Умберто Боччони - теоретик и первооткрыватель футуризма
Вот уже прошло столетие с момента возникновения очень необычного направления в искусстве - футуризма. Это революционное веяние возникло под влиянием бунтарского века. Мастера начала XX столетия стремились двигаться вперёд, изображать образ жизни, связанный с урбанизацией и развитием технического прогресса. Многие живописцы тех времён пробовали свои силы в этом направлении. Но итальянский мастер Умберто Боччони - основатель, отец, идеолог, икона футуристического стиля.
Детские годы
В небольшом селении Реджо-ди-Калабрия, что на юге Италии, появился на свет итальянский художник Боччини (1882 г.). Его родители были выходцами из северной итальянской области - Романьи. Часто семья переезжала из одного города в другой и наконец поселилась в городе Катанья. Здесь мальчик получил среднее образование, но ещё не имел никаких привязанностей к изобразительному искусству. В 1901 году он поселился в Риме и поступил в Академию изящных икусств.
Раннее обучение
Именно в Риме Умберто Боччони познакомился со своим соавтором в футуристическом направлении - Северини. Их обоих обучал известный художник Джакомо Балла, у которого юноша научился технике пуантилизма. После этого Боччони много путешествовал по Италии, посетил Париж и побывал в России. Итальянский художник столкнулся с чертами импрессионизма. В Милане Умберто знакомится с поэтом-символистом Маринетти. Именно он опубликует в одной из французских газет футуристический манифест. Боччони стал его последователем.
Первые работы
С чего же начинал Умберто Боччони? Картины начального периода отличались использованием в них мелких мазков чистых оттенков. Изначально это были портреты. Первым работам живописца были присущи ещё старые итальянские черты искусства, они отличались от передовых французских тенденций, навеянных революционными мотивами. В Риме Умберто смог обучиться рисованию обнажённой натуры. И так он пришёл к футуристической живописи.
Самая знаменитая работа молодого Боччони - "Паоло и Франческа". В ней слились динамические и лирические черты, посвящена она вечной теме любви. Все обычные представления об искусстве меняются, глядя на раннюю картину художника "Смех". Очень запоминающейся работой автора является полотно "Состояние души". В ней мастер смог запечатлеть своё видение мира хаотичными линиями, напоминающими людей, машин, животных. Интуитивный художественный мир Умберто Боччони состоит из затуманенных лиц, неясных фигур.
Основные черты творчества художника
Боччони очень долго следовал предписаниям футуристического манифеста Маринетти. Его творчеству присуща незаконченность композиции, открытость окружающего пространства. Основную задачу в написании его картин решал цвет, а не форма. В своих работах мастер мог соединить совсем несовместимые вещи. Эти идеи подталкивали искусство к новому направлению - поп-арту. Источником вдохновения для итальянской знаменитости были наука, техника, динамизм, скорость, воля к жизни.
Немного позже к футуристическим чертам художник добавляет элементы кубизма. Устойчивые элементы, геометрические фигуры придавали работам монументальности. В своих картинах Боччони передавал всё увиденное и ощутимое как одно целое. Городская суета - главная тема его творений. Изорванные вихри, необычные формы, разноцветные грани, фрагменты. Его работы можно сравнить с картинкой в детском калейдоскопе. Движение - вот смысл жизни и творчества замечательного итальянского художника.
Скульптурные произведения мастера
Очень многогранной личностью был Умберто Боччони. Скульптуры также имели место в творчестве великого мастера. Посещая студии очень известных на то время художников, Боччони решил применить свои футуристические принципы к скульптуре. Он выполнил несколько работ в этом стиле и написал "Манифест футуристической скульптуры". В 1913 году художник стал печататься в одной из футуристических газет. В ней он с полной силой продвигал идеи модного движения в живописи и скульптуре. Мастер считал, что любой рисунок или скульптура - это своеобразный вихрь эмоций. От слова "вихрь" произошло новое направление в английском искусстве - вортицизм. Именно Боччони дал толчок для его появления. В вортицизме больше углов, динамизма, нежели у футуризма. На смену этим двум стилям пришло абстрактное искусство.
Рок
Когда началась Первая мировая война, она быстро захватила всю Европу, показала своё свирепое лицо, распространяя насилие. Умберто Боччони вместе с другими футуристами записался в добровольческий батальон регулярной армии. Он смог увидеть все ужасы войны. В отпуске художник продолжал писать и читать лекции по футуризму. Во время учений в одной из артиллерийских бригад Умберто не справился с управлением лошади и разбился насмерть. После его смерти так никто и не возглавил футуристическое движение, оно распалось, потеряв своего молодого лидера. Боччони прожил всего 33 года.