русской оперы при Китайско-Восточной железной дороге. В 1929 году он вновь меняет место жительства, теперь он солист Тифлисской оперы. В этих театрах Лемешев набирается опыта, приобретает некоторую известность.

Большой театр

В 1931 году тенора приглашают на пробные выступления в Большой театр. Для прослушивания он выбрал партию Берендея из «Снегурочки» и Джеральда из «Лакме». Уже исполнение первой арии решило его судьбу, лирический тенор и бесконечное артистическое обаяние открыли ему путь в главный театр страны. Лемешев Сергей Яковлевич, биография которого на долгие годы будет связана с Большим, быстро набирает популярность. У него образуется целая армия поклонниц, которые неотступно следуют за ним повсюду, забрасывают цветами и объясняются в любви. Его вокальный стиль отличал не только голос удивительного тембра, но и глубокая содержательность исполнения. Он был очень проникновенным и обаятельным певцом, что и обеспечивало ему такой успех. В качестве солиста Большого театра Лемешев проработал 25 лет, он исполнил все партии, написанные для его голоса, и оставил яркий след в истории отечественного оперного искусства.

Репертуар и знаменитые партии

В репертуаре Лемешева нашли свое место все лучшие теноровые партии. Он спел более 30 опер, 23 выдающиеся постановки с ним долгие годы были в репертуаре Большого театра. Самой знаменитой, его «фирменной» партией, был Ленский. В ней во всей полноте раскрывалось внутреннее содержание и артистизм певца. Всего Лемешев исполнил эту партию 501 раз, и каждый раз это был головокружительный успех. Также славу его таланта составили такие оперы, как «Снегурочка», «Ромео и Джульетта», «Богема», «Травиата».

Выдающийся тенор Лемешев Сергей Яковлевич, биография которого тесно связана с оперным искусством, также немало исполнял народных песен и романсов. Его исполнение отличала сердечность, которая проникала в душу слушателя и покоряла его навсегда.

Лемешев и Козловский

В Большом театре у Лемешева был серьезный соперник – Иван Козловский. Оба были лирическими тенорами, оба имели огромную славу и популярность, и, естественно, между ними возникло соперничество, которое сильно подогревалось противоборством фан-клубов певцов. Поклонницы постоянно соревновались друг с другом, порой дело доходило даже до столкновений. Оба певца исполняли одни и те же партии и стремились «перепеть» соперника. Особенно это заметно в исполнении партии Ленского. У каждого из певцов получался свой персонаж: более насмешливый и резкий у Козловского, более лиричный и проникновенный – у Лемешева. По количеству и скорости получения наград Козловский явно обгонял Лемешева, зато ему удалось гораздо дольше проработать на сцене Большого театра. Лемешев Сергей Яковлевич, фото которого нередко появлялись в газетах и журналах, имел большее количество поклонниц благодаря тому, что внешность его была более привлекательной для женщин. В 1958 году великие теноры-соперники вышли вместе на сцену на юбилее О. Чеховой-Книппер.

Режиссерская работа

В 1951 году в стране появился еще и оперный режиссер Лемешев Сергей, он дебютировал с постановкой спектакля «Травиата» в Ленинградском малом оперном театре. Уже на закате своей вокальной карьеры на сцене Большого он там же поставил оперу Ж. Массне «Вертер» и сам исполнил заглавную партию. Оперный режиссер Лемешев Сергей, биография которого в большей степени все-таки связана с вокалом, отличался особым умением «раскрыть» красоту голоса солистов и особенного своего собственного. В Вертере ему удалось продемонстрировать всю уникальность своего дарования.

Жизнь вне Большого

Еще работая солистом Большого театра, Лемешев начал заниматься режиссурой и педагогикой. С 1951-го он в течение десяти лет руководил вокальной группой при Московской консерватории, заведовал кафедрой оперной подготовки.

В 1940 году Лемешев предстал перед зрителями в кинематографе, он снялся в ленте «Музыкальная история» в роли таксиста Пети Говоркова. Он в течение нескольких лет вел музыкальные программы на всесоюзном радио. В начале 60-х годов певец принял участие в создании телевизионных версий оперных спектаклей «Дубровский», «Демон», «Евгений Онегин».

В 1968 году Лемешев выпустил автобиографическую книгу «Путь к искусству», в которой рассказал о том, как непросто ему далась слава и успех. И конечно, на протяжении всей жизни он давал много концертов, исполняя не только оперный репертуар, но и эстрадные песни советских композиторов.

Награды

Сергей Яковлевич за свою жизнь получил немало наград. В 35 лет он стал заслуженным артистом РСФСР, в 48 – народным артистом СССР. Он награжден Сталинской премией за достижения в вокальном искусстве, имел три ордена Ленина, орден «Знак почета», немало медалей, в том числе за работу в агитбригадах в военное время. Но вот звание Героя социалистического труда он так и не получил, в отличие от И. Козловского, о чем в тайне сожалел.

Память

Оперный певец Лемешев Сергей остался в русской культуре во множестве записей, сохранились и видеозаписи его спектаклей, которые сегодня смотрят учащиеся консерваторий и любители оперы. К сожалению, страна мало чтит память своего национального достояния. Так, в честь Лемешева названа лишь музыкальная школа в одном из районов г. Москвы.

Личная жизнь

Лемешев Сергей, личная жизнь которого стала настоящей легендой, очень рано проявил свое магическое действие на женский пол. Уже в 15 лет он встретил Грушеньку, на которой хотел жениться. А уже через год страстно влюбил в себя дочь своих первых благодетелей Квашниных. Галина Квашнина была готова тайно выйти замуж за Сергея, но отец категорически запретил им видеться. Но всю последующую жизнь она любила певца, посвящала ему стихи.

Лемешев Сергей, личная жизнь которого была чрезвычайно бурной, был официально женат пять раз. Первой женой певца стала Наталья Соколова, дочь консерваторского профессора Лемешева, но отношения быстро распались.

Вторая жена Алиса Корнева-Багрин-Каменская была старше певца на несколько лет, он была очень образованна и учила молодого юношу из провинции светским манерам, развивала его эстетический вкус. Но и этот брак не продержался долго, не выдержав множества измен тенора, Алиса ушла от него.

Третьей женой певца стала актриса Любовь Вазер, но однажды вернувшись с гастролей, она нашла Лемешева с новой дамой - так закончился и это брак.

Четвертой женой тенора стала его партнерша по сцене, оперная певица Ирина Масленникова. От этого брака у Лемешева родилась дочь Мария, которая тоже стала певицей.

Только пятый брак Лемешева стал продолжительным. С Верой Николаевной Кудрявцевой, выдающейся оперной певицей, они прожили счастливо 25 лет, и после смерти тенора она немало сделала для сохранения и популяризации его творческого наследия.

Скончался певец 26 июня 1977 года, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Интересные факты

Лемешев Сергей, факты из жизни которого поражают размахом творческого дарования, известен не только как оперный исполнитель, он исполнил все сто романсов П. Чайковского, из которых сложились пять вокальных программ певца.

Поклонницы тенора стали поводом к появлению нового слова в музыкальной сфере, их называли «сыры». Происхождение слова связано с тем, что караулившие певца возле его дома поклонницы бегали греться в магазин «Сыр». Впоследствии это слово стало обозначать всех поклонников оперных исполнителей.

В 1978 году появился астероид с именем «4561 Лемешев Сергей». Интересные факты из жизни певца часто связаны с его патологической заботой о своем здоровье. Он категорически не желал выходить на улицу в дождь, боясь простудиться. Также он никогда не пел в залах, где уборщицы только что помыли пол, считая, что влажность плохо отразится на его голосе.

Комментарии
Любой контакт с личностью гения Лемешева оставляет впечатление прерванной чудесной мимолётности, неутолённой жажды слияния с его душой, дубом зелёным Русского Духа.