Дейнека Александр – художник монументального стиля

Дейнека Александр Александрович (1899–1969) – советский художник, который прославлял светлый завтрашний день. Он автор многих станковых работ, акварелей, рисунков, мозаичных панно и скульптур. Дейнека Александр считал, что искусство «должно быть самой жизнью».

Некоторые сведения о художнике

Родившись в Курске и окончив Харьковское художественное училище, Дейнека Александр уезжает в Москву, где окунается в бурлящую художественную жизнь ВХУТЕМАСа. Его притягивала монументальность, и потому ею отличается большинство его работ. Камерных произведений у него мало. Даже создавая произведения на бытовые темы, он поднимался до высоких обобщений.

«Оборона Петрограда» (1928)

В этой первой большой картине отражены поиски художником нового языка, который сможет выразить революционный подъем народа, готового умереть за идею.

Строг и суров ритм картины. Мерно и стройно шагает отряд. В суровых, непреклонных лицах, в крепко сжатых кулаках, в тяжелой поступи людей выражена уверенность стойко и непоколебимо защищать достижения революции. Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации. В картине практически нет никаких примет быта. Фон дан скупой линией отдаленного города. И все. Художественный образ предельно величав и обобщен. Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города. Эпическая монументальность образов не отменяет того, что у каждого человека имеется свой, личный характер. Просто сейчас они все объединены одной идеей, и ничему личному в данный момент нет места. Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины. Он тоже работает на создание драматической ситуации, в которую с полным спокойствием погрузились уверенные в себе люди – защита революции для них священна. Эта работа, которая производит впечатление и сегодня, несомненно, результат долгих раздумий и поисков художника.

Тридцатые годы

Творческие силы активно ищут выхода. Они просто выплескиваются на полотна. В это время окончательно складывается монументальный стиль художника, который окрашивается глубоким лиризмом, человечностью и вниманием к своим моделям.

Вершиной явилась картина «Мать» (1932). Прекрасна и благородна материнская душа. Велика ее нежность к своему доверчиво лежащему на ее плече ребенку. Это поистине советская мадонна. Композиция полотна асимметрична, а колорит предельно сдержан, гармоничен и выразителен. Чуть позже будет писать Александр Дейнека картины, наполненные светом и солнцем.

Лирика на полотнах этого периода

Совершенно беззащитный образ мальчугана, который заснул и свернулся клубочком рядом с вазой с васильками. Это совсем другой Дейнека Александр, полный нежности к беспомощному ребенку. «Крымские пионеры» (1934) – это тоже светлое безоблачное детство, которое напоено у подростков ароматами моря. Ярчайшее солнце обесцветило все краски, оставив одну – радость и полноту жизни.

Глаза мальчиков на полотне светятся умом и пытливостью. Это светлый и здоровый мир, за которым будущее и который противопоставлен старому, уходящему. Эти дети сродни образам Гайдара, которые уверены в своей стране, как в самой светлой из всех существующих. В те годы Дейнека Александр создает много произведений, связанных с утверждением здорового образа жизни, который приведет к созданию совершенного человека. В 1935 году написана «Парижанка».

Как всегда, цветовое решение лаконично, и все работает на создание поэтичного образа молодой изящной женщины. Ее наряд и шляпка изысканно просты. Тронуты алой помадой губы, в глубокие тени погружены глаза. Модель задумалась и не обращает внимания на то, какой эффект она производит. Ей это сейчас безразлично. Эта одухотворенная молодая женщина полна душевной чистоты.

Годы Великой Отечественной войны

Уходят весь лиризм и поэтичность, перед нами вновь встает в полный рост монументальность, присущая художнику. «Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу. Таким видит город Дейнека Александр. И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы. Это выражено прежде всего поставленными надолбами, потушенными огнями в окнах и стремительной скоростью уезжающего военного грузовика. Дома тревожно притихли. Они занесены снегом. Но враг не пройдет. Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют.

После перелома

После 1943 года в картинах живописца присутствует совсем другое настроение. Художник Александр Дейнека создает эпопею о защите Севастополя.

Это грандиозное произведение, которое передает всю силу народа, бьющего захватчиков с мощью и напором, которым противостоять просто невозможно. Динамика боя передана так, что словами ее пересказать трудно. Позднее будет акварель «Берлин. День подписания декларации» (1945), в которой отражаются чувства, овладевшие всей страной.

После войны

Дейнека Александр Александрович вновь обращается к образам, связанным со спортом. Люди должны быть прекрасными, как античные боги. Тут снова нет места дряблости и лени. Очень хорош его автопортрет за утренней зарядкой. Художник не только декларирует, что в человеке все должно быть прекрасно, но и сам следует этим принципам.

Новые люди должны создавать новый мир, утверждает своими работами художник. Произведение «Юный конструктор», созданное в 1966 году, показывает этого человека, молодую девушку, в которой неразрывно внешнее и внутреннее.

Дейнека Александр Александрович картины писал не кистью, а умным сердцем. Его работы были высоко оценены правительством страны. Народный художник СССР был награжден двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, носил высокое звание Героя Социалистического Труда.

Работы художника востребованы и на сегодняшний день. Одно из его произведений продано в Лондоне примерно за три с половиной миллиона долларов. Умер художник в 1969 году и похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Комментарии