Универсум – это... Общий смысл понятия

Современная философия основывается на понятиях, которые формировались на протяжении нескольких тысячелетий. Несомненно, что некоторые из них были признаны архаичными и перестали употребляться в науке по отношению к феноменам. Другие претерпели изменения и переосмысления, снова войдя в философский лексикон.

Универсум в истории

Бесспорно, что человечество с древних времен размышляло над вопросами причинности бытия, конечности и тварности материи. Несмотря на техническую неразвитость, древние мыслители смогли постичь умозрительно бесконечность Вселенной и ограниченность человеческой природы.

В философский лексикон вошли разнообразные термины, которые в различные исторические эпохи имели разную смысловую нагрузку. Понятие универсума воспринималось по-разному. Конечно же, такая трактовка зависела от мыслителя и места применения термина в философской концепции.

Древние атомисты считали, что универсум – это череда миров, которые возникают и разрушаются в процессе непрестанного движения. Сократ придерживался похожих воззрений. Платон в противовес атомистам предполагал, что универсум – это мир идей, который может быть отожествлен с реальным миром. Был еще такой основатель современной науки, как Лейбниц. Он предполагал, что универсум – это множественность миров, среди которых только один реален и отожествляется с нашим миром.

Универсум в современной философии

На данный момент в философии сформировалось устойчивое определение, которое дает следующую трактовку: универсум – это понятие, которое обозначает всю реальность со свойственными ее атрибутами, временем и пространством. Именно соотношение всех вышеуказанных атрибутов позволяет с уверенностью утверждать о существовании реальности, однако здесь и заключается главный вопрос. Что такое реальность и насколько она субъективна? Возможна ли объективная реальность?

Возможно, проявление «Я» в мире не имеет ничего общего с Вселенной, а является исключительно совокупностью инстинктов по отношению к другим реальностям, с которыми приходится сталкиваться индивидам.

Проблема понятия

Понятие «универсум» в современной философии имеет несколько вариантов трактовки. Такая тенденция связана непосредственно с областью применения данного термина. Материалист воспринимает понятие «универсум» как абсолютное единство Вселенной и микрокосмоса, не проводя определенного разграничения между этими ними.

Реалист, скорее всего, предположит, что данный термин можно применить исключительно при описании процесса соприкосновения собственного «Я» и Вселенной. В результате этого возникают определенные последствия.

Теолог воспринимает данный термин не иначе, как тварность универсума. То есть Бог, находящийся вне времени, создает атрибутику Вселенной – время, материю, пространство. Единственное, что объединяет всех представителей философии, – это восприятие понятия «универсум» как нечто близкое к понятиям Вселенная, мир, космос, бытие.

Антропология и универсум

В представлении философов, как древних, так и современных, человек является существом, которое объединяет в себе частицы макрокосмоса и микрокосмоса. Несомненно, человек является совершенным существом, которое обладает теоретической целостностью своего бытия. Существуют различные способы объяснения того, что природа человека нарушена. Даже сейчас индивид неспособен на создание целостности своего внутреннего мира, который часто разрывается от противоречий, заключающихся в природе индивида.

Понятие универсум и человек предполагает собой состояние целостности, проявление собственного бытия в реальности, актуализации собственного «Я» в потенциальной бесконечности.

Мир и универсум

Термин «мир» является фундаментальным философским понятием, которое имеет довольно широкие границы. В зависимости от философской концепции он имеет порой совершенно противоположные значения. Например, рассмотрим концепцию атеизма и религиозную картину творения мира.

Понятие «мир» употребляется для описания совершенно двух противоположных явлений в реальности. Сотворение реальности – это акт высшего сознания, имеющего разум и волю, в то время как процесс возникновения и развития – это естественный процесс, сопряженный более со счастливой случайностью.

Возникает очевидная трудность, заключающаяся в сопоставлении термина «мир» и понятия «универсум», которое имеет разнообразные трактовки в зависимости от смысловой нагрузки, которая вкладывается философом.

Поэтому наиболее реальным вариантом соприкосновения понятий «мир», «универсум» является возможность отождествления Вселенной с множественностью миров, которые возникают благодаря существованию разнообразия индивидуальностей. Именно множественность личностей рождает множественность миров, которые, исходя из субъективного проявления, образуют множественность по отношению к одной реальности.

Центр мироздания

Множественность миров возникает благодаря возможности соотношения реальности с субъективным мировосприятием отдельного человека. Вселенная, соприкасающаяся с конечным числом индивидуальных субъектов, приводит к возникновению различных отношений с объективной реальностью, образуя некое конечное число реальностей. Если допустить, что центр универсум прилагается к объективной реальности и возникает при взаимодействии макрокосмоса и микрокосмоса, то бесспорно, что оно возможно только в том случае, когда человек пропускает в себя имеющуюся реальность и после этого выдает в макрокосмос измененную. Стоит говорить о некой синергии между человеком и Вселенной.

Бесконечная конечность

Вопрос довольно интересный, ведь существование самого понятия «универсум» возможно исключительно в совокупности с понятием личностного бытия. Универсум – множество, напрямую зависящее от бесконечности человеческого существа во Вселенной. Иными словами, существует ли мир за переделами сознания? Конечно, можно предположить, что в итоге мир саморазрушится или будет разрушен непосредственно человеком, тогда результат очевиден: универсум – понятие конечное.

Однако если допустить существование Бога, то именно в соприкосновении Его личности и Вселенной понятие универсума не будет иметь границ, ведь Его бытие признается в теории бесконечным. В данной ситуации необходимо пытаться не употреблять понятия, которые антропоморфны и не применимы по отношению к Божеству. Ведь допуская возможность отношений, укладывающихся в субъективное проявление Бога к реальности и возникновение отсюда реальности, возникает вероятность нивелировать Сверхприроду до просто пантеизма, что отрицается большинством философов.

Комментарии