Владимир Андреевич Фаворский: биография, творчество. Гравюры Фаворского
Первый график московской школы – Фаворский Владимир Андреевич. Биография художника включает в себя не только творчество, но и участие в Первой мировой войне, и работу над многочисленными теоретическими трудами, и преподавательскую деятельность. Но в первую очередь он известен как книжный иллюстратор. Многие безошибочно узнают его рисунки к произведениям У. Шекспира и С. Я. Маршака.
Молодость
Можно сказать, что Фаворскому было суждено связать свою жизнь с искусством как преемнику семейной традиции. Художниками были его дед, мать и прабабка. Великий российский иллюстратор родился в 1886 году в Москве. Постоянно наблюдая, как рисует мать, он и сам взялся за кисти и карандаши. Изначально живопись воспринималась им как приятное времяпрепровождение – не более. Но войдя в мир искусства, Фаворский остался здесь навсегда и поставил своей целью приобщить к нему как можно больше людей. Начинал он карьеру в качестве живописца, подавая большие надежды. Но позже выбрал графику как наиболее близкий к народу вид искусства.
Детство художника, проходившее в кругу любящей семьи, было лишено невзгод. Ближайшие родственники, – художники, архитекторы, скульпторы, – способствовали тому, чтобы интерес к искусству становился все крепче. И когда пришла пора отправляться на учебу, помимо основного образования было решено отдать мальчика в частную художественную школу К. Ф. Юона.
Учеба
Одновременно с посещением школы Юона юноша бывал на вечерних курсах Строгановского училища. После окончания гимназии он отправился в Мюнхен и поступил было на экономический факультет, но вскоре понял, что это совершенно не его занятие. В 1906 году молодой человек поступает в частное учебное заведение, которым руководил венгерский художник армянского происхождения Шимон Холлоши. Этого учителя Владимир Андреевич Фаворский всегда будет вспоминать с благодарностью как одного из любимых наставников. Без сомнения, он оказал большое влияние на становление молодого таланта и формирование его художественных принципов.
Мюнхенский университет, между тем, Фаворский не бросил и прослушал там курс по истории искусства. В 1907 году он вернулся в Россию и продолжил искусствоведческое образование в Московском университете.
Семейная жизнь
На последнем курсе университета, в 1812 году, Владимир Андреевич Фаворский женился на Марии Дервиз, прелестной девушке с живым характером, ко всем прочим достоинствам еще и перспективной художнице. Среди ее родственников был Валентин Серов, который всячески поощрял тягу Марии к искусству. Она училась живописи в Петербурге и во Франции. В Москве, как и будущий муж, была студенткой Юона, а затем Школы живописи, ваяния и зодчества. Марии не суждено было стать великим художником, но виной тому обстоятельства жизни, а не отсутствие таланта. Несмотря на это до конца дней она была другом и помощником для своего супруга. Последнее десятилетие своей жизни она трудилась над воспоминаниями, благодаря которым исследователи Фаворского смогли восстановить некоторые страницы его биографии.
Зрелость художника
После окончания института Владимир Андреевич Фаворский занимался преподавательской деятельностью и работал над теорией искусства. С началом Первой мировой он отправляется на фронт и проходит через всю войну. В Москву художник вернулся в 1918 году в звании прапорщика. После армии он быстро включился в творческую жизнь столицы.
Художник возобновил преподавательскую деятельность. В 1920-х он заведует одной из кафедр Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), обучает студентов гравюре и ксилографии. В 1923 году становится ректором ВХУТЕМАСа. Фаворский начинает работу над оформлением книг Пушкина и Толстого, и с этих пор книжная графика становится одним из главных дел его жизни.
В это же время он тесно общается с философом П. А. Флоренским. Сотрудничество, подкрепленное дружбой и родством характеров, обогатило их обоих. Во многих теоретических положениях художника можно заметить влияние Флоренского. Вместе они примкнули к Левому Фронту Искусств (ЛЕФу). Из-за убеждения о преобладании духовного начала над интеллектуальным их окрестили группой «производственных мистиков».
К концу 1930-х художник все больше углубляется в теорию искусства. Пишет статьи и доклады, преподает во Всероссийской Академии художеств. Продолжает заниматься гравюрой, оформляет книги, сотрудничает с Московским Художественным театром. Участвует в выставках в Венеции и Париже.
Зрелым мастером вошел в 40-е годы Фаворский. Художник получил признание и возможность работать над самыми интересными заказами. Мастерство его продолжает расти, техника совершенствуется. Оттачивается глубина образов и выразительность штриха.
Последние годы
На склоне лет художник пожинал заслуженные плоды своей деятельности. В 1956 году он становится заслуженным деятелем искусств РСФСР, в 1959 – народным художником РСФСР, а в 1963 – народным художником СССР. Получает золотые медали на международных выставках в Брюсселе, Лейпциге и Сан-Паулу. А весной 1962 года Фаворскому присуждают ленинскую премию за достижения в иллюстрации. Это не значит, что художник почил на лаврах – он продолжает работу над сериями рисунков, гравюрами, занимается живописью. Почтенным мастером ушел из жизни художник в конце 1963 года. Его могила находится в Москве на Новодевичьем кладбище.
Теоретические взгляды
Фаворский тщательно разрабатывал и оформлял свою теоретическую программу. В основу концепции легли лекции, которые профессор читал своим студентам. С них он начал оформление и систематизацию своего видения искусства. В результате родились книги «Об искусстве, о книге, о гравюре», «Шрифт, его типы и связь иллюстрации со шрифтом», «Лекции по теории композиции». В них Фаворский рассуждал о процессе взаимодействия с формой и ее воплощении на плоскости. Рассматривал тему трактовки линий, роль плоскости в живописи и графике. Каждому типу поверхности художник приписывает собственную композицию и «изобразительность».
О каком бы аспекте творчества ни рассуждал Фаворский, рефреном звучала мысль о том, что производственная и идеологическая его составляющие должны быть неделимы и уравновешены. Крен в любую сторону вызывает деформацию и ведет к вырождению искусства. Творчество должно быть жизнеутверждающим, поскольку понятие правды неотделимо от понятия красоты. Эстетизация уродства для искусства должна быть неприемлемой.
Книжная графика
Фаворский часто говорил о том, что не иллюстрирует произведение, а создает книгу. Он всегда подходил к задаче комплексно, создавая не только иллюстрации, но и подбирая шрифт, формат, орнамент, пропорции. Все это должно подчиняться единому стилистическому синтезу. Ритм отступов, полей и абзацев должен быть созвучен ритму гравюры. В работе Фаворский руководствовался не только своей творческой интуицией, но и опирался на опыт античности и возрождения. Он ввел в обиход такое понятие, как «архитектура книги» – наука о соразмерности и гармонии всех ее составляющих.
К каждому произведению Фаворский находил свой подход. Оформление «Слова о полку Игореве» было навеяно древнерусскими книгами. Орнаменты и буквицы отсылают читателя к старым рукописным текстам. Иллюстрации к «Маленьким трагедиям» Пушкина отличаются высокой детализацией, вниманием к мельчайшим деталям. Герои застывают в театральных позах и становятся символом выражаемой эмоции: жадность, скорбь, гнев, страх. В иллюстрациях к гоголевскому «Шпоньке» появляются гротескные фантастические создания: гигантские насекомые, птицеголовые люди. Визуальный ряд не только дополняет текст, но и служит отдельным художественным произведением, способным предоставить пищу для размышлений. Одно из произведений зрелого автора – иллюстрации к произведению С. Спасского «Новогодняя ночь». Их стиль продиктован драматичным сюжетом произведения. Рисунки резкие, смелые, динамичные. Художник уверенно играет с композицией, при этом всегда добиваясь безупречного результата. Гравюра Фаворского приобрела множество поклонников и до сих пор ценится среди коллекционеров.
Художник проиллюстрировал Пушкина, Шекспира, Толстого, Данте, Гоголя, Мериме, Бернса, и это далеко не полный список его работ. Не только взрослую литературу оформлял Фаворский, он также плотно сотрудничал с издательством ДЕТГИЗ. Иллюстрация к стихотворению «Если бы дети всей Земли…» многим знакома по учебнику литературы. Босоногие ребята беззаботно смеются и бегают на лугу, наслаждаясь мирной жизнью. Каждый советский ребенок наверняка читал сборник Маршака, где была иллюстрация к стихотворению «Усатый-полосатый» с непослушным котенком.
Другие виды творчества
Рамки одного вида искусства были тесны для Владимира Андреевича. Он прославился не только книжной иллюстрацией. Во второй половине 40-х годов Фаворский выполняет цикл «Великие русские полководцы», где в портретах выдающихся людей воплощается величие и мощь России. Одно из лучших его произведений – портрет Ф. М. Достоевского. Серьезным и сосредоточенным предстает перед зрителем писатель. Художник не льстит ему, не украшает реальность, не напускает карикатурный пафос. Но в скромной фигуре Достоевского сквозит тревога за русский народ, любовь к своей стране и незаурядная сила мысли.
Любимой техникой художника была ксилография и гравюра на дереве, но привлекала его и линогравюра. В этой технике был создан прелестный «Самаркандский цикл». Начав карьеру как живописец, в течение всей жизни Фаворский периодически брался за кисти. Его авторству принадлежит мозаика «1905 год». Он занимался скульптурой и монументальной живописью. Кроме того, художник сотрудничал с театрами – делал эскизы для постановок и костюмов, а в молодости даже деревянные куклы для детских спектаклей. За что бы ни брался Владимир Андреевич Фаворский, все делал с любовью и большим мастерством. Но в памяти потомков он остался прежде всего выдающимся графиком и иллюстратором.