Актер Уральский Владимир: биография и фото

Немногие сейчас вспомнят актеров начала двадцатого века. До наших дней из них дожили немногие, например, Владимир Зельдин. Но сегодня речь пойдет не о нем, а о человеке, прославившемся работой в немых картинах и первых советских фильмах. Это Уральский Владимир (28 августа 1887 — 15 мая 1955) – актер, сыгравший в более чем ста кинолентах и занимавшийся озвучиванием мультфильмов в первой половине двадцатого века. Большинство его ролей эпизодические, но нельзя сказать, что он всегда оставался в тени. Владимир был любимцем публики как в театре, так и в кино.

Уральский Владимир: биография

Уже в 8 лет будущий актер пошел работать в пекарню в родном Оренбурге, там он усердно трудился целых 14 лет, пока не нашел для себя настоящее призвание. В 1909 году он поступил на работу в театр, где, даже не имея специального образования, стал настоящей знаменитостью.

Настоящий фурор среди театралов произвело его появление в пьесе «Горькая судьбина», написанной Писемским. Там он играл главную роль – Анания Яковлева.

Работа над драмой была очень сложной, но Уральский Владимир прекрасно вжился в роль оброчного мужика, обманутого супругой, работящего и честного. Во второй половине пьесы ему нужно было изобразить убийство ребенка, именно этот момент тяжело давался актеру, но все же Уральский справился. Зрители поверили, что перед ними отчаявшийся человек. Постановка имела необычайный успех.

Именно в это время актер скрывает свою настоящую фамилию Попов и берет псевдоним – Уральский. У его потомков до сих пор сохранился документ, выданный городской канцелярией. Актерам уже в то время можно было взять другую фамилию, которую современники называли уличной.

Начало карьеры

После «Горькой судьбины» Владимира замечают столичные мэтры сцены – Боголюбов, Добронравов и Леонидов. Они помогают устроиться ему на учебу в студию МХТ и дают роль в постановке «На дне», где он готовился сыграть Клеща. Получить профессиональное образование актер так и не смог, но всех режиссеров он покорял своим талантом.

Однако Владимир Уральский не смог осуществить свои планы. Его отправили в Гельсингфорс, так как посчитали неблагонадежным гражданином. Такое в 1914 г. не было редкостью. В столицу актеру удалось вернуться после революции, но постоянно проживать в Москве он стал только с 1923 года. До этого времени актер работал в разных театрах.

"Стачка"

Свою кинокарьеру актер Уральский Владимир начал с немого кино. Он снялся в первой картине «Стачка» Сергея Эйзенштейна. Это была полнометражная картина, которая планировалась как часть многосерийной агитационной эпопеи. Владимиру досталась роль рабочего.

Сценарий этого фильма насчитывал всего 10 страниц, среди которых были пролог и эпилог, не вошедшие в окончательную картину. Особенностью этой картины являлось то, что в ней не было главных ролей. Все участники были равноценны между собой. Критики до сих пор считают фильм «Стачка» гениальной работой.

"Броненосец «Потемкин»"

Уральский Владимир продолжил работать с Сергеем Эйзенштейном, снявшись в его самом знаменитом фильме «Броненосец «Потемкин». Лента была популярна по всему миру и вписана в историю мирового кино. Уральский Владимир Михайлович (фото которого вы можете видеть на этой странице) сыграл в ленте роль матроса. Критики лестно отозвались о его работе. В одном из журналов в публикации встретились слова: «Игра актеров настолько убедительна, что можно даже стать большевиком».

Однако наиболее запомнилась зрителям сцена, когда коляска катилась по знаменитой в Одессе лестнице. Этот эпизод не раз использовали в комедиях и других фильмах. Во второй половине двадцатого века к этой картине пришел второй виток славы благодаря итальянскому режиссеру Паоло Виладжио и его знаменитому Фантоцци.

"Альбидиум"

Еще одной значимой картиной для Уральского стал «Альбидиум», вышедший в 1928 году. Там он сыграл главную роль и предстал перед зрителями в облике ученого-ботаника. Эта работа отличалась от предыдущих тем, что Уральский Владимир не агитировал зрителей за советскую власть, а обличал установившийся строй и бюрократию.

В прокате этот фильм провалился. Первые три дня он еще собирал зрителей, а потом на него ходить перестали. Позже власти запретили этот фильм из-за прототипа персонажа Уральского. По фильму угадывалось, что ученый-селекционер – это не кто иной, как Николай Вавилов, признанный государственным преступником. Зрителям же не понравилась сцена о торговле зерном, так как в тридцатые годы в стране был продуктовый кризис, а в картине отправляли пшеницу за границу.

"Беспокойное хозяйство"

Владимир Уральский, фильмы которого были по большей части приближенными к политике и партии, в 1946 году снялся в необычной для себя картине «Беспокойное хозяйство» режиссера Михаила Жарова. Это была военная комедия о смекалке советских солдат.

Там он снова работал со знаменитыми актерами – Филипповым, Любимовым и Пуговкиным. Роль у Владимира была небольшая, но запоминающаяся. Он стал рядовым Гвоздаревым, которого критики отметили за достоверность. В течение военных лет Уральский много снимался, но эту роль он запомнил особенно.

"Первоклассница"

Еще одной необычной работой Уральского стал детский фильм «Первоклассница», где он предстал в привычном амплуа честного человека. В одной из сцен он сыграл милиционера. Несмотря на небольшую роль, многие до сих пор помнят мужественного и строгого служителя закона. По сегодняшним меркам этот фильм достаточно короток – всего 68 минут. Это простая и понятная картина, объясняющая детям, что их долг – учиться.

Снята лента была по повести Евгения Шварца – популярного автора в послевоенные годы. Перед выходом фильма в прокат часть одноименной повести опубликовали в журнале «Мурзилка», благодаря чему дети ждали выхода картины. В 1964 году картине дали вторую жизнь на студии имени Горького, где реставраторы восстановили кадры на пленке. В начале XXI века во многих школах эту картину демонстрировали детям. По мнению критиков, несмотря на свою наивность, по сравнению с современным кино, картина «Первоклассница» - жизненный фильм, который нужно посмотреть каждому младшему школьнику.

Последние работы актера

Одной из последних работ Владимира Михайловича стала роль купца во второй экранизации пьесы «Ревизор» в 1952 году. Ценна эта работа тем, что режиссер Владимир Петров передал пьесу абсолютно дословно. Это не первый классический фильм, в котором снимался Уральский. Ранее, в 1936 году, он сыграл разорившегося чиновника в ленте «Гобсек», которая также была снята строго по классическому произведению.

Уральский Владимир Михайлович умер в 1955 году, но творчество его осталось жить и в наши дни. Большое количество фильмов с его участием сейчас оцифровывается и снова выходит на экраны. Интересно, что на следующий год после смерти актера вышел на экраны его последний фильм «Зеленые огни», где он сыграл Луценко. Эта работа кардинально отличалась от предыдущих картин в первую очередь тем, что в ней уже абсолютно отсутствовала политика, а на первый план вышли чувства и эмоции человека.

За свою актерскую жизнь Владимир Михайлович снялся в самых разных фильмах. Первые его картины были агитационные и политические, а вместе с изменениями в стране он стал сниматься в комедиях, классических картинах и мелодрамах. Именно романтической драмой можно назвать ленту «Зеленые огни», в ней немалая часть отдана под описание отношений в классическом любовном треугольнике. Если анализировать все работы Уральского, то можно с уверенностью заявить, что за свою карьеру он вписал себя в историю не только отечественного, но и мирового кино. При этом съемки ему удавалось совмещать с озвучиванием мультфильмов (с 1936 года) и работой в одном из московских театров.

Комментарии