Арнольд Шенберг: биография и творчество кратко, фото

Арнольд Шенберг, творчество кратко которого можно охарактеризовать как новаторское, прожил интересную и насыщенную жизнь. Он вошел в историю мировой музыки как революционер, совершивший переворот в композиции, создал свою школу в музыке, оставил интересное наследие и целую плеяду учеников. Арнольд Шенберг – один из выдающихся композиторов 20 века.

Детство и семья

13 сентября 1874 года в Вене появился на свет Арнольд Шенберг, биография которого будет непростой, но всегда связанной с музыкой. Семья Шенбергов жила в еврейском гетто. Отец – Самуил Шенберг - был родом из Пресбурга, имел свой небольшой обувной магазин. Мать – Паулина Наход - уроженка Праги, была учителем игры на фортепиано. У Арнольда было обычное детство, ничто не предвещало его великого будущего.

Обретение призвания

С ранних лет мать начала учить Арнольда музыке, он подавал надежды. Но средств для продолжения обучения у семьи не было. Он самостоятельно постигал науку композиции. Несколько уроков по контрапункту ему дал шурин, известный австрийский композитор и дирижер, за которого сестра Шенберга Матильда вышла замуж, - Александр фон Цемлинский. Музыканты очень сдружились, всю жизнь оставались единомышленниками и нередко помогали друг другу советами, спорили об искусстве. Именно Цемлинский настоятельно рекомендовал коллеге стать профессиональным сочинителем музыки. Будущий композитор Арнольд Шенберг уже в подростковом возрасте остро чувствовал свое призвание, и хотя обстоятельства складывались не в его пользу, все свободное время отдавал музыке.

Начало профессионального пути

Семья жила небогато, а когда умер отец, Арнольду в то время было 15, стало и совсем трудно. Юноше приходилось браться за любую работу. Арнольд Шенберг работал банковским клерком, разносчиком покупок, руководил рабочими хорами, писал оркестровки для опереток. Но он не оставлял своих занятий музыкой, в свободное время писал собственные произведения. Уже в 1898 году в Вене были впервые исполнены произведения Шенберга со сцены. В 1901 году он уезжает в Берлин, где зарабатывает уроками музыки, в консерватории Штерна он даже ведет курс композиции.

В это время он знакомится с Густавом Малером, который оказал значительное влияние на мировосприятие Шенберга. В 1903 году возвращается в Вену и начинает работать в музыкальной школе. При этом он успевает писать музыку, в этот период она выдержана в традициях немецкой композиторской школы конца 19 века. Наиболее значительным произведением этого этапа стали: струнный секстет «Просветленная ночь», поэма «Пеллеас и Мелизанда» (1902-1903 гг.), кантата «Песни Гурре» (1900-1911 гг.). Арнольд Шенберг отличался большой работоспособностью, уже в начале пути он одновременно преподавал, писал музыку, давал концерты.

Биография и музыка

В творчестве композитора Шенберга выделяют три периода: тональный (с 1898 г. по 1908 г.), атональный (1909–1922 гг.) и додекафонный (с 1923 г.). Эволюция музыканта связана с его поисками нового пути и новой выразительности. Его судьба связана сначала с экспрессионизмом, на основе которого он позже делает свои революционные открытия. До 1907 года Шенберг движется в традиционном русле классической музыки. Но в этом году происходит радикальное изменение его художественного мировоззрения, он много размышляет о музыке, пишет теоретический труд. Происходит усложнение его музыкального языка, возрастает тяга к диссонансу, но пока сохраняется традиционная гармония.

И в 1909 году начинается новый виток его жизни. В 1911 году Арнольд Шенберг, биография которого набирает обороты в музыкальном мире, вновь едет в Берлин, где в течение 4 лет гастролирует в качестве дирижера. К этому времени он был уже достаточно известным в Европе музыкантом. В 1915 году композитора на два года призывают в армию. Этот атональный период характеризуется отказом от тонального центра произведения, Шенберг старается равноправно применять 12 тонов хроматического звукоряда. В 1923 году он получает звание профессора музыки и приглашение работать в Берлинской школе музыки. С приходом к власти нацистов в 1933 году Шенберга увольняют из консерватории, и он, опасаясь дальнейших гонений как представитель еврейской нации, эмигрирует. Сначала он уезжает во Францию, а позже в США.

Третий период творчества композитора ознаменован его главными открытиями. Он начинает тяготеть к рациональной организации музыкального ряда, композиции строятся из двенадцати тонов, которые не повторяются в одном ряду. Так появляется додекафонная музыка. В творчестве Шенгберга в полной мере отразилась эпоха, полная перемен, а также его субъективно-эмоциональные переживания.

Теория музыки

Композитор всегда старался контролировать формы и выразительные средства своей музыки, приходящие чаще всего бессознательно. Поэтому все его этапные переживания и размышления были изложены в серьезных научных работах. В 1911 году Арнольд Шенберг пишет свой первый большой теоретический труд «Учение о гармонии». Уже в нем он изложил свои представления о тональной гармонии, которые были для него главными всю жизнь. Эта книга стала единственным полностью завершенным трудом композитора. Позже он берется за написание нескольких работ одновременно, постоянно их исправляет и дописывает, при жизни они изданы не были.

Лишь в 1994 году выходят в свет работы, объединенные в один том, - «Взаимосвязь, контрапункт, инструментовка, учение о форме». Эти размышления о музыкальной логике и мысли, об оркестровке, о подготовительных упражнениях в контрапункте и о композиции не были завершены автором, но показывают направление, в котором шли его исследования. «Основы музыкальной композиции» были изданы уже в конце 20 века учениками мастера. Арнольд Шенберг внес значительный вклад в теорию музыки, он сумел увидеть эволюцию музыкальной мысли и предвосхитить ее развитие на годы вперед. В своих трудах Шенберг размышляет о целостности произведения, развитии музыкальной мысли и приходит к идее монотональности.

Педагогическая деятельность

Композитор на протяжении всей жизни занимался преподаванием - сначала в школе, потом в консерватории в Берлине. В эмиграции он работал в университетах Бостона, Южной Калифорнии, Лос-Анджелеса, преподавая теорию музыки и композицию. Арнольд Шенберг создал целую композиторскую школу, которая получила наименование "Новая венская школа". Он воспитывал студентов в духе служения музыке, он им категорически не советовал следовать его примеру, а искать только собственный путь в искусстве. Его лучшими учениками считаются А. Берг и А. Веберн, которые до конца дней сохраняли верность его идеям и выросли самостоятельными композиторами, достойными своего учителя. Шенберг вел все музыкальные предметы, особое внимание уделяя полифонии, которую считал основой мастерства. Со своими учениками композитор продолжал тесно общаться и после их выпуска, он был для них непререкаемым авторитетом. Именно это и позволило сформировать ему целую плеяду единомышленников.

Додекафония Арнольда Шенберга

Арнольд Шенберг, краткая биография которого может описываться одним словом «додекафония», стал идеологом и пропагандистом нового направления в музыке. В своем поиске максимально экономного музыкального письма композитор приходит к идее 12-тоновой системы композиции. Это открытие заставляет композитора учиться заново сочинять музыку, он много экспериментирует с формой, ищет новые возможности своего звукочастотного метода.

Основы новой техники он тестирует на фортепианных пьесах, которых пишет очень много. Позже он переходит к созданию крупных произведений (сюит, квартетов, оркестров) в новом стиле. Его открытия кардинальным образом повлияли на развитие музыки в 20 веке. Его идеи, которые он не до конца развил, были подхвачены последователями, развиты, доведены до совершенства, иногда и до исчерпания. Его вклад в музыку проявился в стремлении к упорядочиванию музыкальной формы.

Основные сочинения

Арнольд Шенберг оставил огромное музыкальное наследие. Но его самым главным произведением является незавершенная опера «Моисей и Аарон», замысел которой появился еще в 20-е годы 20 века и воплотил в себе всю эволюцию и поиски композитора. В опере Шенберг воплотил все свое философское мировоззрение, всю свою душу. Также к значимым произведениям композитора относятся: "Камерная симфония", ор. 9, опера «Счастливая рука», 5 фортепианных пьес, ор. 23, "Ода Наполеону".

Личная жизнь

Арнольд Шенберг, фото которого сегодня можно увидеть во всех учебниках по истории музыки, прожил насыщенную жизнь. Кроме музыки, он много занимался живописью, его работы выставлялись в крупных галереях Европы. Он дружил с Кокошкой, Кандинским, был членом Прусской академии художеств. За свою жизнь написал около 300 работ.

Арнольд Шенберг женился в первый раз довольно рано, для этого он в 1898 году перешел в протестантство. Жена ему изменяла, уходила к любовнику, но затем вернулась в семью, а ее возлюбленный покончил с собой. Его жена Матильда умерла в 1923 году, и этим закончился бурный период личной жизни композитора. Через год он женился на сестре скрипача и счастливо прожил с ней остаток жизни. В 1933 году он решает вернуться в иудаизм и проходит соответствующий обряд в парижской синагоге.

Страхи Арнольда Шенберга

Композитор отличался высоким интеллектом, математическими способностями, но иррациональное начало также было ему не чуждо. Всю жизнь его преследовали странные страхи и предчувствия. Чего панически боялся композитор Арнольд Шенберг? У него была редкая фобия – он панически боялся числа 13. Он родился этого числа, всю жизнь избегал домов и гостиничных номеров под такой цифрой. Так чего боялся Арнольд Шенберг в конечном итоге? Цифры? Нет, конечно, он боялся смерти. Он был уверен, что умрет 13 числа, что цифра 76 - в сумме 13 - принесет ему смерть. Весь год своего грядущего 76-летия он жил в напряжении, пока в один день не лег в кровать с уверенностью, что сегодня смерть придет за ним. Он целый день пролежал в кровати, ожидая последнего часа. К ночи жена не выдержала и заставила его прекратить заниматься глупостями и встать с постели. Но за 13 минут до полуночи он произнес слово «гармония» и покинул этот мир. Так, 13 июля 1951 года мир лишился великого композитора.

Комментарии