Летчик Степан Микоян: биография, фото
Степан Микоян – советский летчик-испытатель, авиаконструктор, Герой СССР, кавалер орденов Ленина и Красного Знамени, всю жизнь был связан с самолетами. Именно он отвечал за управление знаменитым «Бураном» - космическим кораблем многоразового использования, испытания которого с большим успехом прошли в ноябре 1988 г.
Детские годы
Микоян Степан Анастасович, биография которого изложена в данной статье, родился в Тифлисе (сейчас это город Тбилиси) 12 июля 1922 г. Отец Анастас Иванович Микоян был известным советским партийным и государственным деятелем, а мать Ашхен Лазаревна Туманян. Их брак был долгим и счастливым. По словам самого Степана Микояна, он не помнил ни единого случая, когда бы его родители ссорились или повышали голос. Они всегда относились друг к другу с большой любовью и уважением.
В семье Микоянов было пятеро сыновей. Старшим из них был Степан. Его и троих младших детей назвали в честь знаменитых бакинских комиссаров – Серго Орджоникидзе, Алексея Джапаридзе, Степана Шаумяна и Ивана Фиолетова, с которыми Анастас Микоян всегда поддерживал дружеские отношения. Второго сына назвали Володей, так как он родился в год, когда умер В.И. Ленин. Все каникулы дети проводили на даче «Зубалово». По словам Степана Микояна, это была огромная территория, обнесенная высокой кирпичной стеной. А где-то в километре от нее находилась еще одна дача «Зубалово-2», где жил Сталин со своей семьей.
Так как Анастас Иванович был видным государственным деятелем, он дружил со многими людьми из окружения Иосифа Сталина, которые впоследствии были репрессированы. Степан знал их всех и с самого детства дружил с сыном вождя Василием Сталиным.
Увлечение небом
В 30-х годах прошлого века чуть ли не каждый подросток мечтал связать свою жизнь с самолетами. О небе тогда мечтали сотни тысяч советских школьников. Не стал исключением и старший сын Анастаса Ивановича Степан. К тому же этому увлечению способствовал еще и его дядя Артем Иванович, который к тому времени был начинающим авиационным конструктором.
В августе 1940 г. Степан Микоян вместе с другом Тимуром Фрунзе поступил в Качинскую авиационную школу. Спустя год в начале сентября 1941-го он успешно окончил училище в г. Красный Кут (Саратовская обл.). После этого он был направлен в 8-й запасной авиаполк, дислоцировавшийся в небольшом поселке Багай-Барановка, расположенном чуть севернее Саратова. Здесь ему спешно пришлось переучиваться летать на самолете "Як-1". В середине декабря того же года по распределению Степан Микоян (фото летчика представлены в статье) попадает в 11-й истребительный полк, входящий в состав 6-го ИАК ПВО и защищавший небо над Москвой.
Великая Отечественная война
Прибыв на место назначения, молодой летчик узнал, что его полк перед этим летал на штурмовки наземных немецких войск. Однако за весь декабрь и часть января 1942 г. ему так и не удалось ни разу вылететь на задание, так как крайне неблагоприятные погодные условия не позволяли проводить какие-либо активные действия в воздухе. С наступлением погожих дней Степан Микоян стал участвовать на своем самолете "Як-1" в полетах, целью которых являлось прикрытие советских воинских частей в районе города Волоколамска и, в частности, конницы генерала Л. М. Доватора, совершавшего время от времени рейды на уже оккупированную немцами территорию.
Не секрет, что довольно часто советские самолеты подвергались обстрелам из зенитных орудий противника. Так было и в один из январских дней 1942 г. Вражеские зенитки начали обстрел наших самолетов, к тому же резко испортилась погода и пошел сильный снегопад. Но, несмотря на это, эскадрилья сумела точно приземлиться на взлетно-посадочную полосу благодаря Степану Микояну, который хорошо знал расположения московских улиц, прилегающих к Центральному аэродрому Москвы, где и располагался его 11-й истребительный полк.
Первое ранение
Всего за зиму 1941-1942 гг. молодой летчик в составе своего полка совершил 10 успешных вылетов, но 11-й для него мог оказаться роковым. 16 января во время прикрытия Истры его самолет по какой-то нелепой случайности был сбит младшим лейтенантом 562-го полка Михаилом Родионовым. Степан Микоян, биография которого могла бы на этом и закончится, все же сумел посадить свою горящую машину, как говорят летчики, прямо на брюхо. Падение советского самолета было замечено деревенскими подростками. Именно они дотащили обожженного, со сломанной ногой летчика до дороги, а там, найдя какие-то сани, доставили его в медсанбат.
Провинившегося Михаила Родионова собирались отдать под трибунал, а с лейтенантом Микояном разобраться после его выздоровления. Но это дело так и не дошло до суда. В начале июня 1942 г. старший лейтенант Родионов погиб в воздушном бою под Калугой, за что и был удостоен посмертно звания Героя СССР. А Степану пришлось залечивать свои раны еще в течение нескольких месяцев.
Новые самолеты
В августе 1942 г. в Люберцы на свое уже 3-е переформирование прибыл 434-й авиационный истребительный полк, который в последствие стал 32-м Гвардейским. Он знаменит тем, что в нем в свое время воевали 26 летчиков, которые получили звание Героев СССР. В совокупности они сбили более 520 самолетов противника. Тогда в 1942-м командиром полка был 24-летний Герой СССР Иван Клещев, а курировал это подразделение сам Василий Сталин.
Сын вождя с детства знал братьев Микоянов – Степана и Владимира. Сначала в полк взяли младшего из них, а чуть позже зачислили и второго. Уже после войны ветераны, служившие вместе с ними бок о бок, рассказывали, что оба брата были на редкость дисциплинированными, старательными и скромными, поэтому они практически сразу же влились в дружную полковую семью.
В начале сентября 1942 г. доукомплектованный личным составом полк, сев на транспортные самолеты, вылетел в Багай-Барановку. Здесь летчикам пришлось осваивать новые истребители "Як-7Б", только что прибывшие прямо с Саратовского авиазавода. Через несколько дней пришел приказ о передислокации на другой полевой аэродром, расположенный вблизи совхоза «Сталинградский», который находился всего в 60 км от самого города. Клещевский полк был немедленно введен в состав 16-й армии.
Воздушные бои над Сталинградом
Первым боевым вылетом вновь сформированного полка командовал лично Иван Клещев. Увидев впервые Сталинград с воздуха, новички были поражены таким зрелищем. Степан Микоян позже вспоминал, что его взору предстал пылающий город. Черный дым от пожарищ поднимался на несколько километров вверх, а сквозь него проглядывались голубые воды Дона и Волги. В небе носились сотни самолетов, большинство из которых были немецкими истребителями и бомбардировщиками.
Как известно, командир полка Клещев всегда вводил новичков в воздушные бои постепенно. И, несмотря на то, что Степан Микоян уже имел некоторый боевой опыт в небе над столицей, он все же определил его к себе в ведомые. Такая тактика командира помогала молодым летчикам приобретать боевой опыт без лишнего риска.
Отстранение от полетов
Однако вторая половина сентября оказалась самой тяжелой: только за три недели воздушных боев полк уничтожил более 80 вражеских истребителей. Но и потери подразделения были огромными: 25 самолетов и 16 летчиков. В числе погибших был и младший брат Степана Владимир Микоян. Сам командир полка Иван Клещев получил тяжелое ранение.
После смерти брата Микоян Степан Анастасович был отстранен от полетов по приказу командования. В память о Владимире летчики на нескольких самолетах вывели надпись «За Володю!». В начале октября остатки авиаполка были отправлены в тыл. Несколько офицеров были удостоены звания Героя СССР, а Владимира (посмертно) и Степана наградили боевыми орденами Красного Знамени.
Войну Микоян закончил в звании капитана и был удостоен двумя боевыми наградами. За время военных действий он успел провести лишь несколько боев против самолетов противника, но, согласно документам, на его боевом счету числится 6 групповых побед.
Учеба в инженерной академии
В 1945-м победном году Микоян женится на своей давней знакомой Элеоноре, дочери летчика-испытателя Петра Лозовского, который трагически погиб во время полета на истребителе "И-4". После свадьбы молодой человек поступил в Военно-воздушную академию им. Н.Е. Жуковского на инженерный факультет. Слушателям, у которых уже была летная практика, разрешали пилотировать самолеты, находящиеся в распоряжении академии. Учебный полк находился тогда в пос. Белопесоцком недалеко от Каширы. Впоследствии троим из них предстояло освоить новейшие реактивные истребители.
Для своего дипломного проекта Микоян Степан Анастасович выбрал непростую и довольно смелую по тем временам тему. Она касалась сверхзвукового фронтового истребителя. Скорее всего, всю информацию о разработке будущего самолета "МиГ-19" он получил от своего дяди Ануша Микояна.
Дипломным проектом Степана руководил знаменитый В.Ф. Болховитинов, который еще в довоенный период занимался строительством тяжелых бомбардировщиков "ДБ-А", а позже и созданием первого в Советском Союзе ракетного истребителя "БИ". Таким образом, можно с уверенностью сказать, что Микоян со своими однокурсниками профессиональными летчиками и инженерами-механиками стояли у самых истоков создания реактивной авиации.
Напряженная работа
В августе 1951 г. Степан Ананстасович попал на летно-испытательную должность в ГК НИИ Военно-воздушных сил. Здесь он в течение долгих 23 лет занимался испытанием различных боевых самолетов, принадлежащих ОКБ Яковлева, Микояна и Сухого. Он, как никто другой, успешно совмещал работу летчика с должностью ведущего инженера НИИ.
С 1975 г. Степан Микоян – Герой Советского Союза. Он заслужил это высокое звание за испытание новейшего перехватчика "МиГ-25". За все время своей работы ему удалось освоить 102 типа различных летательных аппаратов, проведя при этом в воздухе более 3,5 тыс. часов.
Программа «Буран»
В 1974 г. Степан Анастасович по решению медкомиссии был отстранен от испытания боевых машин, однако ему разрешалось работать на вертолетах и транспортно-пассажирских самолетах. В 56-летнем возрасте он понял, что ему не удастся в очередной раз успешно пройти медкомиссию, поэтому пришлось принять предложение о переходе на другую работу.
В апреле 1978 г. Микоян становится заместителем главного конструктора НПО «Молния». Здесь Г. Е. Лозино-Лозинский создавал орбитальный корабль многоразового использования «Буран». В этих условиях как нельзя кстати пришелся накопленный за многие годы работы опыт Степана Анастасовича, касающийся организации летных испытаний, когда было принято решение создать атмосферный аналог корабля, названного «Изделием 002». Летными испытаниями, стендовой и технической подготовкой летчиков занимался именно Микоян. Он же отвечал и за управление настоящим «Бураном» в его первом и последнем полете в космос.
Мемуары
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что генерал-лейтенант авиации Степан Микоян практически всю свою жизнь посвятил самолетам, а точнее, их пилотированию. И даже будучи 70-летним седовласым генералом он неоднократно сам управлял машиной "Як-18Т".
Несмотря на свою занятость, он все же нашел время для написания книги. Биографические, по своей сути, мемуары точно отобразили жизнь в Советском Союзе и все то, чем жил и как работал ее знаменитый автор Степан Микоян. «Воспоминания военного летчика-испытателя» вышла сначала в Великобритании, а затем и в России. Эта книга вызвала живой интерес не только у авиаторов, но и простых людей, которым небезразлична история своего государства.
И, если честно - сидели
(среди дорогих его сердцу - напоминаний о его Жизни, не только супер-Лётчика, но и просто Человека с большой буквы...)
пока дочурка не напомнила, что пора и на землю с небес - вернуться...
Учить самолёты - летать!... - это что-то ЗА-предельное...
Всегда - по краю...
Когда, КАЖДЫЙ полёт - шаг в НЕ-вЕдомое... то есть - на грани...
И ТАК