Анализ использования материальных ресурсов на предприятии
Любой товар, который производится на заводе или фабрике требует затрат, для чего необходимы определенные материальные ресурсы. То же самое происходит и в торгово-экономической сфере, где от уровня и состояния ресурсов зависит не только возможность компании конкурировать с другими производителями, но и само выживание на рынке. В этой связи грамотное руководство фирмы периодически производит анализ использования материальных ресурсов, который позволяет выяснить такие вопросы, как рациональность использования того или иного сырья, эффективность подготовки внутреннего персонала, сравнить информационно - программное обеспечение с конкурирующими фирмами и так далее.
Одним из важнейших элементов улучшения и рационализации производства является применение комплексного подхода, в состав которого входит применение более эффективных материалов, уменьшение себестоимости продукции, увеличение выпуска товаров, а также улучшение финансового состояния компании. Периодическое обновление ассортимента и расширение производственных возможностей обуславливается ростом потребности населения в материальных вещах.
Материальные ресурсы предприятия представляют собой сырье, различные материалы, электроэнергию, топливо, комплектующие и полуфабрикаты, которые фирма закупает и использует с целью использование всего этого в торговой деятельности. Благодаря этому производитель имеет возможность оказывать услуги или вести хозяйственную деятельность.
Анализ использования материальных ресурсов включает решение вот каких задач:
- изучение воздействия различных факторов и групп на изменение материалоемкости готовой продукции;
- оценка влияния материально-технического обеспечения и снабжения на объем выпускаемой продукции и себестоимость работ;
- выявление тех возможностей, которые еще не были использованы в компании. Другими словами это поиск внутренних резервов, который осуществляется на основании таких данных, как бизнес-план, оперативные данные бухгалтерского и финансового отчета, сведений о расходах и остатках материальных ресурсов;
- выявление потерь, а также простоев оборудования вследствие отсутствия материалов и комплектующих на складе;
- определение уровня обеспеченности субъекта всеми необходимы ресурсами, которые разделяются по сортам, маркам, видам и срокам поставок.
Производя анализ материальных ресурсов можно выяснить реальную картину всего того, что затрачивается на предприятии и в связи с этим уже скорректировать план на ближайшую перспективу. Примечательно, что материальные ресурсы постепенно переходят в материальные затраты, в результате чего обеспечивается капиталооборот на предприятии. При вычислении общей совокупности затрат материальные ресурсы составляют порядка 70%, что свидетельствует о высокой материалоемкости выпускаемой продукции. Снижение этого показателя является важнейшей задачей на каждом предприятии, поскольку даст возможность компании вести экономическую деятельность с большим преимуществом в среде конкурентов.
Грамотный анализ использования материальных ресурсов обязательно включает в себя учет так называемых отходов производства, которые неизбежны в любом производстве. Рост же объемов продукции связан как с оптимизацией расходов, так и с ростом эффективности всего производства в целом. Целостную взаимосвязь всех составных показателей можно отразить в следующей формуле:
V = МЗ * Мо или V = МЗ * (1/Ме) (5.1), где
материалоемкость продукции - это Me
материалоотдача продукции - это Мо
сумма материальных затрат - это МЗ
В результате этого можно выяснить объем продукции (V) и выявить процентное соответствие всех составных частей главного показателя. Качественный анализ использования материальных ресурсов является очень важным фактором, который оказывает непосредственное влияние на всю хозяйственную деятельность компании.
Подводя итоги, следует еще раз подчеркнуть, что материальные ресурсы любой фирмы играют важнейшую роль в ее торгово-экономической деятельности. В этом отношении анализ использования материальных ресурсов предприятия крайне необходим, поскольку позволяет оптимизировать все расходы и снизить себестоимость выпускаемой продукции.