Машиностроение Украины: отрасли и текущие тенденции

Машиностроение Украины традиционно считается ведущей отраслью и локомотивом экономики. Здесь сосредоточены крупные высокотехнологичные предприятия авто- и авиастроения, металлургии, энергетики, ВПК и других направлений.

История развития отрасли

Начинается история машиностроения в Украине в XIX веке. Разработка крупных месторождений угля на Донбассе и развитие металлургии потребовали использования промышленного оборудования, инструментов, металлоконструкций. Для сельского хозяйства также были необходимы более совершенные орудия труда и частичная механизация.

Первая фабрика сельскохозяйственных машин была открыта в 1840 году в Млиеве. Крупными предприятиями являлись Александровский завод в Екатеринославе (нынешний Днепропетровск), завод Хьюза в Донецке, завод "Днепровский" в Каменском (ныне Днепродзержинск), паровозостроительные мастерские в Харькове и Луганске. До революции в общем промышленном производстве Российской империи доля Украины составляла 25 %.

Новое дыхание машиностроение Украины обрело с приходом советской власти. В регион были вложены большие средства на строительство крупных предприятий. В частности, Харьковский турбинный завод (1929), Харьковский тракторный завод (1930), Днепропетровский электровозостроительный завод (1934), Киевский бронетанковый завод (1935) и т. д. После войны большое развитие получили высокотехнологичные отрасли машиностроения: авиационная, ракетно-космическая, автомобильная, ВПК, тяжелое машиностроение, приборостроение и другие.

Общая характеристика

Наблюдаемая тенденция развития машиностроения в Украине говорит о коренной ломке и перестройке всей структуры отрасли. На фоне нарушения связей с Россией (некогда основным партнером) и расширения возможностей экспорта в Европу у крупных предприятий возникают как проблемы с экспортом традиционной продукции, так и определенные перспективы диверсификации производства в будущем.

На вопрос «Охарактеризуйте отраслевую структуру машиностроения Украины» есть точный ответ. Машиностроительный комплекс Украины включает более 20 специализированных отраслей, 58 подотраслей. Фактически в стране представлены все существующие виды машиностроения. По официальным данным, в структуре зарегистрированы 11 267 предприятий, 146 из которых крупные, 1 834 – средние, и 9 287 – малые. В структуре занято порядка 1,5 млн работников.

Анализ объема производства

Согласно информации Государственного комитета статистики, объемы производства машиностроительного комплекса в 2011-2013 годах на фоне всей промышленности выглядят следующим образом (см. таблицу):

2011

2012

2013

Млн гривен

%

Млн гривен

%

Млн гривен

%

Машиностроение

133 469

10

143 533,1

10,2

117 301,9

8,7

Промышленность

1 331 887,6

1 400 680,2

1 354 130,1

Согласно статистике, еще до кризисного 2014 года наблюдалось снижение объемов производства отрасли с 10 до 8,7 %. Если сравнивать машиностроение Украины и мира, то по объемам реализованной продукции (в процентах относительно всей промышленности) показатели сильно разнятся – это соотношение значительно меньше, чем в развитых странах. Такая тенденция характеризует хаотичное развитие машиностроительного комплекса.

Анализ экспорта и импорта

Последние годы экспорт товаров машиностроительной промышленности преимущественно приходился на страны СНГ, большей частью на Российскую Федерацию и Казахстан. Сокращение инвестиционной активности на основных рынках сбыта привело к уменьшению экспорта продукции отрасли.

2011

2012

2013

2014

Экспорт, млрд $

Машиностроение

11,9

13,3

10,6

7,4

Общий

88,1

81,2

76,1

53,9

Импорт, млрд $

Машиностроение

8,2

10,9

7

Общий

88,8

90,2

84,6

По данным Госкомстата Украины, в 2011-2013 годах республика экспортировала в другие страны более половины производимой продукции. Однако предыдущее повышение спроса на продукцию украинских предприятий на мировом рынке и экспортная ориентация машиностроительного комплекса страны в 2015-м сменились стагнацией отрасли.

Продукты машиностроения Украины, которые импортируют зарубежные партнеры (2014):

  • Двигатели и насосы (общая выручка - 3 млрд $).
  • Электрооборудование (2,7 млрд $).
  • Ж/Д транспорт (0,8 млрд $).
  • Автомобильный транспорт (0,3 млрд $).
  • Авиатранспорт (0,2 млрд $).
  • Приборостроение (0,2 млрд $).
  • Суда (0,1 млрд $).

Центры машиностроения в Украине

Традиционно сложилось, что большинство предприятий отрасли располагается в центральной и восточной части страны. Они тяготеют к городам-миллионникам и Донбасскому промышленному региону. Крупнейшими машиностроительными кластерами являются Киевский, Днепропетровский и Харьковский.

Главные заводы машиностроения (Украина):

  • Ракетно-космическая и авиапромышленность: Киев («Антонов»), Запорожье («Мотор Сич»), Днепропетровск («Южмаш»).
  • Автомобильная промышленность: Запорожье (ЗАЗ, «ИВЕКО-Мотор Сич»), Кременчуг (КраЗ), Черкассы («Богдан»), Луцк (ЛуАЗ), Киев («УкрАвто»).
  • Транспортное машиностроение: Харьков (ХЗТМ им. Малышева, ХТЗ им. Орджоникидзе).
  • Судостроение: Николаев («Океан», Завод им. 61-го коммунара), Херсон (ХСЗ).
  • Тяжелое машиностроение: Мариуполь («Азовмаш»), Краматорск (Новокраматорский машиностроительный завод), Донецк (НПК «Горные машины»), Сумы (НПО им. Фрунзе), Харьков («Электротяжмаш», «Турбоатом»), Киев («Большевик»), Днепропетровск («Днепротяжмаш»).
  • Ж/Д транспорт: Днепродзержинск («Днепровагонмаш»), Кременчуг (Крюковский вагонзавод), Луганск («Лугансктепловоз»).
  • Электротехника и приборостроение: Запорожье («Запорожтрансформатор»), Одесса («Телекарт-Прибор»).
  • Бытовая техника: Донецк («НОРД»).
  • Металлообработка: Харьков (ХАРП).

Автомобильная промышленность

Богатые традиции имеет автомобильное машиностроение Украины. Предприятия отрасли выпускают полный ассортимент военной и гражданской продукции. Она охватывает широкий спектр организаций, участвующих в разработке, производстве и продажах автотранспорта, легковых коммерческих и грузовых автомобилей, автобусов, прицепов, мотоциклов, мопедов, спецтехники, запчастей и комплектующих.

Согласно концепции развития автомобильной промышленности, к 2015 году предполагалось выпускать до 500 000 легковых машин, до 45 000 грузовиков, 20 000 автобусов. На практике доля отрасли в промпроизводстве в последние годы составляет лишь 0,8-0,6 %, а в создании национального внутреннего валового продукта – менее 0,4-0,3 %. Автомобильное машиностроение Украины характеризуется как малоразвитое, и его вклад в национальную экономику несущественный. В структуре занято менее 0,1 % всех работающих в стране.

В сегменте «легковушек» присутствует главным образом крупноузловая сборка иностранных марок среднего класса (С, В) с низким уровнем локализации и создаваемой на территории Украины добавленной стоимости. В общем в украинском автомобилестроении работает около 100 предприятий, крупнейшие из которых:

  • ЗАО ЗАЗ.
  • ООО КрАСЗ.
  • ЗАО «Еврокар».
  • Корпорация «Богдан».

Тяжелое машиностроение Украины

Это одна из самых развитых подотраслей страны, характеризуемая большим количеством предприятий, наличием «сильной» инженерно-технической школой, традициями производства. Продукцию охотно покупают за рубежом, как восточные, так и западные партнеры. Производят: экскаваторы, погрузчики, ковши, изложницы, конвертеры, самоходные трамбовочные, буровые, тоннелепроходческие, литейные, дорожные машины, элеваторы, агрегаты для измельчения, сортировки, измельчения, обработки, смешивания грунтов, руд, камня, прочих минеральных веществ.

Авиационная промышленность

Отрасль насчитывает более 60 организаций, на которые приходится четверть работников всего национального машиностроения. Основу составляют пять крупных предприятий. Потенциал авиационной промышленности позволяет увеличивать объемы разработок и производства авиатехники, в частности:

  • региональные пассажирские и транспортные самолеты;
  • авиационные двигатели и агрегаты;
  • бортовое радиоэлектронное оборудование, ориентированное на использование спутниковых систем связи, навигации и наблюдения;
  • вертолеты и летательные аппараты малой авиации, в частности беспилотные.

К перспективным разработкам относятся:

  • Самолеты «Ан» различных модификаций.
  • Производство авиадвигателей.
  • Вертолеты.

Другие отрасли

Станкостроение обеспечивает развитие всех отраслей машиностроения, их производственную культуру и технический прогресс. Станкостроительные заводы (токарные автоматы и полуавтоматы, алмазно-расточные станки) расположены в Харькове, Львове, Киеве, Бердичеве, Одессе, Черкассах, Днепропетровске. Завод тяжелого станкостроения действует в Краматорске (автоматические линии).

Приборостроение играет важную роль в ускорении научно-технического прогресса. Ведущими предприятиями по созданию электронной техники в стране являются производственные объединения «Импульс» в Северодонецке и «Электронмаш» в Киеве. Широкий ассортимент электроизмерительных и других приборов выпускают в Киеве, Харькове, Ивано-Франковске, Львове, Сумах, Черкассах, Житомире, Луцке.

Сельскохозяйственное машиностроение Украины обеспечивает фермеров необходимой техникой. Предприятия этой отрасли расположены в районах потребления готовой продукции. Мощные тракторы выпускает Харьковский тракторный завод. Кировоградский завод «Красная звезда» производит сеялки. Свеклоуборочные комплексы строят в Днепропетровске и Тернополе, зерноуборочные комбайны – в Херсоне («Славутич») и Александрии («Лан»), кукурузоуборочные – в Херсоне, почвообрабатывающие машины – в Одессе, Киеве, Бердянске, Славянске. Машиностроение для животноводства и кормопроизводства сосредоточено в Умани, Новоград-Волынском, Нежине, Коломыи, Белой Церкви.

Судостроение в Украине сосредоточено в крупных морских (Черное, Азовское моря) и речных (р. Днепр) портах. Морские суда строят в Николаеве и Херсоне, речные и морские – в Киеве. Судоремонтные заводы работают в Одессе, Мариуполе.

Транспортное машиностроение выпускает локомотивы и вагоны. Центрами локомотивостроения являются Луганск, Харьков (магистральные тепловозы), Днепропетровск; вагоностроения – Стаханов, Днепродзержинск, Кременчуг. Железнодорожные цистерны изготавливают в Мариуполе. В крупных транспортных городах работают локомотиворемонтные заводы.

Машиностроение в условиях евроинтеграции

Специалисты спрогнозировали, каким может бытьмашиностроение Украины при интеграции с Европой. Подписание Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом предусматривает упрощение движения товарных потоков между странами, начиная с 1 января 2016 года. А с апреля 2014-го введение в действие со стороны ЕС односторонних торговых преференций для Украины уже поспособствовало увеличению экспорта продукции машиностроения и уменьшению отрицательного сальдо внешней торговли со странами Европы продукцией машиностроения.

По статистическим данным Госстата Украины, на долю машиностроения в 2014-м приходилось 18,3 % экспорта и 23,8 % товарного импорта, а за первое полугодие 2015-го, соответственно, 11,7 % и 20,8 %. В 2015 продолжилась тенденция уменьшения товарооборота отрасли. В то же время в общей структуре экспорта продукции машиностроения доля в ЕС выросла с 30,4 (2014) до 43,4 % (первое полугодие 2015).

Статистика и тенденции

Тенденция развития машиностроения в Украине показывает, что не все отрасли адаптировались к новым экономическим реалиям. На внешних рынках наибольшим спросом пользуются котлы, машины, электрические агрегаты, ядерные реакторы. Их суммарная доля в структуре отраслевого экспорта в страны ЕС составляет 40 %. Среди основных импортеров значатся (2014):

  • Венгрия (на сумму 270,6 млн $).
  • Германия (239,8 млн $).
  • Польша (207,9 $ ).
  • Чехия (80 млн $).

Перспективы

Украина, машиностроение которой достаточно развито, все же нуждается в высокотехнологичном оборудовании, машинах и комплектующих изделиях зарубежного производства. Наблюдается увеличение импорта легковых автомобилей, тракторов, зерноуборочных комбайнов, бытовой техники, продукции тяжелого машиностроения. Наибольшие объемы продукции импортируются из:

  • Германии (на сумму 577,9 млн $).
  • Польши (255,1 млн $).
  • Италии (160,9 млн $).
  • Чехии (116,8 млн $).
  • Франции (101,4 млн $).

Практика показывает, что подписание Соглашения об ассоциации дает больше преимуществ, чем рисков. Дальнейшее развитие напрямую зависит от того, как быстро машиностроение Украины переключится с темы рисков на тему возможностей.

Риски

Существенным препятствием по расширению объемов и улучшению структуры взаимного товарооборота в машиностроении составляет наличие технических барьеров в торговле между Украиной и зарубежными партнерами. Риски связаны с возможностью частичной потери отдельных машиностроительных производств, работавших преимущественно на российский рынок и по их техническим регламентам. Особенно уязвимыми оказались высокотехнологичные отрасли: в авиационной сфере, ВПК, судостроении, области освоения космоса.

Промышленным предприятиям, продукция которых имеет более высокую добавленную стоимость, надо развивать способность быстро реагировать на изменения внешней среды, создавать продукцию, опережающую требования покупателей. Этому может способствовать изменение бизнес-модели, переход на процессную модель управления решением задач. Для большинства гибких компаний характерна модель, объединяющая основные процессы: управление жизненным циклом продукта, разработка новых продуктов, управление взаимоотношениями с клиентами, управление продажами и заказами со вспомогательными процессами. В любом случае машиностроение Украины ждут большие перемены. Какими они будут - покажет время.

Комментарии