Рюмин Михаил Дмитриевич: биография, достижения и интересные факты
Михаил Рюмин был важным лицом в Министерстве государственной безопасности в последние сталинские годы. С его именем связано несколько громких политических дел. Рюмин был типичным представителем тоталитарной системы. После того как к власти пришел Хрущев, его расстреляли за прошлые преступления.
Ранние годы
Будущий функционер МГБ Рюмин Михаил Дмитриевич родился 1 сентября 1913 года в селе Кабанье Пермской губернии на территории современной Курганской области. Его отец был крестьянином среднего достатка. Мальчик окончил школу-восьмилетку. В 1929 году он стал работать счетоводом в ближайшей сельхозартели. Затем ему удалось перевестись в райотдел связи, где он стал бухгалтером.
В 1931 году Рюмин Михаил Дмитриевич переехал в Свердловск, где получил аналогичную должность. Одновременно с работой он много времени уделял участию в комсомольском движении. В 1935-м молодого человека призвали в армию. Рюмин попал в штаб Уральского военного округа, где служил рядовым. После демобилизации бухгалтер вернулся на привычную работу в Свердловское облуправление связи.
Переезд в Москву
В 1937 году Рюмин Михаил Дмитриевич столкнулся со смертельной опасностью. Бухгалтера обвинили в нецелевом расходовании денег и пользовании чрезмерным покровительством своего начальника. Этого человека накануне арестовали и объявили врагом народа. В этих экстраординарных обстоятельствах Михаил Дмитриевич Рюмин принял единственное решение, которое могло спасти его от заточения в ГУЛАГе. Бухгалтер спешно переехал в Москву, где через месяц мытарств нашел работу в Наркомводе.
После повышения и вплоть до начала войны Рюмин занимал должность начальника финансового отдела в управлении канала между Москвой и Волгой. В этих обстоятельствах в 1939 году ему удалось получить статус кандидата в члены партии.
Ставленник Абакумова
Когда началась война, Михаил Дмитриевич Рюмин отправился не на фронт, а в Высшую школу НКВД. К сентябрю он уже окончил форсированный курс, после чего стал следователем в НКВД Архангельского военного округа. При этом Рюмин попал не просто в органы, а в Особый отдел ведомства. В условиях войны и постоянной текучки кадров ему удалось сделать сравнительно быструю карьеру. В 1941-м Рюмин был младшим лейтенантом госбезопасности, а в 1944-м – уже майором.
Именно во время войны бывший бухгалтер наконец вступил в партию. Однако решающим поворотом в его судьбе стало другое обстоятельство. Функционера заметил контрразведчик Виктор Абакумов. С тех пор Рюмин Михаил Дмитриевич стал его протеже. Абакумов сделал его старшим следователем в СМЕРШе. Эта пара делала синхронные рывки при подъеме по карьерной лестнице. Когда в 1946 году Абакумов получил должность министра государственной безопасности СССР, Рюмин последовал за ним и оказался в кресле заместителя в одном из отделений 3-го Главного управления МГБ.
Следователь по особо важным делам
Так как Михаил Дмитриевич Рюмин пользовался особенным доверием Абакумова, министр доверял ему самые деликатные дела. В 1948 году Сталин поручил МГБ начать следствие по делу, которое позже получило название «Маршал». В его рамках готовились документы, необходимые для ареста Георгия Жукова. Рюмин непосредственно вел дело арестованного Героя Советского Союза Петра Брайко. Благодаря побоям ему удалось добиться от подследственного необходимых показаний.
В дальнейшем Михаил Дмитриевич Рюмин (1913–1954) принимал участие в допросах по Ленинградскому делу. Тогда он лично избивал бывшего председателя горисполкома Соловьева. Этот эпизод попал в дело, которое позже было заведено на самого Рюмина. В 1954 году, опасаясь расстрела, функционер обвинил в своих преступлениях Сталина, объясняя, что именно он давал указания побить Соловьева.
Донос на Абакумова
В мае 1951 года Управление кадров МГБ обратило внимание на неправильные сведения о родственниках, которые Рюмин давал перед тем как попасть в органы. В советской системе того времени подобное внимание означало смертельную опасность. Кроме того, однажды следователь по глупости забыл в общественном транспорте папку с важным делом. Он стал все чаще получать выговоры.
На этом безвыходном фоне Рюмин пошел в наступление. Он написал заявление в Центральный Комитет партии, которое фактически было доносом на его же начальника - министра Виктора Абакумова. Бумага оказалась наверху ровно в тот момент, когда Сталин решил провести очередную кадровую чистку в силовых органах. В итоге Абакумов был репрессирован. Маневр Рюмина оказался его временным успехом. Он стал полковником, а в октябре 1951 года получил должность заместителя министра государственной безопасности СССР.
Арест и расстрел
В 1951–1953 годах Рюмин Михаил Дмитриевич, биография которого представляет собой пример типичного номенклатурщика, был одним из главных фаворитов Сталина. Этого ему не могли простить другие участники аппаратной борьбы. В числе неприятелей Рюмина оказался и Лаврентий Берия. 5 марта 1953 года Сталин умер, и вся прежняя система рухнула. Теперь вчерашний фаворит мог оказаться под ударом своих противников. У многих выдвиженцев вождя именно так и сложилась дальнейшая биография. Михаил Рюмин в их числе оказался одной из первых жертв наступившей реакции.
Берия дал ход делу против заместителя министра МГБ. Рюмин был обвинен во вредительской деятельности против Советского государства. Следствие признало его «скрытым врагом СССР». Измена Родине и шпионаж могли привести только к одному исходу. Однако суд несколько замедлился из-за того, что его главный инициатор Берия сам был арестован, а позже расстрелян. Внутри советской элиты царило смятение. Перемены на непродолжительный период скрыли Рюмина в тени. Тем не менее через некоторое время следствие вернулось к его делу. Новая группа номенклатурщиков, пришедшая к власти, не собиралась оставлять в живых некоторых палачей сталинского времени, на которых к тому же можно было свалить многие ошибки и грехи. 22 июля 1954 года Михаил Рюмин был расстрелян. В отличие от жертв сталинских репрессий, он так и не был реабилитирован.