Акимов Николай: биография, творческая деятельность
Многогранность таланта позволила этому человеку реализоваться сразу в нескольких творческих профессиях. Он и именитый театральный художник, и портретист, и режиссер, и педагог. Конечно же, это небезызвестный всем Акимов Николай Петрович. Про него говорили, что он выделялся из толпы тем, что когда начинал говорить, то затмевал всех мужчин «аполлоновской» внешности.
Его творческий путь, как и многих других творческих людей, не был радужным и безоблачным. Акимов Николай переживал как взлеты, так и падения, но он ни на минуту не забывал о своей великой цели, которая заключалась в служении искусству. И он ее достиг.
Биографическая справка
Николай Акимов – уроженец города Харькова (Украина). Он появился на свет 16 апреля 1901 года в семье железнодорожника, и когда мальчику исполнилось 9 лет, Акимовы вынуждены была переехать в Царское Село, поскольку главу семейства перевели на новое место работы.
Через некоторое время юноша с родителями оказывается в «городе на Неве». Именно в Санкт-Петербурге у него проснулся настоящий интерес к изобразительному искусству. Там Акимов Николай становится учащимся вечерней рисовальной школы Общества поощрения художников (ОПХ). В 1915 году подросток постигает азы изобразительного искусства в студии С. М. Зайденберга, а спустя некоторое время продолжает обучение живописи в Новой художественной мастерской под руководством М. В. Добужинского, А. Е. Яковлева, В. И. Шухаева.
Первая выставка
В 1919 году у себя на родине Акимов Николай принимает участие в выставке-продаже работ именитых мастеров рисования: А. М. Любимова, В. Д. Ермилова, М. Синяковой-Уречиной, З. Серебряковой. Также на мероприятии были представлены пейзажи начинающих иллюстраторов.
К тому времени Николай Акимов (художник) уже работал в мастерской плаката Пролеткульта в Петрограде.
В период с 1920 по 1922 годы молодой человек учительствовал на Высших курсах политпросветработников в Харькове.
В юношеские годы Акимов реализует себя и как книжный иллюстратор. В 1927 году состоялась крупная выставка его работ, посетители которой могли воочию наслаждаться тем, как мастерски маэстро смог оформить популярные издания того времени.
Начало карьеры театрального художника
В начале 20-х молодого человека приглашают работать в Харьковский детский театр в качестве художника-оформителя. Его дебютом на этом поприще стал спектакль «Подвиги Геркулеса» (А. Белецкий). Затем Николаю Павловичу доверили работу в постановке «Алинур» (по мотивам сказки О. Уайльда «Звездный мальчик»).
В 1923 году он приходит в Высшие художественно-технические мастерские. Здесь он начинает декораторскую деятельность в пьесе «Даешь Гамлета» (Н. Евреинов). Вскоре молодой человек приступает к сотрудничеству с «храмами Мельпомены малых форм», а именно: «Вольной комедией», «Музыкальной комедией» и «Современным театром».
В 1924 году Акимов декорировал постановку «Девственный лес» (Э. Толлер), которая с успехом шла в Большом драматическом театре. Николай Петрович также оформил спектакль «Озеро Люль» (А. Файко), поставленный в Академическом театре драмы.
Кроме этого, маэстро работал над пьесой небезызвестного А. Файко «Евграф – искатель приключений», которую театралы могли лицезреть на сцене 2-го МХАТа.
В тот период Акимов Николай Павлович (художник) придумывает свои первые театральные плакаты.
Работа в качестве режиссера
Маэстро состоялся не только в профессии иллюстратора. Он стал знаменитым и благодаря своим режиссерским работам.
В 1932 году Акимов дебютирует с классическим спектаклем «Гамлет», премьера которого проходит на сцене театра им. Е. Вахтангова.
Мюзик-холл
Спустя год Николаю Павловичу предлагают стать главным режиссером Ленинградского мюзик-холла, и он соглашается на это.
Он создает экспериментальную мастерскую и ставит спектакль «Святыня брака (Э. Лабиш). Занимая почетную должность в мюзик-холле, режиссер Акимов Николай Павлович старается создать «постоянный» творческий коллектив, а репертуар театра сделать разнообразным по жанру. Со своими подопечными он много времени занимался актерским мастерством, желая воспитать в них лицедеев, которым было бы подвластно играть разноплановые роли. Однако ему пришлось покинуть вышеуказанный «храм Мельпомены», поскольку у него возникли разногласия с его руководством. Суть их сводилась к следующему: маэстро не разрешили ставить спектакль по пьесе Е. Шварца «Принцесса и свинопас».
Театр комедии
После ухода из мюзик-холла Николай Павлович недолго оставался без работы. В 1935 году он стал руководить Ленинградским театром Комедии (сатиры). Справедливости ради следует отметить, что этот театр в тот период переживал далеко не лучшие времена: зритель не хотел посещать учреждение с достаточно однообразным репертуаром. Именно Акимову удалось совершить колоссальную реформу во внутренней жизни театра комедии.
Всего за один год он сделал театр неузнаваемым: Николай Павлович вдохнул в него «вторую жизнь», и даже слово «комедия» стали писать с заглавной буквы. Анисимовская «К» и поныне фигурирует в театральных программках.
Репертуар и актерский состав обновляются
Премьеры, проходившие с триумфом, ставились одна за одной. На сцене театра Комедии он смог воплотить в реальность свои давние планы. Николай Петрович давно хотел поставить известные пьесы Е. Л. Шварца и сделал это. Так появились спектакли «Дракон» и «Тень». В репертуаре театра содержались и классические спектакли, такие как: «Собака на сене» (Лопа де Вега), «Двенадцатая ночь» (Вильям Шекспир), «Школа злословия» (Ричард Шередан). Николай Акимов, фото которого регулярно публиковалось на страницах газет, освещавших культурную жизнь Ленинграда 30-х годов, активно экспериментировал в своей «вотчине». В театре Комедии он подобрал новый актерский состав, распрощавшись с примой Грановской и отказавшись от сотрудничества с русским тенором Леонидом Утесовым. В труппу он пригласил неопытных, но перспективных актеров, часть из которых работала в театральной студии «Эксперимент». В частности, Николай Акимов (режиссер) пригласил в свою команду Ирину Зарубину, Бориса Тенина, Сергея Филиппова, Александра Бениаминова. Все они стали известными фигурами в искусстве перевоплощения. Эскизы костюмов, которые придумывал маэстро, максимально соответствовали актерам, которых он утверждал на роли. Естественно, Николай Павлович сам работал над театральными плакатами, не доверяя это дело никому другому.
В конце 30-х годов руководимый им храм Мельпомены стал излюбленным местом проведения досуга для театралов «города на Неве».
Когда началась Великая Отечественная война, труппа театра Комедии продолжала некоторое время давать спектакли, но уже в здании БДТ, поскольку только там имелись бомбоубежища. Порядка 30 артистов взяли в руки оружие и отправились на борьбу с врагом. Театр эвакуировали на Кавказ, где режиссер поставил целых 16 премьерных спектаклей.
Разрыв с театром
В конце 40-х годов советские чиновники обвинили маэстро в западничестве и формальном подходе в искусстве, после чего он был снят с должности руководителя театра. Николай Петрович остался без работы, но его не оставили в беде его «коллеги по цеху» - Н. Черкасов, Н. Охлопков, Б. Тенин, помогая ему материально. В этот период биографии маэстро обращается к живописи и начинает писать портреты. Он создаст неповторимые образы вышеперечисленных друзей.
Но уже в 1952 году Акимов вернется к режиссерской работе, поставив на сцене театра им. Ленсовета спектакли «Дело» (Сухово-Кобылина) и «Тени» (М. Салтыкова-Щедрина). Спустя четыре года Николай Павлович вновь возьмет бразды правления театром Комедии в свои руки.
Преподавательская деятельность
Акимова знали еще и как талантливого педагога. В 1955 году он придет учить молодых лицедеев сценическому мастерству в Ленинградский театральный институт. Там он учредит художественно-постановочный факультет, который впоследствии и возглавит.
Посредством своего детища он воспитает не одну плеяду мастеров сценического искусства. В 1960 году Николай Павлович удостоился звания профессора ЛТИ.
Выставки
Еще в середине 50-х годов в советской столице была организована выставка театральных плакатов Акимова. Спустя немного времени он отправился в столицу Бельгии на Всемирную выставку, где за свои заслуги в искусстве получил серебряную медаль.
В 1963 году в «северной столице» и в 1965 году в Москве состоялись персональные выставки его работ. Маэстро был женат на актрисе Елене Юнгер, в браке с которой у него родилась дочь Нина.
Скончался Николай Павлович 6 сентября 1968 года, во время гастролей театра Комедии. Похоронен он на Волковском православном кладбище Санкт-Петербурга.