Каналы коммуникации: определение, виды, характеристика. Каналы маркетинговой коммуникации. Каналы личной коммуникации

Не секрет, что коммуникация – очень важный, даже неотъемлемый момент общественных отношений. Это понятие прежде всего означает обмен различного рода информацией между субъектами.

Еще у истоков человеческого общества взаимодействие и связь играли важную роль. Это были первые каналы коммуникации. На сегодняшний день роль информации продолжает возрастать. В связи с этим большое значение для человечества имеют и все существующие виды каналов коммуникаций.

Многим известна фраза знаменитого писателя Антуана де Сент Экзюпери. В свое время он сказал, что самой ценной на свете является роскошь человеческого общения. Это высказывание не потеряло актуальности и сегодня. Эффективное общение между людьми, без всякого сомнения, является одним из основных факторов успеха во многих сферах жизни человеческого общества. Оно помогает завести верных и надежных друзей, построить карьеру, а также добиться признания и успеха. Без эффективного выстраивания подобных отношений через коммуникативные каналы все это становится невозможным.

Определение понятия

Что такое каналы коммуникации? Определение данного понятия важно для самого процесса передачи информации. Итак, коммуникационный канал – это то или иное средство, используя которое, можно передать сообщение от источника к получателю. Первый из них отправляет ту или иную информацию, а второй получает ее. При этом адресат может быть не один. Так, во время презентации лектор передает информацию целой аудитории. Причем сообщение может не ограничиваться текстом или звуками. Нередко оно включает в себя интонации, жестикуляцию и т. д.

Развитие общения в человеческом обществе

Каналы коммуникации являются реальными или воображаемыми линиями связи, по которым и перемещается информация. При этом как источнику, так и абоненту необходимы определенные средства для восприятия. Ими являются коды и языки, а также технические устройства.

Средства и каналы коммуникации претерпевали изменения с развитием человеческого общества. Вместе с людьми они прошли путь от первобытного строя до постиндустриальной цивилизации. При этом изменялось не только количество, но и возникали новые виды каналов коммуникации. Естественные пути передачи информации постепенно дополнялись искусственными, созданными для этих целей самими людьми.

Невербальные и вербальные каналы

Эти виды передачи информации относятся к естественным. Невербальные и вербальные каналы коммуникации используют средства, которые естественно присущи человеку. Благодаря этому и становится возможной передача смыслового сообщения.

Невербальный (несловесный) и вербальный (словесный) – это каналы социальной коммуникации. Причем первый из них является самым древним.

Он возник в процессе биологической эволюции задолго до самого появления человека, когда высшие животные выражали свое отношение к тем или иным событиям различными эмоциями.

Владение речью или использование вербального коммуникационного канала является отличительным признаком человеческого рода. Для появления данного процесса понадобилось развитие артикуляционной системы, формирования в мозге специальной зоны и т. д. Именно в связи с отсутствием всех этих биологических предпосылок не способны разговаривать представители животного мира.

Возникновение искусственных каналов

С развитием человеческого общества сформировалась потребность в передаче информации при отсутствии непосредственного контакта между двумя или несколькими субъектами. Именно поэтому и появились искусственные каналы коммуникации. Самым первым из них стал документальный. Он включал в себя украшения и амулеты, татуировки и символы, имеющие определенные понятия («дерево», «зверь», «женщина» и т. д.). Такая первобытная живопись была начальной стадией развития письменности. С ее появлением возникло новое средство канала документальной коммуникации. Рукописи с течением времени дополнились печатной литературой и прессой.

Вместе с развитием документального канала коммуникации продолжала совершенствоваться вербальная связь. Она получила в свое распоряжение телеграф, телефон, радио и телевидение.

На сегодняшний день человечество имеет огромный выбор каналов коммуникации. Социальные средства передачи информации пополнились новыми изобретениями, и это, прежде всего, компьютеры.

Виды социальной коммуникации

В современном обществе передача информации осуществляется исходя из применяемых каналов и средств материально-технического оснащения. В связи с этим выделяют следующие виды социальной коммуникации:

  1. Устная. Эта коммуникация использует одновременно естественные невербальные и вербальные каналы, а также средства.
  2. Документальная. Эта коммуникация применяет для передачи информации каналы, которые были искусственно созданы человеком. К ним относят печать, письменность и изобразительное искусство, передающие смысл в пространстве и во времени.
  3. Электронная. Ее основу составляют проводная и радиосвязь, компьютерная техника, магнитные и оптические средства записи.

Все три вида социальных способов передачи информации существуют в единстве друг с другом.

Устная коммуникация

Уже в самом названии этого способа общения находится его реальное содержание. Устная коммуникация, то есть «передающаяся через уста», не ограничивается только вербальными взаимодействиями. Также ее осуществляют с помощью органов чувств.
Именно поэтому в структуру устной коммуникации входят различные способы и средства, которые являются ее элементами. Самый яркий из них – речь. Она способна передать информацию повышенной сложности. Язык того или иного народа позволяет применять неоднозначные слова и эффективные словосочетания. В процессе подобной передачи сообщения нередко возникает эффект «спуска сжатой пружины», то есть передача какого-либо единичного понятия или термина вызывает у собеседника понимание большого информационного объема.

Немаловажным элементом устной коммуникации является реакция получателя. Она может быть доброжелательной или враждебной, активной или пассивной, наигранной и т. д.

Помимо вербального общения важным элементом устной коммуникации выступает визуальный контакт. При передаче простой информации он играет большую роль, нежели речь собеседника. Визуальная информация, включающая в себя жестикуляцию, позы и мимику, нужна для введения эмоциональных и чувственных компонентов в вербальную коммуникацию. Немаловажным элементом в таком случае является и понятие внешности. Отсюда и существует пословица, говорящая о том, что любого человека встречают по одежке. И это не удивительно. Ведь в прежние времена одежда в значительной мере говорила о сословной принадлежности собеседника. Сегодня к элементам невербального имиджа относят не только фирменную одежду, но и часы, автомобиль, сотовый телефон и прочее.

В процесс устной коммуникации вписано также социальное и ландшафтное окружение собеседника. Сюда относят элементы пейзажа и т. д.

Итак, устная коммуникация – это сложное взаимодействие субъектов, в процесс которого включены все органы чувств, а также интуитивные и логические ресурсы. Кроме того, она является базовым способом передачи информации, без которого становятся невозможными все ее другие формы.

Документальная коммуникация

Это еще один вид способа передачи сообщений. Основным его средством является документ, к которому относят вещественный стабильный объект, созданный для применения в социальной коммуникации. Его отличительными признаками являются:

  1. Наличие смысла. Только в таком случае становится возможным общение субъектов. Сообщение без смысла относят к шумам.
  2. Присутствие стабильной вещественной формы, которая служит для обеспечения долговременной сохранности документа. То, что «писано вилами по воде», к этой категории не относится.
  3. Предназначение для использования в коммуникационных каналах. Это могут быть объекты, которые первоначально не были документами. Данный статус историко-культурным, этнографическим и археологическим артефактам был присвоен позже в связи с наличием в них смысла, который можно расшифровать и «прочитать» подобно тексту.
  4. Завершенность заключенного в документе сообщения. Однако данное требование является относительным в части неоконченных литературных произведений, набросков, эскизов, черновиков и т. д., которые в свое время были написаны великими учеными, поэтами, художниками.

На сегодняшний день существует определенная типизация документов.

Причем разработана она исходя из их знаковой формы. Так, все документы делятся на:

  1. Читаемые. К ним относят произведения письменности, созданные на естественном или искусственном языке.
  2. Иконические. В этот вид включены документы, которые несут в себе образы (рисунки и картины, фотографии и кинофильмы, диапозитивы и т. д.).
  3. Идеографические. Это документы, использующие условные обозначения (карты и чертежи, гербы и схемы, эмблемы и т. д.).
  4. Символьные. Это предметы, относящиеся к вещественным объектам, выполняющим документальные функции (исторические реликвии, музейные экспонаты, архитектурные памятники).
  5. Аудиальные. Это фонетические, звучащие документы, а также различного рода звуковые записи.
  6. Машиночитаемые. К ним относят диски и магнитные ленты, перфокарты и т. д.

Все перечисленные типы документов – виды каналов коммуникации.

Письменный текст также является неотъемлемой частью делового общения. Другими словами, документы – это основные каналы коммуникации для каждой из существующих организаций.

Письменные жанры любой компании, как правило, имеют юридическую правомочность. Именно поэтому они лишены эмоционального и любого другого личностного начала. Но при этом документы – это каналы коммуникации организации, которые обладают логичностью и объективностью, ясностью и смысловой исчерпанностью, композиционной упорядоченностью и т. п. Текст подобного сообщения направлен не только для того, чтобы доложить, доказать, заявить и т. д. Он должен нести в себе воплощение принятого стандарта.

Электронная коммуникация

20-й век стал периодом второй технической революции, в результате которой появились телевидение и фототелеграф, компьютерная связь и видеозапись. В этот же период возникла и электронная почта, которая к кону 90-х годов стала глобальной коммуникационной системой Интернет. Все это – очередной этап в развитии способов передачи сообщений. Для него характерен перевод информации из устной и документальной форм в электронную.

С момента своего возникновения новый тип передачи сообщений представлялся в качестве средства преодоления расстояния между субъектами. Кроме того, электронный канал коммуникации планировалось использовать в качестве хранилища не только письменной, но и устной информации. Это был инструментальный этап развития подобного общения. Он стал возможным в связи с достижениями научно-технической революции.

При использовании электричества решалась проблема скорости при передаче информации. И если раньше перемещение радиоволн происходило со скоростью света, то сейчас глобальный обмен сообщения обеспечивается практически мгновенно. При этом он позволяет передать устную и письменную речь, а также изображение. Кроме того, электронные коммуникационные каналы решили проблему хранения сообщений, что позволило вступить в новый безбумажный этап развития социальных коммуникаций.

На интеллектуальном этапе развития произошел переход от количественных изменений способов передачи сообщений к качественным. Он был вызван тем, что потребности общества по сохранению и распространению текстов стали превышать те возможности, которыми обладали имеющиеся технические средства. Человечеству стали нужны новые устройства, которые были бы способны сохранять большие объемы информации и передавать ее на значительные расстояния. И они были созданы в результате научно-технических разработок. Сегодня к каналам коммуникации относятся компьютерные и экспертные системы, а также текстовые процессоры. При этом к процессу передачи информации был подключен искусственный интеллект. Это позволило человеку доверить компьютеру рутинные операции, требующие множества повторений и постоянного внимания.

На сегодняшнем этапе личностные и групповые коммуникационные потребности человечества удовлетворяются за счет использования Интернета. Это глобальная компьютерная сеть, в которой создано виртуальное пространство.

Бурное развитие каналов электронной коммуникации влияет практически на все сферы деятельности человека. Сюда входит и межличностное общение, и работа предприятий, и экономика стран в целом.

Маркетинговая коммуникация

Этот способ передачи информации используется во всех сферах деятельности, целью которых является достижение успешных продаж для удовлетворения потребностей общества.

Каналы маркетинговой коммуникации применяются для создания положительного образа организации на рынке. При этом они являются эффективным инструментом процесса сбыта. В результате такой передачи информации производится:

  • передача сообщений целевым группам аудитории об осуществлении реализации определенных услуг или товаров;
  • создание благоприятного отношения к компании;
  • формирование образа марки, позволяющего вызвать доверие покупателей;
  • привлечение новых потребителей.

Каналы маркетинговой коммуникации могут быть как внешними, так и внутренними. При этом все они предназначены для передачи информации от производителя к потребителю с целью удовлетворения запросов общества и получения прибыли от продаж.

К основным компонентам маркетинговой коммуникации относят:

  1. Рекламу в любой форме, которая позволяет распространять информацию, помогающую реализовывать товары и услуги.
  2. Сейлз промоушн. Это особый вид деятельности, который позволяет удержать рыночную долю корпоративного влияния и популяризует новинки.
  3. Директ-мейл. Этот коммуникационный канал призван стимулировать продажи при помощи почтовой связи.
  4. Телемаркетинг. Данный коммуникационный канал использует средства телефонной связи для роста объема продаж и формирования положительного мнения потребителей о компании.
  5. Паблик рилейшнз. Это особая форма маркетинговой коммуникации, использующая в качестве рекламы выставки и ярмарки, упаковки и дизайн.

Все вышеперечисленные способы передачи сообщений направлены компаниями на повышение потребительского спроса и рост объема продаж. Именно поэтому каждая организация стремится к разработке и реализации стратегии в области управления маркетинговыми процессами.

Характеристика канала личной коммуникации

Передача сообщений играет важную роль в современном обществе. В связи с этим столь важна и актуальна для человека характеристика каналов коммуникации. Рассмотрим их подробнее.

Одними из самых универсальных считаются каналы личной коммуникации. Их основными преимуществами являются:

  • возможность непосредственного эмоционального воздействия на получателей информации;
  • обратная связь, дающая возможность моментального реагирования на происходящее;
  • адресность;
  • конфиденциальность;
  • возможность обходиться минимумом посредников и технических средств;
  • дешевизна.

Однако, несмотря на все вышеперечисленные характеристики, каналы личной коммуникации используются не всегда. Виной тому их отрицательные стороны, главная из которых заключается в ограниченном размере аудитории.

Стоит иметь в виду, что личные – это наиболее эффективные каналы коммуникаций в случаях, когда требуется налаживание отношений с людьми, чья точка зрения является весомой для общества. Другими словами, с «лидерами мнений».

Характеристика каналов массовой информации

Существует и иной способ общения, который дает возможность передавать сообщения максимально возможному числу потребителей. Он нередко используется в маркетинговых целях. Это передача сообщений через каналы массовой коммуникации. Их основными средствами являются телевидение и радио, наружная реклама и пресса, а также Интернет. Все это каналы коммуникации, используемые для передачи информации в широкие массы. Рассмотрим их основные характеристики.

Телевизионные средства – каналы массовой коммуникации. Их основное преимущество состоит в:

  1. Массовости. Аудитория, сидящая перед телевизором, является самой большой из всех возможных. Именно ТВ дает современному человеку более половины всей получаемой им информации.
  2. Скорости. Передаваемую информацию получают все зрители одновременно.
  3. Многопоточности. Все передаваемые сообщения оказывают свое воздействие на зрителя с помощью аудиовизуального контакта, обеспечивающего максимальную усваиваемость.

К недостаткам телевидения можно отнести слабую управляемость информационным потоком. ТВ не способно обеспечить получение информации необходимой целевой аудиторией.

К каналам массовой информации относится и пресса. При этом печатные средства обладают следующими преимуществами:

  1. Небольшой стоимостью. Этот метод является относительно недорогим для донесения информации до нужной целевой аудитории.
  2. Точностью обращения. Необходимая целевая аудитория обязательно прочтет поданную вами информацию, если она будет напечатана в издании, специализирующемся на аналогичной тематике.
  3. Способностью к изложению подробностей. СМИ могут опубликовать наиболее полную информацию.
  4. Легкостью восприятия. Вся изложенная в печатном издании информация читается пользователем по собственной инициативе. Это положительно сказывается на ее восприятии.

К средствам массовой информации, передающим необходимую для производителя информацию, можно отнести и наружную рекламу. К ее основным преимуществам относят:

  1. Броскость. Это становится возможным из-за больших размеров щитов и использования крупных рисунков и текстов.
  2. Локацию. Потребителю известно место установки рекламного носителя.
  3. Низкую стоимость. Цена на такую рекламу намного ниже, чем на сообщение, размещенное на ТВ или в СМИ.

Из недостатков наружной рекламы можно выделить невозможность донесения до аудитории большого объема информации.

Самое современное средство массовой информации – Интернет. К его преимуществам можно отнести:

  1. Малую стоимость рекламы.
  2. Заинтересованность со стороны покупателя.
  3. Возможность получения обратной связи.
  4. Скорость распространения.

Среди недостатков Интернета выделяют низкий кредит доверия пользователей. Ведь в этой глобальной сети может быть размещена информация любого рода, даже заведомо недостоверная. Именно поэтому сообщения, опубликованные в других СМИ, пользуются большим интересом у обывателя.

Комментарии