Композитор Римский-Корсаков: список произведений. Римский-Корсаков Николай Андреевич: оперы, симфонические произведения, романсы
Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) – великий русский композитор, морской офицер, педагог, активный член «Могучей кучки», идейным вдохновителем которой был В. В. Стасов. Принципы, которым следовали композиторы, взявшие за образец русский фольклор, Н. А. Римский-Корсаков позже перенес в свои педагогические классы в Петербургской консерватории.
Краткий обзор творчества
Николай Андреевич написал, как он считал сам, много. И действительно, это пятнадцать опер, три симфонии и другие симфонические формы (сюиты, кантаты, концерты, каприччио, увертюры), вокальные сочинения. Таков в кратком виде его список произведений. Римский-Корсаков в поздние годы жизни с печалью говорил, что обидно будет, если это забудут. Но нет, его произведения любимы и востребованы слушателями.
Детство и юность
Николай Андреевич родился в семье дворянина в уездном городе Тихвине. Его старший брат (разница в возрасте была огромной – 22 года) был морским офицером, и маленький Коля мечтал о морских путешествиях, а пока с шести лет получал домашнее образование. Он понемногу играл на фортепиано и даже сочинял, но его манило море. Отец поддерживал эту мечту и в 12 лет отдал сына в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Здесь он познакомился с итальянскими и немецкими операми, и его неудержимо стала привлекать музыка. В 15 лет он стал серьезно учиться игре на фортепиано. Его учитель познакомил одаренного юношу с членами кружка «Могучая кучка» в 1859 году.
Первые работы
Тогда же, под руководством М. А. Балакирева ,Николай Александрович начал работать над Первой симфонией, которая открывает его список произведений. Римский-Корсаков серьезно начал ее сочинять в 1861-1862 годах. Он написал первую часть, скерцо и финал. Оркестровал весьма плохо, потому что на занятия музыкой времени уже не было. Римский-Корсаков закончил обучение в Морском корпусе и ушел в море.
Новые краски композитора
Национальный колорит в музыке, который так любили все члены «Могучей кучки», нашел отражение в созданной в 1866 году «Увертюре на три русские темы», в 1867 году - в «Сербской фантазии» и в музыкальной картине «Садко». Эта картина – этап в жизни молодого композитора. Здесь он найдет то, что позже назовут «гаммой Римского-Корсакова», которая великолепно отражала оркестровыми красками стихию моря и фантастического подводного мира. Тема «Садко» позже будет присутствовать в одноименной опере.
Тяготение к сказке
Сказка получила продолжение в симфонической сюите «Антар», в которой были использованы усложнение мелодии и ритмики триолями. Это создает нужное автору восточное звучание. Композитор еще дважды возвращался к работе над восточной сказкой, пока не добился желаемого результата.
Женитьба
В 1871-1872 годах двадцатичетырехлетний Николай Александрович работает над своей первой оперой «Псковитянка», которая состоит из трех действий и шести картин. В этой работе ему много помогает молодая девушка Надежда Николаевна Пургольд, опытная пианистка и начинающий композитор.
Трансформация первой оперы
Но это была не окончательная редакция исторической драмы, которую написал Римский-Корсаков. «Псковитянка» имеет три партитуры. Работа над ней продолжалась около двадцати пяти лет. Первоначально все члены «Могучей кучки» оказали влияние на молодого автора, в особенности М. Мусоргский, который в это время писал своего «Годунова». Темы и мотивы, очищенные от бытовых элементов, у каждого композитора находили отражение в виде борьбы добра и зла, личного и государственного.
Все семидесятые годы посвящены активной педагогической деятельности и самообразованию.
Расцвет творчества
Творческий подъем композитора приводит к тому, что пополняется его список произведений. Римский-Корсаков в 1880 году создает оперу «Майская ночь», которая была поставлена в Мариинском театре под управлением Э. Направника. Это произведение написано по предложению его тогда еще невесты. Ей и посвятил свою работу Римский-Корсаков. Опера «Майская ночь» представляет слушателю лирические, комедийно-бытовые и фантастические сцены. Она основана на народном песенном творчестве.
Весной 1880 года, переговорив с А.Н. Островским и получив разрешение на внесение в либретто оперы «Снегурочка» изменений, Римский-Корсаков приступает к работе. Она идет легко. Вся природа в имении Стелёво вдохновляет его. Даже эхо казалось ему голосом лешего или других лесных чудищ. Большое внимание Римский-Корсаков уделил преобладанию в музыкальном произведении звуков, по высоте близких к диапазону музыкального инструмента или вокала. И получилось поэтическое чудо, к которому первый с восторгом отнесся сам А. Островский. Опера Римского-Корсакова «Снегурочка» проникнута свежестью, простотой и чистотой народных песен, хвалебными гимнами расцветающей весне. Оркестровое вступление к прологу описывает весеннее пробуждение природы. Легка и грациозна одна из первых арий Снегурочки («… по ягоды ходить»), лирически проникновенна ее ариетта «Слыхала я, слыхала». Сцена «Проводы масленицы» содержит народно-песенные хоровые эпизоды. Первый акт начинается медленной и тягучей песней Леля, затем веселой плясовой и продолжается нежной, грустной ариеттой Снегурочки «Как больно здесь», восторженным, порывистым рассказом Купавы «Снегурочка, я счастлива». Во втором акте главное место занимает торжественное эпическое величание Берендея «Привет тебе, премудрый».
Виртуозная скрипичная пьеса
В 1887 году неожиданно для всех скончался А. П. Бородин. Его «Князь Игорь» не был закончен. Глазунов и Римский-Корсаков взялись за огромную работу по разбору рукописей и завершению работы над оперой. Летом они работали на даче, но для Николая Андреевича работа прервалась. Ему пришла в голову мысль, которая не оставляла его: сочинить виртуозную скрипичную фантазию на испанскую тему. Испанское каприччио композитора – это сюита, которая состоит из 5 частей. Они идут, не прерываясь, и рисуют картины жизни и природы Испании, ее праздников и народные характеры.
Великий сказочник
Начиная с 1895 года мысли композитора постоянно обращаются к сказочным и драматическим темам. Их воплощение он начинает с очаровательной сказки Гоголя о кузнеце Вакуле и капризной красавице Оксане. Так появляется «Ночь перед Рождеством». Опера задумана как фантастическая сказка, в которую Николай Андреевич включил много переработанных колядок. Они усиливают элементы, передающие подлинный быт малороссийского села. Увертюра к первому акту сразу погружает слушателя в морозную украинскую ночь. Настроение, которым проникнуты четыре акта, меняется в зависимости от персонажей. Ярки любезничающие Черт и Солоха, колоритны ухажеры Солохи – Чуб, Голова и Дьяк. Грозен колдун Пацюк. В четвертом акте сцены быта, имеющие комический оттенок, перемежаются лирическими. А в финале мощно звучит хор «В память Гоголя».
Новгородская былина
Закончив работу, Николай Андреевич незамедлительно в том же 1895 году принимается за следующее произведение. Теперь он полностью погрузился в мир северных былин. Фантастический с бытовыми элементами эпос русского народа нашел отражение в следующей опере. В голове уже сложился новый звукоряд, который придаст ей сказочность и экзотическое звучание. Вдохновенно начинает писаться опера «Садко». Римский-Корсаков отказался в ней от деления на действия и антракты, составив ее из семи картин. Композитор старался создать эпическое произведение с плавным течением действия, которое должно было напомнить о духе народных былинных сказов. Она начинается с величавым вступлением оркестра, который дает картину Моря-океана. Первая картина – это большая хоровая сцена, которую заканчивают скоморохи своими плясками. Вторая картина происходит на берегу Ильмень-озера, где прощаются Садко и царевна Волхова. Их любовный дуэт происходит на фоне отголосков хороводной песни обитательниц подводного царства. Третья картина показывает страдания покинутой Любавы. Ее речитатив и ария наполнены глубокой печалью. В четвертой картине на пристани разворачивается широкое действие. Хором подготавливается появление Садко, а также Варяжского гостя с его мужественной песней, Индийского и Веденецкого гостей. И, наконец, Садко запевает широкую и протяжную русскую песню, которую все подхватывают. Четвертая картина заканчивается всеобщим ликованием. Пятая и шестая картины музыкальными средствами рисуют море-океан.
Садко поет светлую величальную песню «Сине море грозно, широко». Он берется за гусли, и все пускаются в буйный пляс. Из-за этого на море поднялась буря, и начали тонуть корабли. Старчище-богатырь выбивает гусли у Садко, а его и царевну Волхову отправляет к Новгороду. Заключительная картина представляет нежное прощание Волховы, которая должна превратиться в реку, с Садко, и его встречу с женой Любавой. Звучит их радостный дуэт. А мощный хор завершает оперу. Все поют славу Садко, реке Волхове и синему морю-океану. «Садко» входит в его наиболее исполняемый список произведений. Римский-Корсаков со времен М. Глинки наиболее полно выразил в ней народный русский стиль. И что больше всего выделяет эту оперу из всего ряда, написанного Николаем Андреевичем, – так это былинный речитатив.
Вокальные сочинения
Николай Андреевич Римский-Корсаков за свою творческую жизнь неоднократно создавал хоровые сочинения и романсы. Их написано около восьмидесяти. Но сейчас мы обратим внимание на камерное произведение – восточный романс («Пленившись розой, соловей»), созданный на слова А. Кольцова. Он относится к первым опытам композитора на этом поприще.
Заключение
Н. А. Римский-Корсаков оставил огромное наследие. Но его личность полнее всего раскрылась в операх. Именно они показывают его горячую любовь к чертам национального русского характера, к истории и быту народа, к его поэтическим представлениям и обычаям. К последнему периоду творчества относится драма-легенда «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», в которой рассказывается о событиях татарского нашествия, и сказка-сатира «Золотой петушок», которой он откликнулся на революционные события 1905 года.
Композитор умер в 1908 году и похоронен в Петербурге.