Американский писатель и сценарист Ричард Мэтисон: биография, творчество

Писатели-фантасты США всегда собирали огромную аудиторию фанатов, которые ждали выхода каждой книги с большим нетерпением. Этот жанр всегда остается популярным и любимым многими читателями. С развитием технологий фантастические произведения начали экранизировать, что привело к еще большему их успеху. Ричард Мэтисон также стал популярен благодаря своей ключевой книге и по её мотивам фильму.

Знакомство с писателем

Прежде чем узнать о творчестве американского писателя, познакомимся с его биографией. Ричард Бертон Мэтисон родился в 1926 году в США. Его родители были норвежскими иммигрантами, которые попали в Аллендейл и решили начать новую жизнь. Район Нью-Йорка Бруклин стал для будущего фантаста домом. Здесь всего лишь в восемь лет мальчик придумал свой первый рассказ, который позже опубликовали в местной прессе.

Обучение

До войны Мэтисон учился в Технической школе, а потом начал служить в пехоте. Вторая мировая война произвела на юного парня впечатление, которое позже он изложил в своем романе «Безбородые воины». Это произведение стало автобиографическим и главной первой работой перед бурно развивающейся карьерой.

До того, как книга была опубликована, Ричард Мэтисон отправился на факультет журналистики одного из университетов США. В Миссури в конце 40-х годов он получает диплом бакалавра.

Семья

Через пару лет писатель переезжает в Калифорнию и женится. Со временем у него родилось четверо детей. Трое из них решили пойти по стопам отца. Мальчики стали писателями и сценаристами.

Творчество

Расцвет карьеры Ричарда начался сразу по окончании университета. Благодаря своей любви к сказкам и фантастическим историям, писатель знал, в каком жанре будет работать. Уже в 1950 году он начинает публиковать свои небольшие рассказы в журналах. Первым стало устрашающее фантастическое произведение – «Рожденный мужчиной и женщиной». Эта история о мальчике-мутанте напугала и покорила читательскую аудиторию. Позже именно так был назван сборник рассказов.

В Калифорнии Мэтисон продолжил писать свои мрачные истории, которые леденили сердце и душу. Каждая из них была чем-то достаточно необычным и новым в литературе. Они вызывали интерес наравне с ужасом, а новые книги ожидали с огромным нетерпением. Так, в 1951 году были написаны: «Белое шелковое платье», «Дом резни», «Война ведьмы», «Влажная солома» и т. д.

Через пару лет автор уделил внимание и детективам как жанру своих произведений. Тут же были написаны романы «Кто-то истекает кровью» и «Ярость в воскресенье».

Стиль

Конечно, автор-фантаст имеет собственный стиль, который в основном направлен на вызов у читателя мурашек, страха и трепета. Ричард Мэтисон применял в своих произведениях разные характерные для него приемы. Например, у него был ряд рассказов с оригинальной концовкой, были также и истории, который напоминают больше психологический триллер. Много его рассказов были посвящены сатире, стереотипам и жанровым клише.

Кинокарьера

Деятельность в роли сценариста началась уже к 1960 году. Первым местом его работы стала американская компания «Американ Интернешнл Пикчерз». Они занимались проектами в жанре ужастиков, поэтому Мэтисон был лучшим дополнением к ним. Длительное время писатель-фантаст работал над адаптацией произведений Эдгара По к сценариям фильмов. Благодаря ему были созданы киноленты: «Ворон», «Падение дома Ашеров» и др.

Работая над романами американского писателя, Ричард старался внести что-то свое в их экранизацию, чтобы кинолента получалась более яркая и запоминающаяся. Сценарист пытался добавить нотки комизма, что впоследствии сделало из «Ворона» отличную комедию.

После Мэтисон решил обратиться к творчеству Фрица Лейбера и Жюля Верна. Его привлекают их работы, а сценарии получаются великолепными. Не оставляет он и авторскую деятельность, продолжая создавать рассказы, собирая их в сборники. Так, 86 историй вошли в «Собрание…» 1989 года.

Ричард Мэтисон за свою карьеру успел поработать не с одним великим журналистом. Конечно же, ему удалось создать киноленту вместе со Стивеном Спилбергом. «Дуэль» вышла в 1971 году. История этого фильма была несколько автобиографичной. Мэтисон, опираясь на ситуацию из своей жизни, написал о водителе-параноике, преследовавшем машину и устроившем настоящую дуэль.

Фантаст поработал и над романом «Ночной преследователь» (Джеф Райс), а также не забывал и об экранизации своих произведений. Так, был выпущен фильм «Легенда адского дома». Интересной стала публикация сценариев сериала «Сумеречная зона». Он регулярно писал сценарий к сериям, которые становились популярными и захватывающими.

Последние работы

Ричард работал очень много и упорно. Благодаря ему вышло огромное количество книг и фильмов в жанре фантастики и ужасов. В начале 90-х годов Мэтисон издал серию книг-вестернов. А в конце столетия его книгу «Куда приводят мечты» экранизируют, и она становится одним из лучших фильмов 20-го века. Следом вышел фильм «Отзвук эха», также снятый по мотивам книги Мэтисона.

В начале 21-го века Ричард Мэтисон, книги которого ждали его фанаты и просто любители фантастики, не оставлял работу писателя. Он выпускал опус за опусом. Последней его работой стал роман «Поколение», опубликованный в 2012 году.

Умер автор в 87 лет в США, в Лос-Анджелесе.

Легендарный роман

«Я – легенда» Ричарда Мэтисона прошел огромный путь от публикации до экранизации. Вышел роман еще в 1954 году и навсегда сформировал в умах человечества образ зловещих зомби, вампиров и прочих чудовищ. Главная идея романа - это популяризация того самого апокалипсиса, который обязательно придет на Землю.

Причиной катастрофы стала пандемия. То есть вампиризм здесь представлен как заболевание. По легенде, замысел у Мэтисона появился после просмотра «Дракулы». Тогда он спрашивал себя, если страшен один вампир, то насколько ужасен будет мир, населенный этими существами? В 2004 году, дав интервью, Ричард уверенно сказал, что, по его мнению, «Я – легенда» - лучший роман в его творчестве.

Сюжет книги достаточно прост. Герой романа остался единственным не зараженным человеком на Земле. Скорее всего, причиной этого стал недавний укус Роберта зараженной летучей мышью. Теперь, после того как он переболел, в его крови образовался иммунитет к вирусу вампиризма. Герой ночью прячется в своем бронированном доме, а утром и днем выходит, чтобы убрать от своего жилища трупы непрошенных гостей и ремонтировать убежище.

После пережитой депрессии Роберт решает изучить это заболевание и принимается за исследования. Однажды он встречает Руфь, которая якобы не инфицирована. Проводит анализ, но все же обнаруживает, что вирус в её крови есть. Она убегает от него, но позже предупреждает об опасности. Рассказывает о том, что есть некое общество таких, как она, которые не до конца стали вампирами и стараются восстановить общественный строй.

Финал книги представлен самоубийством Роберта, который проглатывает яд, понимая, что он не принят новым обществом из-за своей нормальности. Фильм 2007 года несколько другой. Он адаптирован под нынешние технологии, и у главного героя есть друг – пес. Окончание также изменено.

Известные рассказы

«Стальной человек» также обрел славу благодаря экранизации. Но прежде он был опубликован в 1956 году. История о сражении человека с роботами также в свое время не оставила равнодушным режиссера Шона Леви. В 2011 году вышел фильм с другим названием – «Живая сталь». Здесь стоит отметить, что сходство киноленты и рассказа невелико. Можно сказать, что режиссер был лишь вдохновлен историей Мэтисона. Скорее всего, это связано с тем, что с момента написания рассказа «Стальной человек» до выпуска фильма прошло почти 60 лет.

Интересный рассказ в 1970 году написал Ричард Мэтисон. «Кнопка-кнопка» - провокационная повесть, которая заставит задуматься любого. Что делать, если к вам в дом попала коробочка с кнопкой? Может, это рекламный ход? Нажмете ли вы кнопку, узнав, что получите 50 тысяч долларов, но при этом умрет один незнакомый человек?

Стоит отметить, что «Кнопка-кнопка» экранизирована дважды. Сначала это была серия «Сумеречной зоны» в 1986 году, позже, через 23 года, – фильм «Коробка». В русском языке название рассказа Мэтисона звучит несколько иначе – «Нажми на кнопку, нажми».

Ричард Мэтисон получил Всемирную премию фэнтези, премию Брэма и премию Эдгара По. За 3 года до его смерти ему выделили место в Зале славы научной фантастики. Его поклонником был Рэй Брэдбери, а Стивен Кинг утверждал, что именно творчество Ричарда повлияло на его становление как писателя.

Комментарии