Bombardier Q400 — бизнес по-канадски
Канадская компания Bombardier основана в 50-х годах прошлого века. К концу столетия в списке производимой продукции фигурировало множество видов техники, от трамваев до самолетов. 90-е ознаменовались для компании несколькими важными событиями.
Во-первых, корпорация продала акции своей дочерней фирмы, занимавшейся наземным транспортом, при этом контрольный пакет остался у семейства Бомбардье. Второе событие произошло в 1992 году — у "Боинга" выкуплен патент на производство самолетов серии DHC, более известных как Dash 8. Наконец, создана система Quiet ("Тихий"), название которой впоследствии сократили до одного первого символа. Ею комплектуется только авиация Bombardier. Самолет Q400 — машина, рассчитанная на ближние и среднемагистральные расстояния, является новой разработкой компании. Именно о ней, ее возможностях и достоинствах сегодняшний обзор.
Описание
Bombardier Dash 8 Q400 является новой, расширенной версией самолета канадского производителя Bombardier Aerospace. В мире авиастроения компания занимает почетное третье место после таких концернов, как Boeing и Airbus. В России продукция этого производителя не имеет большой известности. До недавних пор канадские самолеты использовала только одна компания, осуществляющая авиасообщение в Сахалинской области. Однако из официальных источников известно, что вполне вероятно заключение договора на производство этих самолетов на территории России.
В отличие от своих собратьев, Bombardier Q400 — турбовинтовой самолет. Два мотора размещены на крыльях машины. Расширенная версия способна брать на борт около 100 пассажиров, что вполне сравнимо с самолетом "Суперджет 100". При этом, в отличие от последнего, канадцы разработали самолет, рассчитанный на один класс. По типу конструкции он относится к узкофюзеляжным воздушным судам.
Кроме основной модели, в компании выпускается несколько модфикаций, среди которых пассажирские, грузовые и даже военные версии. В то же время есть заказы на специальную военно-морскую версию для других стран. При этом особой разницы в названиях у модификаций нет.
Особенности
Bombardier Q400 получил несколько интересных особенностей. Первой и кардинальной является, конечно, тип моторов. В большинстве авиакомпаний «служат» реактивные самолеты. С другой стороны, винтовой будет дешевле как в обслуживании, так и, возможно, в производстве.
Второй особенностью самолета можно назвать пассажирский салон. Если сравнивать с другими пассажирскими лайнерами, это самолет бизнес-класса. Во всех рядах по 4 кресла, по паре с каждой стороны прохода. Пользуясь тем же сравнением, можно заметить, что отсутствуют места В и Е.
Следующее, что можно отметить — крылья прикреплены к верхней части фюзеляжа, за счет чего весь корпус расположен ниже, чем у большинства собратьев, благодаря этому самолет получил собственный трап на передней левой двери.
Наличие такой детали, а также то, что Bombardier Q400 может использовать для взлета/посадки грунтовые полосы, позволяет его эксплуатировать и в небольших аэропортах.
Компоновка салона
Рассмотрим типовую схему салона для этого самолета. Так как в российских аэропортах его пока встретишь нечасто, для примера возьмем самолет авиакомпании Air Canada. Места у иллюминаторов канадцы помечают так же, как и в других компаниях.
Так как по правому борту идут стандартные двери, то первый ряд имеет всего два кресла с левой стороны. Эти места станут прекрасным выбором — впереди большое пространство для ног, никто на вас не откинется, и в то же время ближайшая перегородка достаточно удалена — чувства, что смотришь в стену, не возникнет. Такие же удобства будут у пассажиров, занимающих места D и F второго ряда.
Не очень удобно может быть пассажирам 19-го ряда (последнего). За спинками второй выход, поэтому, скорее всего, их откинуть не удастся. Некоторый дискомфорт может быть у пассажиров, сидящих у иллюминаторов с 10-го по 14-й ряд. Расположение крыльев мешает любителям смотреть в окно во время полета. Кроме того, в этой модели моторы расположены на крыльях, и, несмотря на системы поглощения звука, применяемые в этих самолетах, там может быть немного шумно.
Иногда в моделях других авиакомпаний встречается и иная компоновка, но в любом случае стоит иметь в виду, что у данного самолета турбовинтовые двигатели. Поэтому людям, сидящим у иллюминатора в средних рядах, будет слегка шумновато, к тому же мало что видно. Как и в других лайнерах, места в самом начале салона - самые удобные, а в конце самолета будут неудачные места.
Технические данные
Ну и для полного понимания — немного о технических параметрах. Bombardier Dash Q400, как его называют авиамеханики, имеет следующие летные возможности:
- крейсерская скорость — 667 км/час;
- максимальная — 910 км/час;
- потолок - 8000 м;
- дальность полета — 2 500 км;
- длина ВПП (как для взлета, так и для посадки) — 1400 м;
- запас топлива — 6 500 л;
- взлетный вес (не более) — 29 250 кг, посадочный (не более) — 28 000 кг.
Описание модели:
- длина — 32.8 м;
- высота — 8.3 м;
- диаметр фюзеляжа — 2.69 м;
- площадь крыла — 63 кв.м;
- размах крыльев— 56 м;
- ширина салона — 2.03 м;
- длина салона — 18.9 м.
Заключение
Мы рассмотрели Bombardier Q400, который, хотя и является сравнительно новым, выглядит устаревшим, так как использует винты вместо реактивной тяги. Тем не менее он вполне способен потягаться с новой разработкой России, а именно с "Суперджет 100", созданным в КБ «Гражданские самолеты Сухого».