Зацепин Александр Сергеевич: биография, фото, национальность, семья
Зацепин Александр Сергеевич - это имя вписано золотыми буквами в историю музыкальной культуры нашего отечества, да, пожалуй, что и мира. Композиторов, которые могут написать качественную музыку к кинофильмам, и в мире единицы, а у нас во второй половине ХХ века можно, кроме Александра Сергеевича, вспомнить разве что Андрея Павловича Петрова, увы, ушедшего в 2006 году. В мире тоже можно припомнить разве что две величины такого уровня: Джерри Голдсмита, умершего в 2004 году, и легендарного Эннио Морриконе, который, как и Александр Сергеевич, по сей день радует нас своим творчеством.
Очень интересный факт: так сложилось, что пути Зацепина и Морриконе однажды пересекались - два легендарных композитора работали в одном совместном советско-британско-итальянском проекте - фильме «Красная палатка». На сегодняшний день композиторов такого уровня, которые могут написать шедевральную музыку к кино, кроме Зацепина и Морриконе, в мире, увы, не осталось. Но творчество Зацепина - это не только музыка к кино. Он писал и крупные музыкальные формы: мюзиклы, симфонии и даже балет. Но, безусловно, популярность и заслуженную славу ему принесли работы в кинематографе и песенном жанре, а также незаурядные джазовые композиции.
Биография Зацепина Александра Сергеевича будет представлена вашему вниманию в статье.
Биография композитора
Родился будущий композитор в Новосибирске 10 марта 1926 года в семье русского врача-хирурга Зацепина Сергея Дмитриевича и школьного преподавателя русского языка и литературы Валентины Болеславовны Оксентович, которая имела белорусские и польские корни. Кто по национальности Зацепин Александр Сергеевич? Национальность композитора - русский. Учился он в обычной Новосибирской школе № 12. Детство Саши мало чем отличалось от детства других мальчишек того времени. Любил погонять на велосипеде, любил спорт и даже на серьёзном уровне занимался гимнастикой и акробатикой. Будучи учащимся даже хотел бросить школу и поступить работать в цирк акробатом. Мама Саши, естественно, была категорически против, и эту идею он так и не воплотил в жизнь.
Отец Александра работал хирургом и увлекался химией. В их в квартире была целая химическая лаборатория, поэтому увлечение этой наукой не обошло и Сашу. Как и многие дети того времени, увлекался радиоделом. В школе был кружок радиолюбителей, и юный Александр собирал там ламповые приёмники и усилители. Это занятие настолько его увлекло, что он даже сам сконструировал и собрал кинопроектор. Это достижение было отмечено премией на школьной олимпиаде. Увлечение радио было настолько сильным, что он даже решил поступать в Московский институт связи. Умение собирать усилители впоследствии очень помогло ему и в музыкальной карьере, когда им была собственноручно обустроена звукозаписывающая студия в московской квартире. Но это будет позже, а тогда, именно в детстве, родители приняли судьбоносное для Александра и меломанов нашей страны решение - отдали в его в музыкальную школу. Хорошо, что непоседливому отроку сразу же понравилось учиться в музыкальной школе, куда он был определён по классу фортепиано.
Подростком у Александра сказалась его тяга к технике, он записывается на курсы трактористов и параллельно на курсы киномехаников. Благодаря полученным навыкам тракториста, молодой Зацепин Александр Сергеевич работал летом на посевной и уборочной в местном областном колхозе, что дало ему жизненную закалку и стало предметом гордости. Подработка киномехаником на всю жизнь влюбила его в кинематограф.
В начале войны в семье Зацепиных произошло несчастье. Его отца, ведущего новосибирского хирурга, репрессировали из-за ложного доноса по 58-й статье и осудили на десять лет лагерей. Тем не менее после окончания школы это не помешало поступить Александру в Новосибирский институт железнодорожного транспорта. Сказалась тяга к технике, но в мечтах у него было в дальнейшем перевестись на радиотехнический факультет Московского института связи.
К сожалению, а может быть, и к счастью, любовь к музыке начала пересиливать технократические наклонности Александра, плюс к этому математика явно не была его «коньком». Зато в институте был небольшой джаз-оркестр. Естественно, ему уделялось внимания гораздо больше, чем математике. Композиции Гленна Миллера из популярнейшего в те времена фильма «Серенада Солнечной долины», исполняемые студенческим джаз-бэндом во главе с Александром Сергеевичем, неизменно вызывали восторг у благодарной аудитории. Как следствие, студент Зацепин Александр Сергеевич «завалил» всё что можно было «завалить», а количество «хвостов» накопилось критическое. Логичным продолжением такого совмещения стало отчисление, после которого юноша сразу же был призван в ряды Советской армии. Случилось это в самом конце войны — марте 1945 года.
Армейская служба
На службе в армии как нельзя кстати пригодилась профессия киномеханика, кроме того, именно в это время начались ждановские гонения на джаз. Именно в армии Зацепин Александр Сергеевич стал настоящим мультиинструменталистом. Базовое фортепианное образование позволило ему освоить помимо рояля аккордеон, кларнет и даже балалайку. Талантливого солдата пригласили в ансамбль песни и пляски новосибирского военного округа, где он и выступал до демобилизации в 1947 году.
Начало большого пути
После демобилизации молодого и талантливого музыканта сразу приняли в Новосибирскую филармонию. Гастроли, постоянные разъезды, тёплый приём публики - это увлекало, но Александр чувствовал, что способен на большее. Ему самому хотелось писать музыку. Для этого не хватало знаний. Во время гастролей в казахской столице он решил продолжить музыкальное образование и поступить в алма-атинское музыкальное училище. После прослушивания его отговорили и приняли документы сразу в консерваторию. На факультете фортепиано и композиции его педагогом был легендарный композитор Казахстана Евгений Григорьевич Брусиловский.
Молодой дипломированный композитор Зацепин Александр Сергеевич выпустился в 1956 году. Дипломная работа - балет «Старик Хоттабыч» - шла на подмостках Казахского театра оперы и балета до 1971 года. По распределению Александр попал на работу в алма-атинскую филармонию на должность концертмейстера. Именно там он пишет музыку к своим первым фильмам. Сначала документальным, а в 1957 году им уже была написана музыка и к первому игровому фильму казахской киностудии «Наш милый доктор». Песня «Над тобой небо синее» намного превзошла по популярности сам фильм. Аудиотреки записывались в Москве, где молодой и талантливый композитор и музыкант был замечен и получил приглашение переехать из столицы Казахской ССР в столицу Советского Союза.
Признание и заслуженная слава
Поначалу жизнь в Москве складывалась трудно. Приходилось даже играть на аккордеоне в ресторанах. И тогда судьба снова помогла Александру Сергеевичу. Так случилось, что известнейший советский комедиограф Леонид Гайдай рассорился со знаменитым советским композитором Никитой Богословским и остался без композитора для своих фильмов. Произведения Зацепина были знакомы с 1961 года, когда тот писал музыку к киноальманаху «Совершенно серьёзно». Одну из новелл альманаха «Пёс Барбос и необычайный кросс» поставил как раз Леонид Гайдай. Но первым их совместным проектом стал фильм «Операция "Ы" и другие приключения Шурика», поставленный в 1965 году. После чего Леонид Иович Гайдай больше не искал композитора для своих фильмов, ибо лучшего было не найти. Все свои остальные фильмы Гайдай снимал только с музыкой композитора Зацепина.
Кроме музыки к фильмам Гайдая, Александр Сергеевич писал ещё для очень многих кинематографистов. В фильмографии Зацепина более 70 кинокартин. Многие из его песен к кинофильмам надолго пережили сами кинокартины и живут отдельно от них. В том же 1965 году судьба свела Зацепина с поэтом Леонидом Дербенёвым. В творческом тандеме было написано более 100 песен. Творческий дуэт Зацепин-Дербенёв просуществовал до 1995 года до самой смерти Дербенёва.
На творческом и жизненном пути случалось всякое. Даже пытались гонения устроить. В 1983 году в газете «Труд» была опубликована разгромная статья о его творчестве. В ней особенно досталось его песне «Есть только миг», написанной десятью годами ранее. Но народная любовь победила и эти гонения, и вынужденный отъезд. А сама песня стала визитной карточкой Александра Сергеевича Зацепина.
Зацепин Александр Сергеевич, фото которого вы видите в статье, и сейчас, в свои 90 лет, полон сил и энергии, а также творческих замыслов. Переезды уже даются с трудом, но отступать от принципа - работаю в Москве, а отдыхаю в Париже, - он не собирается.
Зацепин Александр Сергеевич: жены и женщины-музы в жизни творца
Александра Сергеевича нельзя назвать аскетом, но и ловеласом, неразборчивым в связях с женщинами, он никогда не был. Четырежды был в браке. Как правило, женщина в жизни творческого человека чаще всего бывает и его музой, которая стимулирует и вдохновляет его на новые шедевры. Но так бывает не всегда.
Ревмира Соколова
Впервые он увидел её на сцене Новосибирского драматического театра. Яркая внешность и женская притягательность просто не могли не покорить сердце творческой личности и звезды Новосибирской филармонии. Загадочное имя Ревмира тоже придавало шарма. На самом деле имя означало «революция мира», а его обладательница имела достаточно скверный характер. «Расписались быстро и так же быстро разошлись», - вспоминал потом Александр Сергеевич. Неприятности начались практически сразу после заключения брака. После ЗАГСа выяснилось, что она беременна и ждёт ребёнка от другого мужчины, но это не было для Александра непреодолимым препятствием. Когда родилась девочка, он её усыновил. Увы, девочка умерла, когда ей минул всего годик...
Потребность в самосовершенствовании и продолжении музыкального образования привели Александра в Алма-Ату, куда он хотел поступить в музыкальное училище. Но талантливого молодого человека сразу приняли в консерваторию.
В Алма-Ате молодая семья снимала комнату, у них уже был сын, который родился в 1951 году. Неустроенный быт только углубил противоречия. Ревмира не могла устроиться на работу в театр, для этого надо было учить роли, а самое главное - иметь желание. Требовала новых нарядов и шубу из чернобурки. Могла оставить сына соседям на 15 минут и уйти на целый день из дому. Так трещинки в отношениях довольно быстро превратились в пропасть, и молодые люди расстались. Сына Ревмира оставила у себя. Впоследствии бывшая супруга ещё долго преследовала Александра Сергеевича с меркантильными претензиями. Из-за её доноса, который она как истинная дочь революционеров мира настрочила в консерваторию, где обучался будущий композитор, его отчислили. Пришлось собирать справки и даже доказывать, что дед его отца боролся с царизмом, а алименты на сына исправно платятся.
Муза по имени Светлана
Вскоре после развода молодой композитор познакомился с пианисткой Светланой. Надо было «зализывать» душевные раны. Девушка была привлекательной и близкой ему по духу. Когда он делал ей предложение, то ещё не знал, что она станет самой главной музой в его жизни. В их счастливом браке родилась любимая дочка Лена в 1956 году, которая впоследствии подарила ему внука и внучку. Именно на годы их совместной жизни пришёлся расцвет творчества Александра Сергеевича. Были написаны самые популярные песни и композиции, которые исполняются и по сей день, и будут исполняться ещё долгие годы, не утратив своей популярности. Про такие браки говорят, что они заключаются на небесах. Зачастую Светлана была и первым восторженным слушателем, и первым строгим, но справедливым критиком его произведений. Казалось, так будет всегда. Но, к сожалению, в 1982 году у 47-летней Светланы случилась аневризма аорты, и овдовел великий композитор Зацепин Александр Сергеевич. Семья была для него огромной ценностью, поэтому смерть любимой жены переживал очень тяжело.
Французская муза маэстро
Француженка Женевьева вошла в жизнь композитора стремительно, как комета, и столь же быстро ушла за горизонт. После смерти любимой жены Александр Сергеевич продолжительное время жил один, творчество было главным доктором, который отвлекал его от тяжких переживаний. Именно творчество и сыграло свою судьбоносную роль в заключении третьего брака. Когда Александр Сергеевич был с советской делегацией в сердце Голливуда - Лос-Анджелесе, его познакомили с американским продюсером и дали тому прослушать одну из композиций Зацепина. Продюсер пришёл в восторг, после чего незамедлительно поступило предложение поработать на Голливуд. По условиям контракта надо было в год писать музыку к двум фильмам.
Помимо чисто материального интереса, который не был главным для композитора в то время, это был и новый вызов, и новые перспективы, и новый творческий уровень. Увы, для советской страны это была эпоха застоя. Чиновники ни за что не хотели признавать этот контракт, а необходимой свободы передвижения по миру тогда ещё не было. В Москве у Александра Сергеевича был друг Ален Прешак, француз, который работал в Союзе по контракту. Именно он и предложил ему выход из ситуации, а именно сосватал ему в жёны свою сестру, художницу Женевьеву. Она приехала в Москву. Возникла взаимная симпатия. Женевьева даже нарисовала портрет композитора. Брак был заключён в Москве, и дорога на Запад была открыта. Александр Сергеевич получил двойное гражданство: французское и советское. Но заявление на переезд во Францию на постоянное место жительство написать всё же пришлось. Характер у мадам Женевьевы оказался непростым. Различия в менталитете и темпераменте супругов усугублялись тем, что Зацепин не знал французского, а Женевьева русского. Общаться приходилось на английском. Эти, как поначалу казалось, не фатальные противоречия и привели к разрыву в 1986 году. Александр Сергеевич смог даже простить измену, но несоответствие темперамента и менталитета, вкупе с противоречивостью характера Женевьевы и привели к расторжению брака.
И снова муза, и снова Светлана
В 1986-м Зацепин вместе с дочкой выехал из Франции в Москву. Александр снова занялся творчеством, а его дочь занималась детьми. Именно её сын, внук Александра Сергеевича, познакомил его с будущей четвёртой женой - Светланой. Внук собирался пойти учиться в музыкальное училище, для этого Елена, дочка композитора, наняла ему репетитора по классу фортепиано — Светлану Григорьевну Морозовскую. Знакомство с преподавательницей переросло в дружбу, а затем и в счастливый брак, который был оформлен в 1990 году.
Так как Зацепин имел двойное гражданство, это позволило ему приобрести дом во Франции на гонорары, которые он получал за написанную для западных заказчиков музыку. Семья жила на две страны. Франция для расслабления, Россия для творчества. Александр со Светланой даже выучили французский язык. Счастливая семейная жизнь продолжалась более 20 лет до 2014 года. В тот год Александр Сергеевич снова овдовел... Сейчас он по-прежнему живёт на два дома. Один - в северном пригороде Парижа, второй - в Москве. По его словам, в Москве он работает, а в Париже отдыхает. Новую спутницу жизни так и не нашёл...
Звезда по имени Алла
Вспоминая женщин мастера, необходимо упомянуть и ещё одну. Нет, это не был супружеский союз, да и близких отношений тоже не было. Был творческий союз, который позволил молодой, начинавшей обретать популярность певице подняться на эстрадный Олимп Советского Союза, а потом и России. С Аллой Борисовной Пугачёвой Зацепина познакомили по её просьбе в середине 70-х годов. Она уже спела «Арлекино», но всенародной славы ещё не было. У Александра Сергеевича прямо в московской квартире была собственноручно обустроена звукозаписывающая студия, по классу и возможностям даже превосходившая существовавшие на тот момент в Союзе профессиональные студии. Пугачёвой надо было свести и записать свои песни. Так получилось, что Александр Сергеевич предложил Алле спеть несколько песен к кинофильмам таджикской киностудии, для которых он писал музыку. Попадание с выбором исполнительницы оказалось «в яблочко».
Песни Зацепина на стихи Дербенёва в исполнении Пугачёвой начали звучать в каждом дворе Советского Союза. Именно с них началась всенародная любовь к Алле Пугачёвой. Распался их творческий союз в 1978 году на съёмках фильма «Женщина, которая поёт», этот фильм принёс Алле невиданную популярность, Александр Сергеевич писал к нему музыку.
Алла попросила включить в фильм её композицию. Так как Пугачёва не была членом Союза композиторов, то была придумана история про композитора-инвалида Бориса Горбоноса. При монтаже оказалось, что исполняется не одна композиция. Так как за целостность аудиотрека к фильму отвечал Александр Сергеевич, и сделано это было без его согласия, то он написал заявление об уходе из проекта. Лукавство Аллы Борисовны он не стал раскрывать, а просто прекратил с ней все творческие контакты. Популярность и народную любовь принесли Алле песни Зацепина.
Зацепин Александр Сергеевич: дети композитора
В браке с Ревмирой у Александра Сергеевича в июне 1951 года родился сын Евгений.
После развода он остался с матерью, но Зацепин никогда не забывал о нём, помогал деньгами и следил за его воспитанием. Когда он узнал, что сын стал плохо учиться, он забрал его у Ревмиры к себе в Москву, нанял ему репетиторов и готов был воспитывать его и дальше. Но мать уговорила мальчика вернуться к ней. В 1975 году он после призыва в армию заболел рассеянным склерозом и скончался в возрасте 24 лет.
Дочь Елена родилась в 1956 году. Она была желанным ребёнком, настоящей опорой и поддержкой для отца. Всегда была рядом и в радости, и в горестях. Подарила ему двух замечательных внуков. Один из них, тёзка своего знаменитого деда — Александр, так же, как и он, посвятил себя музыке, учился в Московской консерватории. Елена закончила МГИМО. В настоящее время проживает в Швейцарии.
Вот такая интересная и насыщенная биография Зацепина Александра Сергеевича. Он просто замечательный и талантливый человек. Браво, маэстро!