Что такое ментальная арифметика?

Развитие ребенка начинается буквально с первых дней его жизни. По мере взросления ему необходимо профессиональное влияние педагогов, которые смогут правильно оценить потенциал малыша и направить его в созидательное русло. Ментальная арифметика является одной из самых молодых и перспективных методик детского образования. Она способна развить умственные способности ребенка настолько, что любые арифметические задачи станут для него простым и быстрым вычислением в уме. Что же такое ментальная арифметика: очередная бизнес-идея или полезная программа обучения?

История

Новаторская методика была придумана турком Шеном. В основу ее положен древний абакус – счеты, придуманные в Китае еще пять тысячелетий назад. Позже японцами они были не раз усовершенствованы, и сегодня мы пользуемся технической доработкой абакуса – калькулятором. Однако устройство древних счетов, по мнению экспертов, оказалось более полезным для детей. Их использование в образовательном процессе и способствовало формированию новой программы, которая получила название «ментальная арифметика», или «менар». Впервые она была запущена в 1993 году в Азии. В настоящее время действует около пяти тысяч образовательных центров в 50 странах, которые обучают устному счету. Наиболее активными в этом плане являются школы США, Австрии, Канады, Австралии, Таиланда, Китая и Ближнего Востока. Открываются специализированные центры в России, Казахстане и в Киргизии. Так, уже высоких результатов и оценок родителей достигла ментальная арифметика в Астане и Москве.

Зачем это нужно ребенку?

Известно, что у человека правое полушарие мозга отвечает за творчество, восприятие и создание образов, а левое – за логику. Работая левой рукой, мы «включаем» правое полушарие, правой рукой – левое. Синхронная работа обоих полушарий дает огромный потенциал для развития ребенка. А задачей ментальной арифметики является задействовать весь мозг в образовательном процессе. Это осуществляется благодаря выполнению операций на счетах обеими руками. Ментальная арифметика не только помогает освоить навыки быстрого вычисления, но и способствует развитию аналитических способностей. Если современные калькуляторы расслабляют умственные процессы, то абакус, наоборот, тренирует и совершенствует их.

Как работает менар?

Программа обучения ментальной арифметике условно состоит из двух этапов. На первом дети осваивают технику счета на косточках, используя для этих операций сразу две руки. Включение в процесс счета обоих полушарий мозга обеспечивает быстрое выполнение и запоминание действий. Благодаря абакусу дети могут свободно складывать, вычитать, делить и умножать, а также вычислять квадратный и кубический корень.

На втором этапе программы ученики переходят к счету в уме, или на ментальном уровне. Каждое занятие здесь предполагает постепенное ослабление привязки к счетам и стимуляцию детского воображения. Левое полушарие воспринимает цифры, правое – картинку косточек счетов. Так, ребенок учится производить предлагаемые расчеты в уме. Он представляет перед собой счеты и мысленно проделывает необходимые операции. То есть происходит работа с воображаемым абакусом. Теперь числа воспринимаются как картинки, а процесс вычисления ассоциируется с соответствующим движением косточек счетов.

Возраст

В период с 4 до 12 (иногда до 16) лет происходит самое активное развитие мозга у человека. Поэтому усвоение базисных навыков должно осуществляться именно в этот период. Именно поэтому эксперты рекомендуют в указанном возрасте изучать детям иностранные языки, осваивать игру на музыкальных инструментах и другие виды деятельности. В этот список гармонично вписывается и ментальная арифметика. Стимуляция работы мозга такого рода способствует более легкому и продуктивному дальнейшему обучению.

Цели и результаты

Главными целями менара являются концентрация внимания, развитие фотографической памяти и творческого мышления, логики и воображения, слуха и наблюдательности. При профессиональном подходе и успешном достижении целей ребенок может выполнять сложные арифметические задания в уме. Например, осуществлять сложение 10-значных чисел за несколько секунд, а также решать более сложные вычислительные задачи быстрее калькулятора.

Программа не только охватывает математическую область, но и помогает ребенку в других образовательных сферах. Она придает ему уверенность, дает возможность справляться с несколькими делами одновременно.

Школы

Сегодня по всему миру у тысячи частных образовательных детских центров в систему включена ментальная арифметика. Обучение (занятия всех ступеней) обычно продолжается от двух до трех лет. Помимо этапов методики освоения менара, различают 10 уровней, каждый из них ученик проходит за 2-3 месяца. Безусловно, в разных школах программа строится индивидуально. Но все же существуют общие правила. Группы формируются по возрасту учеников. Так, например, выделяют три основных вида: kinder, kids и junior. Занятия ведут опытные и квалифицированные педагоги-психологи, которые прошли соответствующую подготовку и аттестацию.

Подготовка педагогов

Помимо центров, обучающих детей менару, существуют школы по подготовке специалистов в этой области. Как правило, преподаватель ментальной арифметики – это человек, уже имеющий за плечами образование педагога, психолога и опыт в данной сфере. Потому что в процессе обучения данному предмету очень важны не только математические знания и навыки пользования абакусом, но и методы преподавания менара, осознание психологического уровня развития ребенка.

Кроме того, центры по подготовке педагогов регулярно проводят семинары, тренинги, которые позволяют поддерживать высокий уровень мастерства, отслеживать статистику учителей и их учеников по предмету «ментальная арифметика». Обучение для педагогов предполагает аттестацию в виде экзаменов и получение сертификатов и дипломов. Такие документы помогают родителям оценить уровень квалификации педагога и сделать правильный выбор.

Пособия и учебники

Многие обучающие центры имеют авторские методики. В целом они незначительно отличаются друг от друга. Дети в возрасте 4-10 лет очень подвижны, а предмет требует усидчивости и внимания. Поэтому система подходов к обучению малышей менару строится на психологических, возрастных особенностях восприятия информации учеником. Без этого практика педагога превратится в сухое заучивание правил и не принесет положительных результатов.

Различают две категории обучающих материалов: пособия для педагогов и учебники для школьников по предмету «Ментальная арифметика». Пособия включают методические сборники, видеоуроки и пояснительные брошюры к учебникам. Они постоянно обновляются, дополняются вспомогательными материалами.

Учебник по ментальной арифметике классически представлен в двух вариантах: теоретическом и практическом. Благодаря первому ученик изучает правила и приемы вычислительных действий на древних счетах, операции с косточками. В практикумах даются упражнение на оттачивание и закрепление теоретических знаний. Учебники имеют четкое деление по уровням программы и возрасту учеников.

Отзывы

Ментальная арифметика для детей – относительно новая программа обучения счету. Но за время своего существования она показала абсолютные результаты. Практика и отзывы родителей доказывают, что ментальная арифметика весьма полезна и действенна. Она может быть успешно включена в обязательную программу образования или быть, как сейчас, дополнительным, развивающим факультативом для детей.

Всего два-четыре часа в неделю уже через несколько месяцев занятий дают поразительные результаты. Родители отмечают улучшение памяти у детей, развитие творческого мышления, внимательность и сосредоточенность. Они увереннее чувствуют себя на общих занятиях, охотнее и быстрее готовят домашние задания. Значительно повышается уровень их успеваемости.

Таким образом, ментальная арифметика стала не просто конкретным предметом по освоению вычислительных навыков, но и одной из ступеней к формированию всесторонне развитой личности. Максимальный потенциал мозга, который «включается» во время занятий, позволяет воспитать здорового и успешного ребенка, маленького гения, который, получив такую надежную точку опоры, в будущем способен перевернуть мир.

Комментарии
Ментальная математика (набор алгоритмов для быстрого вычисления) – способствует воспитанию бездушных роботов. Модное увлечение . Как много пустых фраз в аннотации , "творческое развитие(?)". О каком творчестве вы говорите? Приведите примеры творчества. Где оно спряталось в ментальной математике? Есть изумительные альтернативы - Дьенеш, Кюизенер, Никитин,+ методика Зайцева, Ребус-метод Барчан, Битно, ТРИЗ!!!! Всё это можно давать в комплексе. Это действительно развивает гармонично ребёнка! Но это
плохо мне не понравилось.работаю учителем математики 30 лет в школе пытаюсь научить детей но не получается .
Учитель математики с 40-летним стажем работы.-это очень поможет детям в успешном освоение программ по математике
1
да(( потом в школе их переучивают путем зазубривания.Они даже в столбик нормально не считают.Я,мама,ученика 2 класса. В школу пришел ,умея читать,считать с 4х лет и со знанием английского языка.Про изучение английского в школе я вообще молчу.
Все бы хорошо, но дети потом идут в обычную школу, где им не будут создаваться условия для дальнейшего развития и им там будет очень скучно, потеряется всякий интерес к обучению
Так лучше пусть он потеряется сразу, да?)
это супер сам попробовал
как по мне она очень полезна.если правша работает левой рукой нагой или на оборот это очень хорошо помажет развить тело и каардинацыю.развитое тело развитый интеллект это как минимум.плюс еще и арифметика.да и левшу переучивать не надо это издевательство ноооо заинтирисовать к развитию правых конечностей очень хорошо повлияет на человека в любом возрасте.
Я на собственном опыте знаю,что это не ерунда...А детям ментальная арифметика очень помогает. Дети становятся более сконцентрированы,повышаются оценки в школе...Для многих шок,когда ребенок в 5 лет может быстрее посчитать чем взрослый...У меня много историй есть связанных с арифметикой,которые подтверждают что эта методика работает. Только главное найти хорошего преподавателя,который не только методику знает,а найдет подход к каждому ребенку. У кого-то с концентрацией внимания плохо,кто-то запом
Книгу Мерили Зденек "Развитие правого полушария" прочитать хотя бы можно, а не статьями одними ограничиваться. Она всю жизнь этому вопросу посвятила. И очень подробно описала изменения у людей, кто тренировал правое полушарие. А то, что интегральность мышления сильно коррелирует с развитым правым полушарием, активно взаимодействующим с левым, - это проверенной лично факт. И многими исследователями, например, профессором М. Шичидо или Г. Доманом. Р. Сперри вообще нобелевскую премию получил за так
фигня все это.
В советской школе было это само собой разумеющимся. И не только в Советской, но и царское время устный счет был развит.
А тут придумали новомодный бизнес проект, вместо того, чтобы вернуться в проверенной системе образования.
Читая про эту ментальную арифметику, вспомнила свою бабушку, которая складывала и умножала на обычных счетах. А еще были логарифмические линейки. А моя прабабушка умножала на пальцах. Воображение, память и плюс мелкая моторика пальцев. Правда пафосного названия нет.
Пафосного названия нет, но ведь кто-то ваших бабушку и прабабушку этому научил, а вот Вы - увы, сами этим уже не владеете. И научиться, судя по всему, не у кого. Мне 43 года, я тоже училась в советской школе и хорошо отношусь к этой системе - в сравнении с современным бредом. Однако же и устный счёт у нас был на таком же примитивном уровне, как английский язык - на уровне азбуки. Чем же тут хвалиться? Почему обязательно всё должно быть только плохо или ещё хуже? Может хватит уже быть поголовным
чувствуется педагогическое образование и работа в школе СССР, "поголовное быдло",всем дали оценку,браво) на то и существует современное общество,чтобы высказывать свое мнение ,ну и простите,мы уже далеко не школьники,чтобы кого то так явно поучать.Повеселила фраза" не дадим учиться,а уж тем более -этим зарабатывать".Зарабатывайте,господа.Впереди еще много методик и направлений,можно развлекаться До школы. В ней все совершенно по - другому.к сожалению(
Дети, занимающиеся ментальной арифметикой, отличаются от других не потому, что именно ею занимаются, а потому что вообще чем-то занимаются и потому, что это дети из определеных семей, где правильно общаются с детьми. Умение правильно и быстро считать - хорошее умение, но по большому счету, бесполезное.
С точки зрения нейропсихологии это полная ерунда. По крайней мере объяснение про задействование левого и правого полушария одновременно. Это настолько примитивное и упрощенное представление о механизмах психической деятельности (в данном случае мышления)! Человеческий мозг устроен очень сложно: помимо правого и левого полушария в мозге есть много чего. Есть корковые и подкорковые структуры, есть базальные и конвекситальные отделы, есть организация разных частей мозга в единую функциональную сис
Вот именно, все примитивно, как для лохов, чтобы продать то, чего на самом деле нет. 😃
Мне очень понравилось Ваше объяснение, поэтому хотелось бы спросить, как специалиста. Стоит ли переучивать левшу?
Екатерина, я не специалист, но могу вам ответить с точки зрения жертвы: нет!
Я - переученная левша. Кроме всех психологических проблем, которые нам в детстве доставляло это переучивание, когда тебе вдалбливают что ты неправильная, а правильные дети делают это все другой рукой, почему-то и я и все мои знакомые переученные левши не умеем владеть своим телом - мы не умеем танцевать, мы не попадаем в ритм со всей группой на занятиях по аэробике и тд итп. Я не знаю, с чем это связано может быть спец
Нет. Как логопед говорю - переучивание может провоцировать логоневроз (заикание). Главное держите правильно ручку и развивайте мелкую моторику.
Меня в детстве переучили. До сих пор пишу правой, а кидаю левой. В плане динамики движения и танцев все ок. Думаю, что не надо. Каждый человек индивидуален. Хотя , это возможно, ему это поможет развиться еще лучше!..
Странно,я вот правша ,всю жизнь, а не аэробика,не танцы мне не даются, по моему тут нужен слух и чувство ритма
еще зеркальное восприятие цифр,наоборот( у меня было после переучивания в детстве. В ритм я попадаю,это сноровка.Это надо в зеркало смотреть))
Я - левша!!! Прекрасно орудую и левой и правой рукой, пишу одновременно двумя руками, очень талантлива, танцую все танцы мира, попадаю не только в такт, отвечаю на заданный вопрос не дослушав его...
"Всего два-четыре часа в неделю уже через несколько месяцев занятий дают поразительные результаты.")))))))))))))) т.е. 2-4 занятия в неделю и так несколько месяцев. В таком темпе в любом деле можно достичь поразительных результатов.
Новое - хорошо забытое старое. Если быть честным и действительно думать о детях, а не ставить только цель, зарабатывания денег, то к этому надо подходить с большой осторожностью. Специалистов мало. Около ментальщиков много.