Произведения Прокофьева Сергея Сергеевича: оперы, балеты, инструментальные концерты
Выдающийся отечественный композитор Сергей Прокофьев известен всему миру благодаря своим новаторским произведениям. Без него сложно представить себе музыку 20 века, в которой он оставил значительный след: 11 симфоний, 7 опер, 7 балетов, множество концертов и разных инструментальных произведений. Но даже если бы он написал только балет «Ромео и Джульетта», он бы уже был вписан навечно в историю мировой музыки.
Начало пути
Родился будущий композитор 11 апреля 1891 года. Его мама была пианисткой и с раннего детства поощряла природную склонность Сергея к музыке. Уже в 6 лет он начал сочинять целые циклы фортепианных пьес, мама записывала его сочинения. К девяти годам на его счету уже было немало небольших произведений и целых две оперы: «Великан» и «На пустынных островах». Мать с пяти лет обучала его игре на фортепиано, с 10 лет он регулярно брал частные уроки у композитора Р. Глиэра.
Годы учебы
В 13 лет он поступил в консерваторию, где учился у выдающихся музыкантов своего времени: Н.А. Римского-Корсакова, А. Лядова, Н. Черепнина. Там у него сложились дружеские отношения с Н. Мясковским. В 1909 году он окончил консерваторию как композитор, затем еще пять лет посвятил освоению пианистического искусства. Затем еще 3 года учился игре на органе. За особые успехи в учебе был награжден золотой медалью и премией им. А. Рубинштейна. С 18 лет он уже вел активную концертную деятельность, выступая в качестве солиста и исполнителя собственных сочинений.
Ранний Прокофьев
Уже ранние произведения Прокофьева вызывали массу споров, их либо принимали всем сердцем, либо яростно критиковали. С первых шагов в музыке он заявил о себе, как о новаторе. Ему была близка театральная атмосфера, драматизация музыки, и как человек Прокофьев очень любил яркость, обожал привлекать к себе внимание. В 1910-х годах его даже называли музыкальным футуристом за любовь к эпатажности, за стремление к разрушению классических канонов. Хотя композитора никак нельзя было назвать разрушителем. Он органично впитывал классические традиции, но постоянно занимался поиском новых выразительных форм. В его ранних произведениях также наметилась еще одна отличительная черта его творчества – это лиризм. Также его музыке присуща огромная энергия, оптимизм, особенно в ранних композициях ощутима эта бесконечная радость жизни, буйство эмоций. Сочетание этих специфических черт делало музыку Прокофьева яркой и непривычной. Каждый его концерт превращался в феерию. Из раннего Прокофьева особого внимания заслуживают фортепианный цикл «Сарказмы», «Токката», «Наваждение», соната для фортепиано №2, два концерта для фортепиано с оркестром, симфония №1. В конце 20-х годов он знакомится с Дягилевым и начинает писать для него балеты, первый опыт – «Ала и Лоллий» был забракован импресарио, он посоветовал Прокофьеву «писать по-русски» и этот совет стал важнейшим поворотным моментом в жизни композитора.
Эмиграция
По окончании консерватории Сергей Прокофьев едет в Европу. Посещает Лондон, Рим, Неаполь. Он чувствует, что ему тесно в старых рамках. Смутные революционные времена, нищета и всеобщая озабоченность житейскими проблемами в России, понимание того, что его музыка на Родине никому сегодня не нужна, приводят композитора к мысли об эмиграции. В 1918 году он выезжает в Токио, оттуда перебирается в США. Прожив три года в Америке, где он много работал и гастролировал, он перебирается в Европу. Здесь он не только много работает, он даже трижды приезжает с гастролями в СССР, где его не считают эмигрантом, предполагалось, что Прокофьев находится в длительной зарубежной командировке, но остается советским гражданином. Он выполняет несколько заказов советского правительства: сюиты «Поручик Кижи», «Египетские ночи». За границей он сотрудничает с Дягилевым, сближается с Рахманиновым, общается с Пабло Пикассо. Там он женился на испанке Лине Кодине, с которой они родили двоих сыновей. В этот период Прокофьев создает немало зрелых, оригинальных произведений, которые и составили его мировую славу. К таким трудам относятся: балеты «Шут», «Блудный сын» и «Игрок», 2,3 и 4 симфонии, два ярчайших фортепианных концерта, опера «Любовь к трем апельсинам». К этому времени дарование Прокофьева созрело и стало образцом музыки новой эпохи: острая, напряженная, авангардная композиторская манера музыканта делала его сочинения незабываемыми.
Возвращение
В начале 30-х годов творчество Прокофьева становится более умеренным, он испытывает сильную ностальгию, начинает размышлять о возвращении. В 1933 году он вместе с семьей приезжает в СССР на постоянное жительство. Впоследствии ему удастся всего дважды побывать за границей. Зато его творческая жизнь в этот период отличается высочайшей интенсивностью. Произведения Прокофьева, теперь уже зрелого мастера, становятся отчетливо русскими, национальные мотивы в них слышны все больше. Это придает его самобытной музыке большей глубины и характерности.
В конце 40-х годов на Прокофьева обрушилась критика «за формализм», его нестандартная опера «Повесть о настоящем человеке» никак не вписывалась в советские музыкальные каноны. Композитор в этот период болен, но продолжает интенсивно работать, почти постоянно проживая на даче. Он сторонится всех официальных мероприятий и музыкальная бюрократия платит ему забвением, его существование почти незаметно в советской культуре того времени. А при этом композитор продолжает много работать, пишет оперу «Сказ о каменном цветке», ораторию «На страже мира», фортепианные сочинения. В 1952 году в концертном зале Москвы была исполнена его 7-я симфония, это было последнее произведение, которое автор услышал со сцены. В 1953 году, в один день со Сталиным, Прокофьев скончался. Смерть его прошла почти незамеченной для страны, его тихо похоронили на Новодевичьем кладбище.
Музыкальный стиль Прокофьева
Композитор попробовал себя во всех музыкальных жанрах, он стремился найти новые формы, много экспериментируя, особенно в ранние годы. Оперы Прокофьева были настолько новаторскими для своего времени, что зрители массово покидали зал в дни премьер. Он впервые позволил себе отказаться от стихотворного либретто и создавать музыкальные творения по таким произведениям, как «Война и мир», например. Уже первое его сочинение «Пир во время чумы» стало примером смелого обращения с традиционными музыкальными приемами и формами. Он смело сочетал приемы декламации с музыкальными ритмами, создавая новое оперное звучание. Его балеты были настолько оригинальными, что хореографы считали, что под такую музыку невозможно танцевать. Но постепенно они увидели, что композитор стремился передать внешнюю характерность персонажа с глубокой психологической правдивостью и начали много ставить его балеты. Важной особенностью зрелого Прокофьева стало использование национальных музыкальных традиций, которые в свое время провозглашали М. Глинка и М. Мусоргский. Отличительной чертой его сочинений стала огромная энергия и новая ритмика: резкая и выразительная.
Оперное наследие
Уже с ранних лет Сергей Прокофьев обращается к такой сложной музыкальной форме, как опера. Юношей он приступает к работе над классическими оперными сюжетами: «Ундина» (1905 г.), «Пир во время чумы» (1908 г.), «Маддалена» (1911 г.). В них композитор смело экспериментирует с использованием возможностей человеческого голоса. В конце 30-х годов жанр оперы переживает острейший кризис. Крупные художники больше не работают в этом жанре, не видя в нем выразительных возможностей, которые бы позволили выразить новые модернистские идеи. Оперы Прокофьева стали смелым вызовом классике. Его самые известные работы: «Игрок», «Любовь к трем апельсинам», «Огненный ангел», «Война и мир», сегодня являются ценнейшим наследием музыки 20 века. Современные слушатели и критики понимают ценность этих сочинений, чувствуют их глубокую мелодичность, ритмику, особый подход к созданию характеров.
Балеты Прокофьева
Тяга к театру была присуща композитору с детства, он вносил элементы драматургичности во многие свои произведения, поэтому обращение к форме балета было вполне логичным. Знакомство с Сергеем Дягилевым подтолкнуло музыканта взяться за написание балета «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (1921 г.). Сочинение было поставлено в антрепризе Дягилева, как и следующие работы: «Стальной скок» (1927 г.) и «Блудный сын» (1929 г.). Так в мире появляется новый выдающийся балетный композитор – Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта» (1938 г.) стал вершиной его творчества. Сегодня это сочинение ставят во всех лучших театрах мира. Позже он создает еще один шедевр – балет «Золушка». Прокофьев смог реализовать свою скрытую лиричность и мелодичность в этих своих лучших произведениях.
«Ромео и Джульетта»
В 1935 году композитор обращается к классическому сюжету Шекспира. Два года он пишет сочинение нового типа, так даже в таком материале проявляется новатор-Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта» - это хореографическая драма, в которой композитор отступает от сложившихся канонов. Во-первых, он решил, что конец у истории будет счастливым, что никак не согласовывалось с литературным источником. Во-вторых, он решил сделать акцент не на танцевальном начале, а на психологии развития образов. Такой подход был очень непривычен хореографам и исполнителям, поэтому путь балета на сцену занял долгих пять лет.
«Золушка»
Балет «Золушка» Прокофьев писал в течение 5 лет - самое лиричное свое произведение. В 1944 году сочинение было завершено и через год поставлено в Большом театре. Это произведение отличает тонкая психологичность образов, музыке характерна задушевность и сложная многоплановость. Образ героини раскрывается через глубокие переживания и сложные чувства. В создании образов придворных, мачехи и ее дочерей проявился сарказм композитора. Неоклассическая стилизация отрицательных персонажей стала дополнительной выразительной чертой сочинения.
Симфонии
Всего композитор за свою жизнь написал семь симфоний. В своем творчестве сам Сергей Прокофьев выделял четыре основных линии. Первая - классическая, которая связана с осмыслением традиционных принципов музыкального мышления. Именно эту линию представляет симфония №1 ре мажор, которую сам автор назвал «классической». Вторая линия – новаторская, связанная с экспериментами композитора. К ней относится симфония №2 ре минор. 3 и 4 симфонии тесно связаны с театральным творчеством. 5 и 6 появились в результате военных переживаний композитора. Седьмая симфония стала с размышлениями о жизни, стремлением к простоте.
Инструментальная музыка
Наследие композитора - более 10 инструментальных концертов, около 10 сонат, немало пьес, опусов, этюдов. Третья линия творчества Прокофьева – лирическая, представлена в основном инструментальными произведениями. К ним относятся первый скрипичный концерт, пьесы «Сны», «Легенды», «Бабушкины сказки». В его творческом багаже есть новаторская соната для скрипки соло ре мажор, которая была написана в 1947 году. Сочинения разных периодов отражают эволюцию творческого метода автора: от острого новаторства до лиричности и простоты. Его соната для флейты №2 является сегодня классическим произведением для многих исполнителей. Его отличает мелодическая гармония, одухотворенность и мягкий духовой ритм.
Произведения Прокофьева для фортепиано составляли огромную часть его наследия, их самобытный стиль сделал сочинения чрезвычайно популярными у пианистов всего мира.
Прочие произведения
Композитор в своем творчестве обращался и к самым крупным музыкальным формам: кантатам и ораториям. Первая кантата «Семеро их» была написана им в 1917 году на стихи К. Бальмонта и стала ярким экспериментом. Позже он пишет еще 8 крупных сочинений, среди которых кантата «Песни наших дней», оратория «На страже мира». Произведения Прокофьева для детей составляют особую главу в его творчестве. В 1935 году Наталья Сац предлагает ему написать что-то для ее театра. Прокофьев с интересом откликается на эту идею и создает знаменитую симфоническую сказку «Петя и волк», которая стала необычным экспериментом автора. Еще одна страница биографии композитора - музыка Прокофьева для кино. Его фильмография составляет 8 картин, каждая из которых стала серьезной симфонической работой.
После 1948 года композитор находится в творческом кризисе, сочинения этого периода малоуспешны, за исключением некоторых. Творчество композитора сегодня признано классическим, оно изучается и много исполняется.