Делоне Робер: биография, творчество
Делоне Робер известен во всем мире как основоположник нового арт-стиля. Не имея художественного образования, он смог стать новатором, доверив все цвету. Его верным спутником и соавтором была супруга, которая эмигрировала во время революции из Одессы.
Всю свою жизнь он стремился достичь совершенства только при помощи цвета, возложив на него все функции. Ему удалось этого добиться, но развить свое творчество ему помешали болезнь и война.
Краткая биография
Делоне Робер появился на свет 12.04.1885 года в Париже. Из-за раннего развода родителей воспитанием мальчика занимался дядя. Юноша не прошел специального художественного обучения. Однако под влиянием творчества Гогена и Сезанна он в возрасте двадцати лет нашел себя в живописи.
Во время войны 1914-1918 гг. перебрался в Испанию и Португалию. В родной город вернулся только в 1921 году. Был задействован в монументальных работах для Всемирной выставки 1937 г., проходившей в столице Франции.
В начале Второй мировой войны художник уехал в Оверни, однако тяжелая болезнь уже прогрессировала. Умер Робер 25.10.1941 года, в возрасте пятидесяти шести лет. Причиной смерти стал рак.
Семейная жизнь
В двадцать три года Делоне Робер вернулся со службы в армии и познакомился с Соней Терк (эмигранткой из Одессы). Они поженились спустя два года - в 1910-м. Еще через год у них родился сын Шарль.
Супруга стала единомышленницей художника, кроме того, соавтором работ в дизайне и прикладном искусстве. Например, над шедевром для вышеупомянутой выставки 1937 года они трудились вдвоем.
Супруги заложили основы собственной художественной концепции. Она кардинально отличалась от той, которая развивалась со времен Ренессанса.
Главная цель
Делоне Робер считал, что его главная задача в живописи состоит в изображении хаоса цветовых пятен. Он не раз говорил, что прежде всего любит цвет, в отличие от общей массы людей, которые предпочитают свет. Из-за любви к свету наши предки изобрели огонь, а мастер противостоял ему и изображал это в каждой своей композиции.
Творческий путь
В начале своего пути в живописи Робер Делоне был воодушевлен импрессионизмом. Он увлекался работами Гогена (бретонский период). С 1906 года его привлек постимпрессионизм. Но более значимое влияние имели творения Сезанна.
Художник по-своему решил проблему несоответствия объема и цвета. Поэтому его кубизм был оригинальным. Это выражалось в картинах 1906 года, на которых предметы обрамлялись светящимся ореолом.
По мнению художника, линейный рисунок приводит к ошибке. Ее он находил у многих известных кубистов. Поняв, как ломать линии, он вовсе стремился от них уйти. Для этого он вернулся к «раздельному» мазку постимпрессионизма. Это дало возможность разграничить формы без применения контуров.
К 1912 году мастер перешел к колористической технике и остановился на ней. Она помогла художнику достичь желаемого, когда формы на полотнах создаются при помощи соотнесения по-разному закрашенных плоскостей. Пространство же получается при помощи тональных несоответствий.
Основные периоды творчества
Конструктивный
Художник Делоне Робер считал, что цвет самоценен, поэтому с его помощью он заменил большинство элементов, таких как рисунок с перспективой и объем со светотенью. Период начался с 1912 года. Он стремился, чтобы форма, композиция, сюжет передавались исключительно цветом.
Мастер открыл качество цвета, которое известно как динамическая сила. Он заметил, что цвета, расположенные рядом, могут привести к своеобразной вибрации. Это позволило творцу моделировать движение композиции.
Примером этого периода являются картины из ансамбля «Круглые формы».
Иберийский
Делоне Робер, о творчестве которого идет речь, во время боевых действий 1914-1917 гг. проживал в Португалии, Испании. Здесь же он начал применять новую технику, изображая человеческое тело и разные предметы.
Художник смог углубить сформировавшееся понятие «диссонанс» в изобразительном искусстве. В его интерпретации это было сопоставление цвета со стремительным вибрированием. В двадцатые годы прошлого века он совершенствовал собственный художественный язык.
Примером служит картина «Португальский натюрморт».
Второй абстрактный
Художник вернулся к проблемам, которые пытался обуздать в ансамбле «Круглые формы» в 1930 году. Делоне создал на эту же тему другие работы. Они оказались более динамичными и в целом совершеннее с технической точки зрения.
Истинное решение он смог найти в цикле «Радость жизни». В этих картинах художник прибегнул к технике, с помощью которой смог разграничить фрагменты и сфокусировать внимание лишь на композиции.
Примерами работ этого периода можно назвать «Ритмы», «Бесконечные ритмы».
Монументальный период
Робер Делоне (биография неразрывно связана с Соней Терк) увидел в своей живописи монументальный характер. Своим товарищам и последователям он пояснял, что, совершая переход в работе над одним творением ко второму, а затем - к следующему, можно получить ансамбль. Подобная живопись, по его мнению, не разрушает архитектуру, а заставляет цвета играть на поверхности.
В своей работе с «Рельефными ритмами» французский художник использовал и даже изобретал материалы, которые были бы устойчивы к воздействию внешней среды.
В 1937 году организаторы парижской выставки предложили заняться оформлением двух зданий. Так, у Делоне появилась возможность объединить архитектуру со своими произведениями. Он создал огромные рельефные панно.
В подобном монументальном стиле были и последние творения, такие как «Круговой ритм», «Три ритма». Они стали неким духовным завещанием автора. Последующие творческие искания Делоне прервали болезнь и последующая смерть.
Серии картин
Мастер отказался в своих работах от привычных средств, от стандартного образа мыслей. Он решился доверить все цвету. Нынешние научные теории подтвердили творческие искания мастера. Исключительно цветом он сумел показать новое восприятие пространства, динамичность материала.
Будучи парижанином, не смог художник обойти стороной главное архитектурное сооружение современности. Поэтому изображал на полотнах символ родного города Робер Делоне. «Эйфелева башня» является серией картин, которые он писал с 1909 года. Свет в них струится отовсюду, в результате чего образ распадается на части. Каждый фрагмент подчинен собственной перспективе.
В 1912 году он создает ансамбль «Окна», в котором пространство изображается при помощи контрастов цвета. Они создали глубину, не нуждаясь в светотени.
В 1914 году он пишет картину «В честь Блерио» из цикла «Круглые формы». В ней сюжет имеет второстепенное значение. В творении последовательно передается движение с помощью дискообразных чередований. К этой серии он вернется в 1930 году, создав более совершенные и динамичные работы.
В 1920-м появляется его творение «Обнаженная с книгой», в котором художник применил новую технику передачи человеческого тела.
Истинное решение своих творческих исканий Робер найдет в серии тридцатых годов «Радость жизни».
Дополнительные сведения
Робер Делоне (французкий художник) создал полотна, которые хранятся по всему миру: в Великобритании, Японии, Австралии. В Париже Национальный музей отвел творчеству семьи Делоне отдельный зал (Центр Помпиду).
Сын Робера и Сони прожил 77 лет и скончался в 1988 году. Шарль изучал историю джаза и пропагандировал этот стиль в музыке.