Водометные движители для катеров и лодок: отзывы о производителях, достоинства и недостатки

Как правило, люди, решившие связать род деятельности (будь то хобби или профессия) с водоёмами вроде рек или озёр, рано или поздно сталкиваются с проблемой выбора катера и типа движителя для него. Мотор-водомёт или всё же винтовой? У каждого имеются свои плюсы и минусы. Как правильно выбрать, на что стоит обращать внимание? И стоит ли вообще делать выбор между водомётом и классическим мотором с открытым винтом?

Водомётные движители

Водомётом назван двигатель, обеспечивающий движение судна при помощи силы, создаваемой путём выброса водной струи.

Движитель состоит из винта с валом (импеллером), водомётной трубки, спрямляющего аппарата и рулевого приспособления.

Принцип работы заключается в поступлении воды через импеллер в водозаборный отсек, а после жидкость выбрасывается через конусообразную трубку, выходное отверстие которой меньше в диаметре, чем входное. Так создаётся струя, обеспечивающая движение моторной лодки. При помощи рулевого устройства производится изменение направления движения струи путём поворота движителя в горизонтальной плоскости, что обеспечивает повороты судна, а перекрытие выходного отверстия создаёт обратнонаправленный поток, обеспечивая катеру задний ход.

К выбору водомётов обычно склоняются люди, которым часто приходится преодолевать замусоренные или порожистые водоёмы. Обычный винтовой мотор в данных условиях рискует прийти в негодность из-за высокого риска наматывания тины на винт на мелководье или обычного попадания крупного мусора. В подобных ситуациях незаменимы именно водомётные движители, обеспечивающие высокую скорость, манёвренность и безопасность.

Не стоит ограничиваться мнениями участников различных форумов. Ведь составить полную картину позволяет не всякий отзыв. Водомёт представляет собой не только достаточно сложную конструкцию, он не для всякой модели судна может подойти. Если новичка устраивает сама идея использования судна с водомётным движителем, следует остановиться на готовом варианте судна с водомётом в заводской комплектации. Причём желательно выбирать изготовителя, занимающегося производством данных движителей достаточно давно.

Достоинства и недостатки

Устройство водомёта особенно тем, что все важнейшие подвижные детали «спрятаны» внутри корпуса. Если лодка садится на мель, касание дна происходит корпусом судна. Данная особенность конструкции позволяет защитить детали от повреждения, чего нельзя сказать про подвесные моторы с «оголённым» винтом. Водомётному движителю не страшны встречи с подводным мусором.

При движении моторной лодки по мелководью с глубиной примерно равной посадке корпуса (около 20 сантиметров) водомёт позволяет преодолевать замусоренные участки, а также места с выступающими из воды преградами, благодаря своей манёвренности.

Если налететь на преграду при глубине около 30 сантиметров, удар примет на себя днище лодки, а не водомёт, так как у движителя отсутствуют выступающие части, чего не сказать о подвесном двигателе, где удар принимают на себя лопасти гребного винта.

Иногда водомётные движители используются и на прогулочных судах из-за мягкой работы силовой передачи (трансмиссии) и отсутствия вибрации.

К достоинствам также следует отнести отсутствие дополнительного сопротивления воде, свойственное двигателям с открытым гребным винтом (лопасти винта и создают дополнительное сопротивление). Помимо этого, выделяют высокие показатели инерции, более удобную управляемость на высокой скорости (как при переднем ходе, так и при заднем). Немалую важность имеет и низкий диапазон шума: подвесной водомёт работает заметно тише, нежели мотор с гребным винтом.

Тем не менее следует отметить отрицательную сторону: при движении по мелководью есть большой риск, что в двигатель будут затянуты камни, песок и мусор со дна, ведь водомёт работает по принципу помпового насоса. Это может привести к повреждению импеллера, выходу из строя охладительной системы и некорректной работе водоотводного сопла.

Ещё одной отрицательной стороной является трение. Обусловлено оно высокой скоростью движения воды внутри трубы. Не стоит забывать и о стоимости установки. Водомётные лодочные моторы примерно в два раза дороже обычных подвесных моторов с открытым винтом. Из-за этого катера с водомётным движителем в комплекте значительно прибавляют в своей стоимости и воспринимаются клиентами как каприз или непозволительная роскошь.

Непривычным для поклонников классических винтовых моторов является и система управления водомётом. Проблема связана с тем, что классический движитель с открытым гребным винтом имеет однорычажную систему управления. Водомётные движители же имеют многорычажное реверсивно-рулевое устройство. Некоторые изготовители умудряются выпускать катера со встроенным водомётом с однорычажной системой управления. С одной стороны, это помогает освоить водомёт, с другой стороны, скорее влечёт за собой неприятности, чем приносит пользу:

  • Во-первых, у новичка складывается неверное представление о работе водомётного движителя. Связано это с отсутствием у такового коробки передач, позволяющей перевести рычаг переключения скоростей в нейтральное положение. Коробка передач может либо включить сцепление, либо выключить. Водомётный движитель же набирает скорость плавно при включении, мгновенной реакции в виде рывка с места ожидать не стоит.
  • Во-вторых, для лучшего понимания принципов работы водомёта, рекомендуется пройти соответствующий курс обучения. Вся хитрость управления водомётным движителем заключается в необходимости использовать рычаг газа (для увеличения скорости движения) лишь в открытом водоёме. При движении по порожистой речушке лучше так не делать.
  • Третий немаловажный минус, свойственный любому виду водного транспорта — зарастание. Особенно остро данная проблема обстоит именно с водомётом, так как все подвижные детали находятся внутри. При постоянном использовании движителя проблем не возникает. Однако если катер долго не используется, внутренности обрастают. В частности, обрастание внутренностей системы водоотведения приводит к снижению скорости передвижения до 10%. Проблема решается разборкой водомёта и чисткой вручную, но если моторная лодка бездействовала весьма продолжительное время, придётся обращаться в мастерскую и искать подходящие запчасти для лодочных моторов. Использование специального красящего состава позволит решить данную проблему, но ненадолго: постоянное движение воды быстро смоет эту краску.

Водомёт - это безопасно!

Разумеется, безопасность водомётного двигателя – главная положительная черта. Так как импеллер находится внутри, водомёт не представляет опасности для человека, пребывающего в воде. Применяются такие устройства на гидроциклах и катерах при буксировании водных лыжников и сёрферов.

Особенности строения водомётного движителя позволяют моторной лодке осуществлять повороты практически на месте благодаря реверсивно-рулевому устройству (РРУ), обеспечивающему изменение направления (реверс) выходящего потока.

Запчасти водомёта легко доступны, и ремонт не вызывает особых сложностей. Если двигатель водомёта вышел из строя, следует воспользоваться услугами любой автомастерской, где таковой с лёгкостью отремонтируют или заменят новым. Всё будет зависеть от степени повреждения. Возможно, потребуется доработка системы крепления, охлаждения и выхлопа в случае с заменой.

Водомётный движитель обладает рядом нюансов, о которых не следует забывать. Один из таковых: маневрировать следует на больших оборотах, не стоит сбрасывать таковые до окончания манёвра, будь то поворот, разворот или задний ход.

Как и подвесной мотор, водомётный движитель подвергается риску намотки водорослей на импеллер, который, в свою очередь, может заклинить. Для предотвращения повреждения двигателя в случае намотки водорослей на вал, предусмотрена специальная шпонка, которую можно срезать. От водорослей также легко избавиться, лишь открыв лючок. Предусмотрена защита от попадания камней – решётка.

Как выбирать водомёт

Обычные подвесные моторы с открытым гребным винтом имеют коэффициент полезного действия (КПД) равный 0,65–0,75 при движении на умеренных скоростях. Для водомёта же КПД составляет примерно 0,55 на скорости движения 40–55 км/ч. При увеличении скорости до 100 км/ч составляет уже 0,60–0,65. Грамотное проектирование всех элементов водомётных движителей даёт КПД около 0,70. При этом следует рассматривать не только водомёт, но и ускорение катера с установленной конструкцией водомёта.

Рекомендуется изучить ряд правил, позволяющих грамотно выбирать водомёты, основной упор в которых касается проектирования и технологии изготовления. Следует отметить, что необходимо обращать внимание на форму сопла. Водоотвод должен иметь круглую или эллипсоидную форму сечения. Менее желательными вариантами являются квадратные водоотводные трубки и в форме прямоугольника со скруглёнными углами.

Немаловажным аспектом является и угол наклона оси водозаборника. Выбирать следует по принципу «скорость выше – наклон меньше». Водомётные катера развивают скорость движения в пределах 55–65 км/ч, что достигается при помощи угла 35–39 градусов. Для достижения более высоких скоростей угол следует уменьшить до 25 градусов. При этом угол наклона оси гребного вала выбирается в диапазоне от нуля до пяти градусов.

Установка

Устанавливать водомётный двигатель следует на лёгкие быстроходные суда, получившие название «глиссирующие». Такие лодки рассчитаны на скорость свыше 60 км/ч. Однако иногда водомёт устанавливается и на средние моторные лодки с углом наклона днища (килеватостью) от 10 до 30 градусов.

При установке следует учитывать и массу движителя, ведь находящаяся постоянно внутри вода добавляет солидную долю веса судну. Потому, занимаясь расчётами «ходкости» судна, следует учесть этот немаловажный нюанс. Но если рассматривать картину полностью, установленный водомёт на лодку — более компактный вариант, нежели двигатель с угловой колонкой. Добавочный вес с лёгкостью компенсируется отсутствием коробки передач, которую заменяет реверсивно-рулевой механизм. Стоит отметить, экспертами рекомендуется установка специальной соединительной муфты между двигателем и водомётом. Таким образом обеспечивается изолированное функционирование мотора, вне зависимости от режима работы водомётного движителя.

Актуальность

Неподдельный интерес к водомётным движителям со стороны коммерческих организаций возник сравнительно недавно. Благодаря экспериментам судостроительных компаний в виде установки водомётов на скоростные морские паромы, военные и коммерческие суда, данный вид судового движителя завоевал себе популярность.

Успешный опыт эксплуатации показал немало скрытых достоинств, помимо очевидного превосходства, которое завоевали водомётные катера на мелководье.

Так, одна из итальянских судостроительных компаний, рекламируя яхту с водомётным движителем, указывает на такие особенности, как высокая степень адаптируемости к изменению нагрузки на судно (которая очень часто может меняться), а также более существенную эффективность на скоростях от 60 до 95 км/ч.

Водомёты вне мелководья

Данные характеристики играют далеко не последнюю роль для скоростной яхты, так как на классическом движителе с открытым гребным винтом скорость судна напрямую зависит от скорости вращения винтов. Изменение погодных условий, способствующее замедлению хода судна, приводит к затруднению поддержания постоянной скорости. Это негативно сказывается на производительности двигателя ввиду невозможности развить большее количество оборотов. Из-за особенности водомёта, заключающейся в невозможности перегрузки двигателя, появилась возможность развить большое количество оборотов, вне зависимости от скорости движения судна. То есть количество оборотов не упадёт, нагрузка на двигатель останется прежней, сохранится неизменным расход топлива в единицу времени, но возрастёт потребление горючего на единицу пути.

Кроме того, манёвренность водомётных движителей позволяет яхтам швартоваться в условиях тесных речных причалов, а не специализированных портов. Кроме того, немаловажным аспектом, благодаря которому водомёты завоевали признание в сфере применения на круизных яхтах, является их бесшумность.

Моторные яхты начинают испытывать трудности при движении свыше 50 км/ч в открытом море. Связано это с нарастающим сопротивлением воды о лопасти (пусть даже вращающегося) гребного винта. При использовании водомёта сопротивление практически нулевое благодаря конструкции движителя, обеспечивающей постоянное обтекание корпуса.

Круизные яхты редко ходят на большой скорости, необходимость применения водомётов вызвана скорее желанием рационального и безопасного функционирования двигателя. Но встречаются и экземпляры, предусматривающие увеличение скорости движения в открытом море за счёт мощности — то есть установки нескольких двигателей.

Рыночная доля

Надёжность водомётов в замусоренных водоёмах не вызывает никаких нареканий. Известно, что суда преодолевают такие загрязнённые места, как Ла-Манш, без единой поломки.

Несмотря на свою полезность, водомётные движители применяются в диаметрально противоположных сферах судостроения: либо на многомоторных круизных яхтах, либо на малых скоростных катерах или водных мотоциклах. Причём для последних водомёт является единственным возможным вариантом. Львиную долю рынка же составляют лодки разных габаритов с классическими гребными винтами. Про крайне малое количество катеров, которые сходят с конвейера, имея уже встроенный водомёт, не стоит и упоминать.

Итого около 11% (по мнению экспертов) рынка принадлежит водомётным движителям. Но и данная цифра может значительно снизиться, если рассматривать не полностью рынок пропульсивных устройств, исключая водные мотоциклы, где водомёт является неотъемлемой частью конструкции.

Согласно прогнозам компаний, выпускающих моторы, существует вероятность возрастания данной цифры до 45% благодаря раскрытию потенциала рынка водомётных движителей.

Отзывы о моторах и производителях

Множество любителей рыбалки предпочитают использовать лодки "Ротан 240М" в связке с водомётом Yamaha 40.

Согласно их мнениям, к производителю Yamaha претензии весьма незначительные. В основном связаны с ошибками «с непривычки», ибо отзывы составлены по большей части теми, кто недавно сменил водомёт с одного на другой. То не сразу дёргается с места после плавной подачи рычага, то глубоко проваливает заднюю часть лодки.

Негативные отзывы замечены в адрес компании Tohatsu. Во-первых, рыбаки жалуются на частое приобретение бракованной продукции. Во-вторых, модель Tohatsu 40 получила прозвище «нечестная сороковка», так как 40 лошадиных сил двигатель не выдаёт. Часто заменяют на Tohatsu 50, но эта модель быстро перегревается.

Целесообразность использования гребного винта

Установка классического подвесного движителя целесообразна в случае необходимости использования максимально упрощённой конструкции и передвижения по акваториям с глубиной больше среднего на небольших скоростях (до 50 км/ч).

Хорошо зарекомендовали себя моторы Yamaha. Выделяют три основных типа:

  • Лопастной винт со срединным выхлопом. Особенность строения заключается в том, что выходное отверстие, через которое происходит выброс горючего, а равно и высвобождение энергии сгорания, расположено посередине — в центре оси, на которой крепятся лопасти.
  • Винтовые конструкции с расположением выхлопного отверстия поверх оси.
  • Системы с двумя выхлопными отверстиями, расположенными над осью и под ней.

Заключение

В целом водомётные лодочные моторы привносят в конструкцию катера множество преимуществ, но описанные выше недостатки не стоит сбрасывать со счетов. Иначе дорогостоящий движитель может стать обузой.

Зарубежные производители выпускают лодочные водомёты с очень высоким КПД и относительно небольшими размерами. Например, водомёт Yamaha размерами 350x560x300 мм и весом 19 кг имеет стоимость около 75 000 рублей на отечественном рынке.

Водомёт Mercury ME JET 25 ml (произведён в США) более громоздкий: имеет длину по верхней части корпуса (по горизонтали) 508 мм, вес около 60 кг, объём двигателя 420 см3, количество оборотов импеллера в минуту достигает 5000, полностью ручное управление. Стоимость же на отечественном рынке составляет уже 263 500 рублей.

Японский водомёт Tohatsu M25JET со схожими характеристиками (различается лишь количеством оборотов: 5200–5600 в минуту) стоит уже 287 500 рублей.

Для сравнения, классический винтовой мотор можно найти по цене от 30 000 рублей и выше.

Неудивительно, что из-за такой разницы в стоимости немногие решаются приобрести водомёт. Цена немалая, и не всякий может себе позволить такой шик. Остаётся надеяться, что со временем ценовая политика стабилизируется, как и прогнозируют зарубежные производители. Тогда водомётные движители отвоюют себе значительную долю рынка.

Следует также отметить, что растущую популярность применения водомётов обеспечивает и известность фирм-производителей. Наиболее известные компании:

  • Yamaha (Япония);
  • Suzuki (Япония);
  • Tohatsu (Япония);
  • Honda (Япония);
  • Mercury (США);

Продукция каждой компании характеризуется своим высоким качеством, комплектацией оборудования и коэффициентом производительности.

Вопрос о необходимости раздобыть запчасти для лодочных моторов остро не поднимается. Всё дело в известности упомянутых брендов. Детали доступны как для покупки под заказ, так и для продажи в специализированных магазинах или автомастерских. Ремонт водомётов не является большой проблемой.

Производители уделяют колоссальное количество времени проверке каждого чертежа, детали и каждого числового показателя перед тем, как поставить модель на поток. Образцы совершенствуются: выпускаются водомёты с большим количеством цилиндров, с большим количеством винтов, с валами левого и правого вращения. Уделяется особое внимание и шумоизолирующим материалам при изготовлении соответствующих прокладок, чтобы не только приглушить звук работающего двигателя, но и снизить вибрацию. Выпускаются эксклюзивные рулевые системы, предусмотренные для монтажа в комплекте с водомётом. Устройства, позволяющие снизить так называемый крутящий момент, дабы сделать управление судном наиболее комфортным.

Существуют образцы с полностью рычажным управлением, не предусматривающим использования системы тросов, что значительно снижает вероятность возникновения неприятных ситуаций, которые может принести внезапно разорвавшийся трос.

Учитывая всё вышесказанное, к выбору водомёта стоит относиться весьма тщательно. Немалые средства, вложенные в приобретение, должны окупиться в будущем, и разница между использованием винтового и водомётного двигателей должна быть ощутима.

Комментарии