Консьерж - это кто? Все, что нужно знать о будущей профессии
В европейских странах уже давно привыкли к тому, что консьерж – это лицо дома или гостиницы. От того, насколько профессионально он выполняет свои обязанности, зависит очень многое. Например, смогут ли его постояльцы комфортно себя чувствовать. Поэтому требования к этой категории сотрудников очень высокие. И кого попало на эту должность не берут. Что касается России, то здесь, увы, профессия консьержа не столь престижна. И тем не менее многие всё же стремятся заполучить это место. А посему давайте поговорим о том, каковы обязанности консьержа. Где востребованы эти специалисты? И сколько им сегодня платят?
История возникновения профессии
Оглядываясь назад, следует заметить, что консьерж – это очень древняя профессия. Так, первые такие работники, именуемые cumcerge, появились в Европе ещё в конце XII века. В те времена так называли слуг, которые следили за свечами в замке. Естественно, с годами список их обязанностей сильно увеличился, однако до современных консьержей они всё равно недотягивали. Их сфера деятельности была несколько иной.
А вот профессия консьерж как таковая появилась лишь в начале XX века. Впервые её в свой сервис включили владельцы сети отелей «Гранд». Тогда услуги этих служащих пришлись по нраву постояльцам. И вскоре они начали появляться и в других гостиницах. А в 1952 году состоялся первый Международный конгресс консьержей, на котором были установлены общепринятые правила поведения для этих сотрудников.
Особенности работы консьержа в отелях
Гостиничный консьерж – это прежде всего человек, отвечающий за комфорт постояльцев. Особенно тех, что пребывают в номерах отеля на протяжении длительного срока или являются постоянными клиентами. В этом случае консьерж обязан запомнить их лица и делать всё возможное, дабы удовлетворить их потребности. Например, хороший сотрудник знает всё о вкусах своих клиентов: начиная с сорта чая, заканчивая любимым исполнителем.
К тому же консьерж – это связующее звено между постояльцами и обслуживающим персоналом. Именно через него люди вызывают в свой номер, скажем, слесаря или официанта. При этом сам консьерж должен следить за тем, чтобы его подопечные хорошо выполняли свою работу.
Консьерж в многоквартирном доме
Следует заметить, что должностная инструкция консьержа, работающего в многоэтажном доме, сильно отличается от той, к которой привыкли гостиничные служащие. Так, этот подвид рабочих занимается не только внутренними, но и внешними заботами. В частности, на них ложится большинство работ, связанных с уборкой, ремонтом и озеленением прилегающей к дому территории.
И тем не менее главной задачей консьержа является поддержание порядка внутри самого здания. Он следит за тем, чтобы никто не нарушал покой жильцов дома, а уж тем более не хулиганил. Также консьерж отвечает за чистоту в подъезде, на лестничных площадках и в лифте. К тому же этот служащий зачастую имеет собственный комплект ключей на тот случай, если владелец потеряет свой.
Примеры обязанностей консьержа
Дабы прочувствовать эту профессию, приведём небольшой список тех обязанностей, что может содержать в себе должностная инструкция консьержа. Итак, этому сотруднику необходимо:
- Знать в лицо всех постояльцев.
- Разговаривать только вежливым тоном.
- Своевременно передавать своим клиентам всю необходимую информацию.
- Грамотно вести учёт посетителей, а также записывать туда всех их гостей.
- Вовремя оповещать жильцов о возможных перебоях с водой, электроэнергией или отоплением.
- При необходимости следить за качеством проведения ремонтных, очистительных или утилизационных работ.
- В случае возникновения экстренных ситуаций, своевременно сообщать о них в соответствующие службы.
- Прислушиваться ко всем жалобам и рекомендациям со стороны постояльцев или жильцов.
Как стать консьержем?
Итак, устроится на эту должность может каждый, кто получил полное среднее образование. Что касается профессиональных навыков, то им консьержа обучают на вступительных курсах или непосредственно во время работы. Однако, если говорить о крупных отелях, то здесь всё намного сложнее. Во-первых, предпочтение отдают тем претендентам, что имеют приятную внешность и хорошо «подвешенный» язык. Во-вторых, консьержами могут сталь лишь те, кто обладает отменной памятью или умеет грамотно вести учёт клиентов. В-третьих, ни один порядочный отель не возьмёт себе в штат сотрудника с сомнительным прошлым или судимостью.
Достоинства и недостатки профессии. Оплата труда
Если говорить о положительных моментах, то здесь следует отметить высокую востребованность на рынке труда. Особенно это касается больших городов, ведь в мегаполисах хорошо развит гостиничный бизнес и постоянно возводятся новые многоэтажки. Среди минусов главным является полное отсутствие карьерного роста. То бишь, избрав для себя этот путь, человек напрочь лишает себя возможности достичь более высокого положения. Исключением являются те случаи, когда речь идёт о временной подработке.
Что касается оплаты труда, то она также желает лучшего. В среднем консьерж, работающий в многоэтажном доме, получает 15-20 тыс. рублей в месяц. А вот сотрудники элитных комплексов и отелей могут рассчитывать на более выгодные условия. Их заработная плата вирируется в пределах 35-45 тыс. рублей.