Пиранделло Луиджи, итальянский писатель: биография, творчество

Пиранделло Луиджи – известный итальянский драматург, романист и новеллист. В 1934 году он получил Нобелевскую премию по литературе. Однако это лишь один из поводов для знакомства с его творчеством. Пиранделло Луиджи создал множество интересных произведений, которые до сих пор пользуются большой популярностью.

Происхождение, детство и обучение в университете

Будущий писатель родился в Джирджении (Сицилия) в многодетной семье. Луиджи был вторым из шести детей. Отец его был преуспевающим дельцом - он владел рудником по добыче серы. Литературный талант Луиджи проявился очень рано, в школьные годы. Еще будучи подростком, он писал стихи, а также сочинил трагедию "Варвар", к сожалению, не сохранившуюся.

Пиранделло некоторое время пытался продолжить семейный бизнес, однако этот род занятий ему не очень удавался. Луиджи в 1887 году поступил в Римский университет. Но уже через год он перевелся в Боннский университет, поскольку уровень преподавания его не удовлетворил. Здесь Луиджи изучал философию и литературу. В 1891 году писатель окончил обучение. Его дипломная работа была посвящена сицилианским диалектам.

Возвращение в Рим

Первый поэтический сборник Пиранделло появился в 1889 году ("Радостная боль"). В этой книге заметно влияние Джозуэ Кардуччи. Завершив учебу, Пиранделло решил остаться в Бонне. В течение года он читал лекции в этом учебном заведении.

Писатель возвратился в Рим в 1893 году. При финансовой поддержке своего отца он начал серьезно заниматься литературой. Первый роман Пиранделло, "Отвергнутая", появился в 1901 году. В 1894-м был опубликован первый сборник новелл под названием "Любовь без любви", созданный в традициях веризма. К этому же году относится женитьба Пиранделло. Избранницей его стала дочь компаньона отца, Антуаньетта Портулато. От брака с этой женщиной у Луиджи родились двое сыновей и дочь.

Преподавательская деятельность, первая пьеса

Пиранделло в 1898 году стал работать в педагогическом колледже в Риме, где он был назначен на должность профессора итальянской литературы. В этом учебном заведении Луиджи преподавал до 1922 года. В 1898 году появилась его первая пьеса, небольшая одноактная драма "Эпилог". Это произведение было поставлено в театре только спустя 12 лет, в 1910 году, под другим названием ("Укус").

Два важных события в личной жизни

В результате наводнения, произошедшего в 1903 году, рудник отца Луиджи был разрушен. Преподавание и литература отныне стали для Пиранделло единственными средствами заработка. Жена писателя в 1904 году перенесла тяжелый нервный срыв. Следующие 15 лет ее мучила мания преследования. Женщина устраивала Пиранделло истерики из ревности. В 1919 году писателю пришлось поместить свою супругу в психиатрическую клинику.

Произведения 1900-х годов

Луиджи продолжал писать и публиковать свои произведения, несмотря на финансовые и семейные неурядицы. Третий роман Пиранделло, "Покойный Маттиа Паскаль", был оценен очень высоко. В этом произведении, созданном в 1904 году, представлена тема лица и маски. Эстетические и теоретические взгляды на искусство Пиранделло изложил в двух произведениях, созданных в 1908 году: в "Науке и искусстве" (сборнике статей) и в статье "Юмор", где раскрывается непростой трагикомический взгляд на мир этого автора.

Пьесы 1915-21 гг.

До 1915 года Пиранделло писал в основном романы и новеллы, а после 1915 года он целиком посвятил свою жизнь драматургии. К этому году относится постановка первой трехактной пьесы Пиранделло "Если это не так…". Драматургия дала возможность писателю жизнь безбедно, а также оставить через некоторое время преподавательскую деятельность. В период с 1915 по 1921 год Луиджи создал 16 пьес, каждая из которых была поставлена на сцене. Пьеса под названием "Это так (если вам кажется)" имела особый успех у зрителей и критики. Она была поставлена в 1917 году.

Однако международное признание драматургу принесло другое произведение, которое было написано в 1921 году. Речь идет о пьесе Пиранделло "Шесть персонажей в поисках автора". С 1922 года она шла на сценах Нью-Йорка и Лондона (перевод с итальянского) с огромным успехом. Тем не менее римская премьера ее завершилась скандалом, поскольку зрители были оскорблены мнением персонажей о том, что добро и истина относительны. По мнению большинства критиков, пьеса "Генрих IV" является вершиной творчества Пиранделло. Ее премьера относится также к 1922 году. Перечисленные выше пьесы и по сей день пользуются большой популярностью. Они ставятся во многих театрах мира. Перевод с итальянского этих пьес был осуществлен на множество языков.

Особенности творчества Пиранделло

Луиджи в своих зрелых произведениях сосредоточивается на теме непостоянства личности и иллюзорности человеческого опыта. Его персонажи лишены каких бы то ни было постоянных ценностей, характеры и черты их размыты. Личность в мире Пиранделло относительна. Писатель считал, что истина – это то, что происходит сейчас, в данный момент. Луиджи срывал маски со своих героев, освобождал их от иллюзий, весьма придирчиво изучал их личность и интеллект. Творчество Пиранделло отмечено большим влиянием созданной Альфредом Бине теории подсознательного. Луиджи познакомился с трудами немецких философов-идеалистов еще во время преподавательской деятельности в Бонне. Кроме того, писатель на собственном опыте убедился в том, насколько нестабильна психика человека. Ведь в течение 15 лет Пиранделло ухаживал за своей психически больной супругой.

Пиранделло - режиссер, создание театра

Луиджи со временем стал известен не только как драматург, но и как режиссер. Он осуществлял постановки своих собственных пьес. Писатель в 1923 году вступил в ряды фашистской партии. Муссолини поддержал его идею создания Национального художественного театра в Риме. Труппа его в 1925-26 гг. совершила турне по государствам Европы, а также по Южной Америке (в 1927 году). Марта Абба, ведущая актриса этого театра, на долгое время стала для Луиджи источником вдохновения. Однако через некоторое время, несмотря на субсидии государства, театр стал испытывать значительные финансовые затруднения. Труппа его была распущена в 1928 году.

Отношение к фашизму

Некоторые исследователи считают, что Пиранделло Луиджи вел себя с фашистами как приспособленец, соглашатель. Однако нужно сказать в защиту Луиджи то, что не раз он прилюдно заявлял о собственной аполитичности. Несколько раз Пиранделло даже выступал с критикой правящей партии. Из-за этого после закрытия театра у него появились трудности с постановкой своих пьес в Италии.

Последние годы жизни

Пиранделло Луиджи некоторое время жил в Берлине и Милане. Он много путешествовал. Писатель возвратился на родину в 1933 году, о чем его лично попросил Муссолини. Пиранделло в 1934 году был удостоен Нобелевской премии по литературе. Луиджи скончался 10 декабря 1936 года в Риме. Похороны, согласно последней воле писателя, обошлись без публичной церемонии. В Сицилии, на родине Лиуджи Пиранделло, его прах был предан земле.

Популярность Пиранделло

Сегодня во всем мире популярны не только пьесы Луиджи, но и его романы, новеллы и рассказы. Одна из самых известных новелл, которые создал Луиджи Пиранделло, - "Черепаха".

И в нашей стране довольно популярно творчество этого писателя. В одной из недавних передач "Что? Где? Когда?" даже был вопрос, связанный с Луиджи Пиранделло. "Кто погубил человечество, по мнению героя его произведения?" – так звучал этот вопрос. Правильный ответ на него – Коперник. Ведь благодаря ему человечество узнало о своей ничтожности во Вселенной. Именно Коперник учил, что не Солнце вращается вокруг Земли, а наоборот.

Безусловно, стоит познакомиться поближе с произведениями, которые создал Луиджи Пиранделло. Рассказы, новеллы, романы и пьесы его отмечены высокой художественной ценностью.

Комментарии