Занавес театральный. Оборудование и оформление сцены театра
Каждый, кто бывал в театре, помнит, что занавес театральный является важной частью интерьера и оформления сцены. Этот атрибут претерпевал значительные изменения с развитием технической мысли и эволюцией театрального искусства. И сегодня занавес сцены – это на просто кусок материи на шнуре, а технически сложное оборудование с множеством возможностей и функций.
История
Впервые занавес сцены был использован еще в театре Древней Греции. Он сигнализировал о начале и завершении театрального действия. Занавес как сложное оборудование был изобретен примерно в 17 веке, когда бурным ходом шло развитие театральной сцены. В это время появились подвижные декорации, все большее внимание художников-постановщиков уделялось сценографии, и занавес становится не только техническим элементом в смене картин, но и дополнительной выразительной возможностью.
В 18 веке оформление сцены и занавес стали важной частью раскрытия сюжета пьесы. Порой они играли очень важную роль. С появлением сцены-коробки занавес приобрел новое значение и стал неотъемлемым элементом постановки.
В 20 веке сценографы еще больше укрепляют чрезвычайную важность этого элемента оформления сцены. Стали частыми проекты, в которых специально для спектакля готовились занавесы. Например, для постановки лермонтовского «Маскарада» в Мариинском театре известный театральный художник А. Головин создал 10 занавесов для каждой перемены картин.
Назначение
В первую очередь занавес театральный выполняет функцию ограждения сцены от глаз зрителей. Он не дает увидеть оформление и декорации до начала действия, отгораживает сцену на время смены обстановки. Но, кроме того, у занавеса есть и эстетические задачи. Во-первых, он сигнализирует о начале представления. Раскрытие занавеса переносит зрителя в мир фантазии, в этот момент он настраивается на атмосферу условности и иллюзии театра. Во-вторых, занавес может использоваться как часть художественного пространства спектакля и даже как отдельный персонаж. Например, в «Гамлете» Театра на Таганке он играл роль Времени, Судьбы, Рока и т.п.
Занавес является дополнительным выразительным средством, например? легкие драпировки или стилизованные шторы могут создавать иллюзию какой-то местности или помещения. Даже отсутствие оного может быть определенным художественным принципом - некоторые современные театры отказываются от него. Так работает детище К. Райкина «Сатирикон».
Устройство и оборудование
Театр, сцена только со стороны зрительного зала выглядят парадно и даже романтично. Еще в момент изобретения занавес представлял собой довольно сложный механизм, который со временем сильно модернизировался. Для обеспечения плавного, синхронного и равномерного сдвижения и раздвижения занавеса используется единая приводная система. Сначала она работала на ручной тяге, впоследствии - на электрической, сегодня же регулируется компьютерным управлением.
Подъемно-опускной механизм обеспечивает равномерное движение очень тяжелой конструкции. Для того чтобы боковые части не колыхались, к ним прикрепляются тяжелые направляющие. Самая сложная конструкция обеспечивает и сдвижное движение, и подъемное. Для работы занавеса строится так называемая дорога. Существует несколько ее разновидностей: линейна, нелинейная, тросовая. Сегодня для движения занавеса используются сложные рельсовые системы, которые контролируются с пульта дистанционного управления.
Типологии
Выполняя многочисленные задачи, занавес театральный может быть разных видов. Есть несколько классификаций: по способу раскрытия, по функции в спектакле, по исторически сложившимся способам драпировки. Также можно выделить виды занавесов по способу управления и тяги, в этом случае называют ручные, механические, электрические и электронные механизмы.
Существуют попытки классифицировать драпировки сцены по материалу, из которых они изготавливались. Так, выделяют бархатные и полотняные занавесы. Но такое деление несостоятельно, поскольку занавес – это многослойная конструкция, которая включает внешний слой, а также внутренний, теневой, каждый из которых шился из разных тканей.
Виды по способу раскрытия
По траектории движения выделяются такие виды театральных занавесов, как раздвижные и подъемно-опускные.
Механизм раздвижного изделия должен обеспечивать полное перекрытие сцены от глаз зрителей, этому способствует особая конструкция с большим запахом – заходом одного полотна на другое. Полотна монтируются на разных направляющих, и при сближении одно заходит за другое. Также сдвижной механизм должен обеспечивать синхронное движение полотен. Оно основано на единой системе привода.
Каждый театр, сцена для которого – это его сердце, заботится о том, чтобы механизм управления занавесом всегда работал безупречно: быстро, безотказно, синхронно и бесшумно. Считается, что раздвижной занавес обладает большими выразительными возможностями, чем опускающийся. Складки, ритм движения отличаются способностью передавать эмоцию. Таким занавесом гордится Большой театр, большая сцена которого украшена великолепным раздвижным полотном в виде гобелена.
Подъемно-опускные механизмы - более древние по возникновению. Еще в древнегреческом театре был занавес, который перед началом представления опускался в специальную прорезь и поднимался из нее по окончании зрелища. Механизм опускания основан на системе противовесов, от раскачивания полотно предохраняют специальные направляющие по бокам.
Также существуют комбинированные занавесы, в которых сочетаются возможности горизонтального раздвижения и вертикального подъема-опускания. Они представляют собой максимально сложную конструкцию.
Кроме того, можно встретить и складные занавесы, в которых полотно складывается в одно, два, три или четыре сложения. Такие модели позволяют закрыть только верхнюю половину сценического пространства и являются дополнительной декорацией.
Важный элемент спектакля
Возможности занавеса используются в создании спектакля, и по этому признаку их делят на игровые и антрактные. Антрактный занавес театральный является средством отгораживания пространства сцены перед началом каждого действия и для завершения спектакля. Эти модели являются элементом постоянного оформления сцены. Игровые модели создаются специально под определенные спектакли и являются частью сценографии. Они могут быть составляющей общей декорации, играть роль изобразительной увертюры, располагаясь на нулевом плане сцены. Игровые занавесы призваны создавать особую атмосферу спектакля, и сочетаются с ним по стилю и жанру.
Световой занавес
Есть особая разновидность, которая создается при помощи света. Современное театральное оборудование позволяет заменить материи светом от прожекторов, который и будет выполнять функцию занавеса. Принцип его работы состоит в засветке взвешенных в воздухе частиц. Есть два варианта создания такого занавеса: горизонтальный и рамповый. В первом случае ряды света прожекторов направляются горизонтально навстречу друг другу. Для обеспечения равномерности занавеса его нередко поддерживают черным, бархатным задником сцены. Второй способ заключается в направлении узких световых потоков из щели в авансцене в потолок зрительного зала, который обит черным бархатом. Световой занавес отлично выполняет функцию перекрытия сцены от взглядов зрителей, а также играет роль особого выразительного приема, который при многократном повторе только усиливает свой эффект.
Исторические типы
Также существует несколько вариантов занавесов, получивших наименования в честь театров, в которых они применялись. Так, существует австрийская модель, которая отличается сборками в виде больших складок, подбирающих полотно вверх. Сходный рисунок имеет и венецианская разновидность, она только украшена дополнительно вертикальными складками. Занавес, получивший название «итальянский», является очень часто встречающимся в классических театрах. Он состоит из двух вертикальных полотен, которые за нижние углы поднимаются кверху. Также существуют следующие разновидности: кабуки, Полишинель, занавесы Вагнера и Брехта.
Оформление
Кроме конструктивных различий занавесы, конечно, могут иметь особый дизайн. Очевидно, что оформление сцены должно сочетаться с интерьером театра, а также подходить под играемый спектакль. Нередко постановщики создают специальные занавесы к своим постановкам, кроме того, знаменитые театры часто имеют свои уникальные занавесы, которые становятся их фирменным знаком. Так, Большой театр, большая сцена которого украшена историческим «золотым» занавесом, потратил немало сил и средств на восстановление этого знаменитого изделия. В Мариинском театре занавес А. Головина 1914 года считается официальной эмблемой. Так же, как занавес МХАТа, созданный вместе с проектом здания и интерьером Ф. Шехтелем.