Эль Греко, картина «Погребение графа Оргаса»: описание, интересные факты и отзывы

Доменикос Теотокопулос (1541-1614) – испанский художник греческого происхождения. В Испании он получил прозвище Эль Греко, то есть грек. Не сохранилось ни одного портрета, о котором с уверенностью можно сказать, что это Эль Греко. Все они только предположительны.

Некоторые сведения о художнике

Он родился на о. Крит и первое время писал православные иконы, что, несомненно, наложило отпечаток на стиль его работ. Затем он учился в Италии, которая в это время утрачивала гармонию Возрождения и теряла связи между духовным и телесным.

В 35 лет он переехал на Пиренейский полуостров. К этому времени его стиль был выработан. Его невозможно было сравнивать вообще ни с каким живописцем ни раннего, ни позднего времени. Он – единственный, уникальный. Повторений не было.

В Толедо, уже прожив десять лет в Испании, Эль Греко напишет совершенно оригинальное и необыкновенное произведение. Это картина «Погребение графа Оргаса» (1586). Работа было выполнена по заказу церкви Сан-Томе, в которой прихожанином был сам живописец. А заказчиком выступил его друг, священник этой церкви Андрес Нуньес.

Эль Греко, «Погребение графа Оргаса»: описание картины

Необычен сюжет заказанной работы. Сам дон Руис Гонсало де Толедо, граф Оргас, скончался в 1323 году. Он сделал богатые пожертвования для церкви, где его похоронили, а после его смерти возникла легенда о чуде. Благочестивого графа, если следовать этой истории, в гроб опускали спустившиеся с небес св. Августин и св. Стефан. Запись об этом высечена на каменной плите, которая расположена под картиной.

Мы только начинаем описывать произведение «Погребение графа Оргаса», которое имеет монументальные размеры. Его высота составляет около пяти метров, а ширина приближается к четырем.

Композиция небес картины

Есть предположение, что она связана с иконой «Успение Богородицы», которую написал Эль Греко примерно в 1567 году. Картина похорон графа четко разделена на две зоны, в каждой из которых происходят чудеса. Внизу, в земной части, тело усопшего графа бережно поддерживают слева молодой святой Стефан в облачении диакона, а справа – святой Августин в одеждах епископа.

На небеса через расступающиеся облака душу графа, уподобленную легкому выдоху, возносит ангел, и там ее встречает находящийся в центре изображения и являющийся вершиной и Светом мира сам Иисус Христос, справа от которого расположена фигура Богоматери, а слева – Иоанна Крестителя. Эта группа имеет форму овала.

Справа эта линия проходит через двух святых, находящихся чуть выше Иоанна Крестителя и одетых в яркий оранжевый плащ (Иаков) и синий хитон (Павел). Слева св. Петр с двумя ключами не вписывается в этот овал. Но Христос указывает ему рукой отрыть врата для души графа. Призрачные изображения кардинала Таверы и короля Филиппа II находятся в волнах облаков. Слева изображен царь Давид с арфой в руках, Моисей со скрижалями Завета и Ной. Весь сонм святых, праведников и мучеников, написанных ирреально, бесплотно, в византийском стиле, видит только священник, который поднял взгляд наверх. Так свершается погребение графа Оргаса в дольнем мире.

Композиция земного мира

Если верхняя часть полотна уводит дух в высшие сферы, то нижняя достаточно реальна. Скорбное погребение графа Оргаса и его переход в мир иной сопровождают вполне реальные люди – дворяне, духовенство и монахи (доминиканец и францисканец). Это портреты современников художника.

Справа на первом плане, держа в руках молитвенник, стоит священник Андрес Нуньес. Мы его видим в профиль. Второй священник одет в стихарь, тонкий и прозрачный, который перекликается по колориту с верхней частью композиции. Именно он связывает мир земной и небесный, который открылся ему одному, и с которого он не спускает глаз. Мальчик-паж – это сын живописца. Он рукой указывает зрителю на святых, которых как будто не замечают участвующие в церемонии люди. Ребенок связывает два мира – написанной картины и внешний, реальный, земной. Эти две фигуры – ребенок и священник – ключевые в композиции.

Погребение графа Оргаса, которому сопутствует чудо, охвачено единством, которое сдержанно переживают испанские дворяне. Их лица внешне бесстрастны, но все они как будто отгорожены от внешнего мира с его соблазнами. Их переживания выражены в утонченных бледных лицах с сомкнутыми губами и сдержанных движениях их изящных рук. Предполагается, что здесь написаны не только реальные толедские дворяне, но и сам Эль Греко. Его лицо прямо смотрит на зрителя. Именно на него указывает поднятая вверх рука над головой св. Стефана.

На полотне нет конкретных примет места действия. И общий свет идет ниоткуда, он просто разлит в нижней части картины. Даже погребальные факелы не отбрасывают отблесков. Само погребение графа Оргаса Эль Греко выполнил в форме овала. Его образуют фигуры святых. Это и есть композиционный и цветовой центр нижней части. При этом по отношению к верхнему овалу он смещен влево. Сами образы святых воплощают высшую духовную красоту. Так постепенно описывается картина Эль Греко «Погребение графа Оргаса».

Колорит

Он весь построен на торжественном и траурном слиянии черных, серебристо-серых и золотистых холодных тонов. Выделяются красные, черные, синие и желтые акценты. Но даже золотые одеяния святых не несут тепла. Холодно светят и факелы, один из которых почти касается крыла ангела в холодном желтом с зеленоватыми отблесками одеянии. Оно словно надуто ветром, который его поднимает в небесные сферы. Весь заоблачный мир наполнен плотными, но одновременно полупрозрачными, с твердыми краями, серовато-серебристыми облаками. На них играют разнообразные тени от черно-серых до холодных, нежно-голубоватых.

Ярко выделяются только белеющая фигура Иисуса, уходящая в золотистые глубины, крупно выписанный Иоанн Креститель и алое платье с синим плащом Марии. Она, опустив руку, касается полупрозрачной пелены, в которую завернута душа графа, и по-матерински ее встречает. Так написал Эль Греко «Погребение графа Оргаса». Описание не может передать, как соединил художник реальный и возвышенный миры в картине.

Как восприняли современники картину

Алтарный образ, который создал Эль Греко, привел в восторг жителей Толедо. Ведь полотно рассказывает о тайне пересечения порога смерти, о том, что в это время человек не один: ему помогает искупитель Иисус Христос, его Мать, которая является и нашей Матерью, и все святые на небе – наши старшие братья. Все приходили полюбоваться замечательным огромным полотном, на котором узнавали видных горожан, аристократов, священников. Даже иностранцы приезжали в город только затем, чтобы посмотреть это произведение.

Художник тщательно продумал, как связать полотно с интерьером маленькой церкви, и оно органично в него встроено. Слава Эль Греко выросла неимоверно. Он был в ее зените. Другие его работы были увезены за пределы города и Испании, а эта никогда не покидала скромной церкви, которую некогда перестроили из мечети после окончательного изгнания мавров. Правда, на некоторое время картину снимали, и она находилась в кладовых церкви. Но потом она вновь была выставлена. Сейчас к ней сделана подсветка, и ее загородили решеткой.

Интересные факты, связанные с картиной

Полотно Эль Греко «Погребение графа Оргаса», описание которого было дано в статье, имеет несколько странных историй, связанных с ним:

  • Сеньор Оргас оставил после своей смерти завещание, по которому жители должны были уплачивать налог на благоустройство церкви. Его воля не была выполнена. Возникло судебное дело, которое закончилось тем, что деньги для храма были получены. Имея их, священство сделало заказ на написание картины художнику Эль Греко.
  • Живописец получил четкие указания, что именно должно быть изображено: саму легенду об участии святых в скорбной церемонии и портреты известных горожан. Полотно должно полностью закрыть одну из стен церкви. Мастер сумел выполнить всё, не стеснив себя как творца.
  • Портреты изображают не только местных аристократов, но и приходского священника, и сына художника, и предположительно его самого и членов военно-религиозного ордена (на их одежде есть красные кресты).
  • Картину оценили не только современники, но и сам художник считал ее своим высшим достижением.
  • Оплата, однако, не соответствовала ни художественным качествам, ни тщательности детального исполнения заказа и была низкой – всего одна тысяча двести дукатов.

Отзывы туристов, посетивших Толедо

Российские туристы единодушно восхищены картиной Эль Греко. Все в один голос говорят, что посетить Толедо стоит хотя бы только для того, чтобы ее увидеть. Отметим, что многим понравилась и сама маленькая церковь Сан-Томе, и кафедральный собор св. Марии, и крепость Алькасар. Говорят также, что фотографировать в церкви запрещено, но фактически многие сделали фотографии.

Увидеть другие работы мастера можно в его доме-музее.

Комментарии