Знаменитая русская актриса Комиссаржевская Вера Фёдоровна: биография, личная жизнь, театральные роли
Комиссаржевская Вера Федоровна – выдающаяся русская актриса рубежа 19-20 веков, чье творчество оказало значительное влияние на развитие театрального искусства. Жизнь ее была коротка, но очень насыщенна и ярка. Изучению ее феномена посвящено немало книг, статей и диссертаций. Есть театр имени Комиссаржевской (Санкт-Петербург), она вдохновляла поэтов на написание стихов, о ее судьбе снят фильм. Она остается значительной частью русского искусства даже спустя более чем 100 лет после ухода.
Родители и ранние годы
Комиссаржевская Вера Федоровна родилась 8 ноября 1864 года в Санкт-Петербурге. Ее мама – Мария Николаевна, была дочерью командира Преображенского полка, а отец – известным в Петербурге оперным певцом Мариинского театра. Он учился в Италии, затем вернулся в Россию. Родители Веры поженились тайно, это была громкая история в городе. Со временем отец Марии Николаевны смирился с этим. У пары родились почти подряд три дочки. Вера и сестры росли в артистической атмосфере, в доме бывало много актеров, художников, музыкантов. Отец дружил с М. Мусоргским. Вера часто участвовала в домашних спектаклях и концертах. У нее был неплохой голос, и отец надеялся, что она станет певицей. Вера сменила несколько учебных заведений, но увлекающийся характер не давал ей учиться усердно. В конце концов отец забрал ее для обучения на дому.
Все изменилось, когда умер отец Марьи Николаевны, она на полученное наследство купила поместье под Вильно и отдала старшую дочь Веру учиться в престижный институт благородных девиц. Муж же остался в Петербурге, продолжал петь и не замедлил завести новый роман. Марья Николаевна приняла вину за развод на себя и, чтобы оплатить расходы, продала имение. Остаток жизни она вела очень бедную жизнь. Мама Веры была уверена, что главное предназначение женщины – это муж и дети. Поэтому, когда ее брак распался, она оказалась сломленной на всю оставшуюся жизнь.
Призвание
Комиссаржевская Вера Федоровна всегда была ближе к отцу, они с ним были родственными душами, но когда родители разошлись, она осталась с матерью, так как отец быстро женился вновь. Чтобы поддержать мать и сестер, Вере нужно было выйти замуж, и она приняла предложение графа Владимира Муравьева. Но было сразу понятно, что брак неудачен. Муравьев любил выпить, мог в разгоряченном состоянии поднять руку на жену. А затем и вовсе завел роман с младшей сестрой Веры – Надеждой. Такое двойное предательство ошарашило будущую актрису. Она, как и ее мать, взяла вину за развод на себя и даже угодила в психиатрическую лечебницу. Именно это страдание привело к тому, что в ней с огромной силой открылся талант драматической актрисы. Врачи настоятельно ей рекомендовали найти какое-то дело, чтобы отвлечь мысли. И она начала брать уроки актерского мастерства у актера из Александринки Владимира Давыдова. Он разглядел в ней большой талант и советовал поступать в театральное училище. Но жизнь распорядилась по-своему.
Начало пути
В 1890 году отец Веры расстался со второй женой и его дочери переехали жить к нему. Вера много занимается на гитаре, помогает отцу с учениками. Однажды ученик по фамилии Станиславский попросил ее помочь ему в спектакле в Охотничьем доме, где заболела актриса. Так Комиссаржевская Вера Федоровна впервые ступила на настоящую театральную сцену. В это время врачи нашли у нее хроническое заболевание горла, это стало последним толчком к ее решению стать актрисой. Она играет роль Бетси в спектакле «Плоды просвещения» в «Обществе искусства и литературы» при училище, в котором работал Ф.П. Комиссаржевский. Сезон работы в этом театре под руководством Станиславского стал хорошей школой и проверкой для начинающей актрисы. Вскоре «Общество» перестало ставить спектакли из-за материальных трудностей. Но Комиссаржевская уже нашла свою стезю. Ее приметил на спектакле П. Киселевский - актер, друг отца. Он пригласил ее сыграть в Кусково роли в двух спектаклях, она блестяще справилась с поручением.
Новочеркасск
В 1893 году Вера подписывает свой первый артистический контракт на работу в антрепризе Н. Синельникова в Новочеркасске. Помогающий Вере Киселевский высоко, но узко оценивал способности актрисы. Он считал, что ее удел – комедии. Кроме того, он не строил на ее счет больших планов, так как рассчитывал, что она лишь на некоторое время заменит заболевшую актрису. Работа в антрепризе была адски тяжелой. За первые пять месяцев ей пришлось сыграть 58 ролей. Это при том, что у нее не было опыта, и каждая роль требовала проработки и осмысления. А Комиссаржевская еще умудрялась учиться у коллег, вела дневник наблюдений за их игрой, разбирала спектакли. Иногда ей приходилось играть по два спектакля в день, за ночь нужно было освоить роль. Днем шли репетиции, вечером – игра на сцене. Такая поточная работа не давала свободы для творчества и поиска своего метода, но давала навык игры на сцене, помогала накапливать опыт. Роли в это время ей доставались самые ничтожные, пустые водевильчики, которые ставились на сцене и не предполагали глубины драматических переживаний. Но Вера относилась к ним со всей серьезностью, рассматривая каждую как важный урок. Ей самой приходилось быть своим костюмером, гримером и даже режиссером. Но труд не остался незамеченным, и критика начинает отмечать ее игру, сначала в нескольких словах, потом в целых абзацах. Ее авторитет рос вместе с мастерством.
За год Комиссаржевская смогла разобраться немного в себе, наработала приемы и начала задумываться о большем. Она слишком поздно начала свою карьеру, в 29 лет, и начинает торопиться реализовать себя. В это время она много читает серьезной драматургии и мечтает о настоящем творчестве. Антреприза сильно зависела от вкусов публики, а они были очень непритязательными, казачество не хотело от театра серьезных размышлений, а лишь увеселений. Но театр Синельникова, который был в то время лучшим среди подобных, все-таки иногда решался на серьезные постановки, например, «Горе от ума» и «Плоды просвещения».
За год работы актриса смогла показать себя, но это не прибавило ей любви коллег. Общение с ней было делом нелегким, так как она была очень требовательна и к себе, и к другим. Сезон завершился, но Комиссаржевская не получила ожидаемого предложения продлить контракт. В труппу вернулась болевшая Медведева, Киселевский увидел, что Вера не хочет довольствоваться ролями в водевилях и утратил к ней интерес, коллеги по сцене завидовали ей и не понимали ее. Все привело к тому, что Комиссаржевской пришлось покинуть антрепризу Синельникова.
Гастроли
Все актрисы Российской империи того времени для поддержания своего материального положения сотрудничали с антрепризами. Стационарных театров было немного, в основном, в больших городах. Поэтому гастролирующих трупп было довольно много. Покинув Новочеркасск, Вера Комиссаржевская по приглашению Тифлисского артистического общества едет с ними на гастроли. Здесь ей удалось сыграть 12 ролей, среди которых комедии «Сорванец», «Денежные тузы» и другие. Критика и публика хорошо принимают актрису, даже ее отец высоко оценивает ее игру. Несмотря на успех, сама Вера не была до конца собой довольна, она продолжает мечтать о более серьезном репертуаре. Такая неуверенность в себе мешала Комиссаржевской найти хороший ангажемент. После гастролей в Тифлисе она возвращается в Москву в надежде найти работу, но в агентство идти боится и с грустью видит, как труппы заполняются и уезжают, а она остается без работы. Неожиданно коллега по Тифлису предлагает ей принять участие в гастролях в Озерках и Ораниенбауме. Эта антреприза отличалась более серьезным репертуаром, что очень понравилось Вере. Здесь ей удается сыграть за 3 месяца 14 новых ролей в таких пьесах, как «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Василиса Мелентьева» А.Н. Островского, «Степной богатырь» И.А. Салова.
Успех ее был очень заметным, что подтверждало приглашение поработать в Александринском театре. Но она, вновь испугавшись своей неопытности, решила принять приглашение из антрепризы Незлобина в Вильно. Публика и репертуар у этой труппы были гораздо серьезнее всех предыдущих, в которых работала Комиссаржевская. Здесь за 2 года она сыграла 60 ролей, среди которых были уже несомненные удачи: Лариса в «Бесприданнице» А.Н. Островского, Софья в «Горе от ума» А. Грибоедова, Луиза в «Коварство и любовь» Шиллера. Здесь ее игру по достоинству оценивают Немирович-Данченко, Качалов, Бруштейн. У Незлобина Комиссаржевская в полной мере развила и продемонстрировала свой драматический талант, в котором до этого ей отказывали некоторые критики и свое новаторство. Но ей сильно не достает хорошего режиссера, который бы смог управлять ее игрой.
Александринский театр
В 1896 году она уже сама начинает хлопотать о поступлении на сцену Александринского театра. Роль просительницы ей очень не нравилась, ей приходилось поволноваться и поразмышлять о пьесе для дебюта. Все это для 32-летней актрисы было уже непросто. Но она с успехом сыграла дебютную пьесу «Бой бабочек» и была высоко оценена критикой. Актриса принесла на сцену театра новую манеру, построенную на внутреннем переживании. За шесть лет в Александринке Комиссаржевская сыграла свои лучшие роли, сделавшие ее знаменитостью и гордостью российского театра: это Лариса в «Бесприданнице», Нина Заречная в «Чайке», Дездемона в «Отелло», Марикка в «Огнях Ивановой ночи», Маргарита в «Фаусте». Спектакль «Чайка» был очень высоко оценен Чеховым, который до конца своих дней считал, что это было лучшее воплощение его авторского замысла. Он долго переписывался с актрисой, вместе они обсуждали пути развития психологического русского театра. Спектакль «Чайка» не был принят публикой и критикой, этот провал стал огромным ударом для драматурга и актрисы.
В театре Вера нашла соратника – режиссера Е.П. Карпова, с которым они не были единомышленниками, но вместе пробивались на новой сцене, вместе искали верных путей. Благодаря этому сотрудничеству актриса осознала, как велика роль режиссера в судьбе актеров. В этом сотрудничестве Вера смогла понять свои взгляды на искусство, которые привели ее к поискам нового пути.
Поиски нового театра
Актриса страстно мечтала о новом театре, этой идеей она когда-то заразилась от Станиславского и лелеяла мечту о собственном театре, в котором она могла бы полностью реализоваться. Александринский театр налагал на нее слишком много ограничений, здесь была своя консервативная политика. В ее письмах и дневниках постоянно возникает тема пути, поиска нового театра. Актерский театр Комиссаржевской строился на психологизме, а в Александринке от нее требуют в основном внешних проявлений, без погружения в глубины души персонажа. Она чувствует, что напрасно теряет время, что ее работа на Императорской сцене ведет ее в никуда. Поэтому в 1902 году она решает покинуть Александринку. Денег на собственный театр у нее нет, и поэтому ей приходится отправиться в длительные гастроли, она объезжает почти всю страну, работает в Ялте, Киеве, Сибири, Харькове. Но репертуар был слабый, режиссура низкокачественная. Ей был необходим свой режиссер, и она нашла его в лице В.Э. Мейерхольда.
Собственный театр
Драматический театр Комиссаржевской появился официально в 1904 году, для него она снимает здание. Но отсутствие денег заставляет ее сразу же отправиться в турне и 2 года она колесит по стране, зарабатывая деньги и играя во второсортных спектаклях на потребу публике. Героическими усилиями и помощью единомышленников была собрана сумма в 70 тысяч рублей, и Комиссаржевская наконец начинает создавать стационарный, репертуарный театр в Санкт-Петербурге. Ее цель – новая художественная идеология, «театр души», для этого ей нужен был особый репертуар и труппа. Комиссаржевская читает огромное количество современных пьес, она выбирает для своего театра Ибсена, Чехова, Горького. В театре складывается труппа из единомышленников, которые жаждут показать миру новый взгляд на театральное искусство. В 1906 году Мейрехольд дал согласие работать в театре, он ставит 13 спектаклей, среди них новаторские версии пьес «Гедда Габлер», «Балаганчик», «Жизнь человека». Но отношения между актрисой и режиссером складываются очень непросто, что в сумме с провалами спектаклей приводит к разрыву. Драматический театр Комиссаржевской неоднозначно принимает публика, здесь случаются настоящие скандалы. Но это был естественный результат революционных действий труппы. Работая в своем театре, Вере пришлось столкнуться с непониманием, с предательствами, с провалами, но и с грандиозным успехом.
Лучшие роли
Комиссаржевская Вера Федоровна, роли которой до сих пор являются образцами психологической школы, в годы своего расцвета сыграла немало блестящих, новаторских персонажей. Ее манера игры исключительно подходила для воплощения чеховских героинь. Так, ее Соня из «Дяди Вани», Саша из «Иванова» и Нина Заречная из «Чайки» были тонко чувствующими, борющимися натурами. Комиссаржевская понимала авторский замысел, ощущала его художественный замысел. И несмотря на то что многие зрители не принимали такой трактовки, сам драматург считал ее интерпретацию лучшей.
Также к числу выдающихся ролей Комиссаржевской относят ее Ларису из «Бесприданницы» А. Островского, Наташу Боброву из «Волшебной сказки» И. Потапенко, Нору в «Кукольном доме» Г. Ибсена, Варвару в горьковских «Дачниках». В каждом образе она находила собственную интерпретацию, умела разглядеть зерно роли и передать глубочайшие переживания персонажа.
Разочарование в театре
В 1908 году Драматический театр, уже известный как театр имени Комиссаржевской (Санкт-Петербург), совершает гастрольный тур в США, где Вера получает исключительно хвалебные рецензии. Ее называют одной из величайших актрис 20 века. Но сама Комиссаржевская испытывает горькое разочарование от своего театра. Работа с символистом Мейерхольдом убила в актрисе искру, она не чувствовала свой талант востребованным. Вера видит, что задуманное почти никогда не реализуется в спектаклях, что актеры и режиссеры не понимают друг друга, неверно истолковывают выразительные идеи нового театра. Каждый новый спектакль Комиссаржевской кажется провальным. В 1909 году она принимает очень трудное решение уйти из театра.
Новые надежды
Комиссаржевская, актриса невероятного дарования, мечтавшая о прекрасном, психологическом театре, поняла, что с актерами, воспитанными в старых традициях, ничего сделать не удастся. И ей приходит мысль открыть театральную школу, чтобы воспитывать актеров новой формации. Она планировала вспомнить уроки своего отца, который был хорошим театральным педагогом и опыт Станиславского, создавшего свою систему артистической игры. Она хотела преподавать сама, чтобы передать свой опыт, полученный с таким трудом, а также пригласить своих выдающихся друзей-актеров и режиссеров, также она хотела позвать А. Белого, Д. Мережковского, В. Иванова для преподавания предметов, расширяющих кругозор. Окрыленная новыми идеями и надеждами, Комиссаржевская отправляется на последние в своей жизни гастроли по Сибири.
Частная жизнь
Вера Комиссаржевская, биография которой так коротка и так заполнена театром, так и не решилась выйти замуж вторично. Слишком уж большой удар был нанесен ей первым мужем, Владимиром Муравьевым. Но в 1887 году во время лечения в Липецке она знакомится с Сергеем Зилоти, офицером, высокообразованным человеком, любителем литературы и театра. Между ними складываются очень теплые отношения, Сергей даже привозит Веру в имение к родителям и представляет как невесту. В этом доме Комиссаржевской всегда было очень тепло и уютно. Она всю жизнь дружила со всей семьей Зилоти, часто бывала у них в Знаменке. Но замуж за Сергея так и не вышла.
Комиссаржевская Вера Федоровна, личная жизнь которой была драматичной, много сил и времени отдавала переживаниям на сцене и этого ей было достаточно. Современники рассказывали, что в нее был влюблен А. Чехов, но так и не решился признаться ей в этом. Хотя, не исключено, что он был влюблен в ее талант актрисы, а не в женщину. У нее было несколько романов: с режиссером Е.П. Карповым, с молодым актером Н.П. Рощиным-Инсаровым, с дипломатом С.С. Татищевым, с поэтом В. Брюсовым, но ни один из них не перерос в брак, так как главным в ее жизни всегда оставался театр.
Уход
Гастроли по Сибири и Дальнему Востоку сильно утомили Комиссаржевскую, она жаловалась врачу на боли в ушах. Эти ощущения не давали ей спать, она с каждым днем чувствовала себя все хуже. Приглашенные к ней доктор предложил ей единственный метод лечения – трепанацию черепа. Недомогание не проходило, и когда уже в Ташкенте несколько актеров труппы заболели оспой, состояние Веры Федоровны тоже ухудшилось, оказалось, что у нее тоже оспа. Ее боли были невыносимыми, 27 января она потеряла сознание. Язвы покрывали все ее тело, боли только усиливались. В середине февраля актрисе приснился А.П. Чехов, она расценила это как добрый знак. Но через несколько дней состояние значительно ухудшилось, 23 февраля наступил паралич сердца и великая Комиссаржевская умерла. По ее завещанию в первый час после ее смерти были уничтожены письма и дневники из ее шкатулки. Она велела похоронить себя с закрытым лицом, чтобы люди не увидели, как болезнь ее обезобразила. Комиссаржевская Вера Федоровна (1864-1910) была похоронена на Тихвинском кладбище в г.Санкт-Петербурге.
Память
Уход величайшей актрисы стал настоящим потрясением для России, только после потери вдруг осознали невероятную ценность ее художественного метода и величину таланта. Память Комиссаржевской до сих пор сохраняется родной страной. Театр Комиссаржевской (Новочеркасск) с гордостью вспоминает времена, когда здесь блистала эта актриса. Также как театр в Уссурийске. Дело ее жизни – Драматический театр имени Комиссаржевской в Санкт-Петербурге. Он известен всему миру. Улица Комиссаржевской есть в Тюмени, Донецке и Воронеже. Ее образ запечатлен во множестве стихотворений А. Блока и В. Брюсова. Ее талант вдохновлял на создание музыки, так А. Кнайфель написал сочинение для струнных инструментов «Вера», П. Гапон написал вальс ее памяти «Оборванные струны». Ее жизни и творчеству посвящен прекрасный художественный фильм «Я – актриса» Виктора Соколова. Роль Веры превосходно исполнила актриса Наталья Сайко. Режиссер не хотел снимать хронологическую картину, он избрал новаторский метод – создал фильм из отдельных, не связанных между собой сюжетно эпизодов, которые раскрывают разные грани глубокой натуры актрисы. Фильм показывает трагизм жизни, в которой ценой таланта является спокойствие и личное счастье.