Оборона Пскова: ход боевых действий и последствия
Ливонская война (1558-1583) - самое важное событие для северных земель России, а для военной истории важнейшей является оборона Пскова. Страна вела войну за международные торговые пути и выход на Балтику против Ливонского ордена. Сначала России сопутствовала удача - успешное наступление на восточную часть ливонских земель завершилось победой. Но после распада ордена в 1561 году в войну вступили соседи, тоже пожелавшие занять куски распавшейся страны. России пришлось воевать с Литвой, Польшей и Швецией.
Героический Псков
В первые же дни Ливонской войны Псков принял в ней активнейшее участие: здесь прошло войско Ивана Грозного зимой 1558 года, и тогда же псковичи во главе с князем Шуйским присоединились к этому походу. Оборона Пскова была ещё впереди, но уже в 1559 году немцы разоряли окрестности Красного и Себежа, постоянно получая отпор. Затем литовцы вторглись почти до самого города, разоряя и сжигая всё на своём пути, они тоже были отбиты довольно быстро, однако в 1569 вернулись и взяли город Изборск.
Поляки во главе с королём Стефаном Баторием в 1579-м захватили Полоцк, а через год вторглись на псковские и новгородские земли. Русские войска в данный момент переживали не лучшие свои времена, и Баторий об этом хорошо знал, а потому через своих послов потребовал Польше Ливонию и исконно русские земли вместе с Псковом, Новгородом и Смоленском. Естественно, Иван Грозный на такую сделку не пошёл, и летом 1580-го польское войско подошло к Великим Лукам. Жители этого славного города не могли сопротивляться сильной армии, а потому сами сожгли посады и укрылись все в крепости. Сдаваться они отказались. Силы были неравны, город был взят, всех убили.
Поход Батория на Псков
В 1581 году королевское войско Польши пошло на Псков. Если бы Баторию удалось захватить этот город, возможно, Иван Грозный вынужден был бы согласиться на такой несправедливый мир и отдать все северо-западные русские земли. Но оборона Пскова состоялась. Об этих героических событиях мы знаем по многочисленным свидетельствам с обеих воюющих сторон. Описание такого события, как оборона Пскова, не мог обойти вниманием секретарь короля Станислав Пиотровский, который вёл дневник, подробно описывая каждый день осады. Тридцать недель противостояли защитники города целому войску польскому, которое то свирепо штурмовало эту твердыню, то пыталось прокопать лазы под стенами, то затевало предательства. Всё было напрасно. Оборона Пскова при Иване 4 стояла незыблемо.
Даже когда Баторий решил занять Печорскую крепость, попытка не удалась. Защитники крепости стояли насмерть. Тогда он пошёл на уступки, поскольку война застопорилась, и войско было утомлено. Январь 1582 года стал временем подписания перемирия на пять лет, в котором Баторий отказался от первоначальных намерений и вернул захваченные русские города. Оборона Пскова при Иване 4 смогла спасти от захватчиков родную землю, более того - сохранились и прежние русские границы. В начале семнадцатого века состоялась вторая оборона Пскова. Противник на сей раз был другой, а спаситель и защитник земли русской - всё тот же город, взрастивший героев. Первая осада многому горожан научила. Теперь они умели не только обороняться, но и нападать. Долгий и тяжёлый период иностранной интервенции закончился победой стойкого и отважного русского народа. В 1611 году шведами были захвачены города Старая Русса, Ладога, Новгород, Гдов, Порхов, и король Швеции Густав-Адольф решил, что героическая оборона Пскова осталась в прошлом. Однако он просчитался.
Шведы
Шведы попытались взять Псков в начале 1615 года, были отбиты, а летом собрали огромную армию под управлением генерала Горна и снова окружили город. Сам король прибыл посмотреть, как Псков падёт. Но защитниками города гордился бы сам уже почивший Иван Грозный. Оборона Пскова, противник которой на сей раз был значительно сильнее поляков и ливонских рыцарей, держалась всё так же крепко, действия были продуманы, вылазки обычно были результативными. Шведские войска захватили Снетогорский монастырь и обосновались там. Буквально в этот же день жители Пскова сделали вылазку и нанесли ему ощутимый урон, даже генерал Горн не уцелел. Король испугался такой неудачи и решил, что войско его недостаточно огромно. Отвёл свои силы на берега реки Великой и затребовал подкреплений.
Через несколько месяцев прибыли отряды наёмников, и Густав-Адольф вернулся к Снетогорскому монастырю. Город был полностью окружён, все дороги перекрыты - полная блокада. Бить враг решили с севера - от Ильинских ворот до Варлаамовской башни. Построили укрепления, поставили артиллерию и постепенно разрушали стену. Псков сопротивлялся. Проломы в стенах моментально ремонтировались, а вылазки совершались практически ежедневно, как правило, с большим уроном для противника.
Густав-Адольф устал от такого сопротивления и продолжил мирные переговоры с Россией. Ему хотелось выгодных условий мира, но тут псковичи взорвали в его лагере весь порох. Пришлось отступить от Пскова и вернуть русские города России - Ладогу, Новгород, Порхов, Старую Руссу, Гдов и многие другие земли, занятые интервентами. Первая оборона Пскова - от войск Стефана Батория - была гораздо тяжелее, но многому горожан научила.
Причины Ливонской войны
Ливонский орден был основан в конце двенадцатого века и овладел почти всей территорией современной Прибалтики - Курляндией, Лифляндией и Эстляндией. Однако к шестнадцатому веку его мощь почти иссякла. Во-первых, подорвали могущество ордена внутренние раздоры, порождённые всё более крепнувшим движением Реформации: орденские магистры никак не могли найти консенсус в отношениях с архиепископом Рижским, города же не признавали никого из них, вражда всё более обострялась. Ослаблением Ливонии пользовались все её соседи, даже Россия. Дело в том, что до появления ордена на этих землях русские князья полностью контролировали прибалтийские территории, поэтому теперь московский государь посчитал свои права на Ливонию законными.
Торговое значение приморских земель трудно переоценить, а ливонский орден ограничивал отношения России и Западной Европы, не пропуская через свои области купцов и предпринимателей. Усиления Руси, как и сейчас, не хотела ни одна страна. Также и европейских мастеров и товары из Европы ливонский орден в Россию не пропускал. За это и русские к ливонцам относились соответственно. Наблюдая ослабление несговорчивых соседей, московский государь начал опасаться, что на месте ливонцев вполне может появиться и более враждебно настроенный сосед. Иван Третий построил напротив города Нарвы свой Ивангород. И ещё более развил притязания на выход к Балтике Иван 4. Оборона Пскова, противник которой решил доказать русскому царю его неправоту, показала, насколько эти притязания были своевременными.
Начало Ливонской войны
Царь был уверен в лёгком успехе, но Ливонская война затянулась, в отличие от предыдущей, со шведами, когда исход оказался довольно быстрым и удачным. На сей раз Иван Грозный припомнил ливонцам старые договоры, обязывавшие их платить дань русскому государству, которая не вносилась уже очень давно. Ливонцы переговоры, покуда могли, затягивали, но царь быстро потерял терпение и, разорвав отношения добрососедства, в 1558 году начал двадцатипятилетнюю Ливонскую войну, поначалу удачную. Русские войска прошли почти всю Ливонию, не считая самых крепких замков и сильных городов. В одиночку Ливония оказать достойное сопротивление была не в силах - Москва уже тогда была достаточно могущественной.
Государство Ордена распалось, отдавшись по частям наиболее мощным соседям. Эстляндия - Швеции, Лифляндия - Литве, остров Эзель - датскому герцогц Магнусу, Курляндия же перестала быть церковным владением, подвергшись секуляризации. Магистр Кетлер стал герцогом и признал себя польским вассалом. Вполне естественно, что новые хозяева потребовали от Ивана Грозного отказа от захваченных территорий. Ещё более понятно, что царь ни от чего отказываться не собирался. Вот тогда на поле Ливонской войны появились новые участники. Тем не менее Москва пока побеждала. Царские войска разорили Литву до самого Вильнюса. Литовцы согласны были ради мира и Полоцк отдать. Но земский собор Москвы на мир не согласился. Война продолжалась ещё десять лет. До тех пор, пока на польско-литовском престоле не появился один из талантливейших полководцев.
Стефан Баторий
Россия точно так же была жестоко ослаблена многолетней войной. К тому же разоряла страну и опричнина. На юге досаждали крымские татары, требовавшие всё Поволжье, Астраханское и Казанское ханства. В 1571 году ханом Девлет-Гиреем неожиданно было устроено многовойсковое вторжение, окончившееся сожжением всей Москвы, кроме Кремля. В следующем году повторить успех уже не получилось - русские рати под главенством Михаила Воротынского разбили татар под Молодью. Именно в это время решительно начал действовать и Стефан Баторий - государственный центр страны весьма оскудел и ресурсами, и людьми. Большие рати для ливонских фронтов собрать было невозможно. Натиск должного отпора не встретил. В 1578 году русские войска потерпели поражение под Верденом.
В Ливонской войне наступил перелом. Через год Стефан Баторий отбил Полоцк, а затем и Великие Луки с Велижем. Иван Грозный попытался надавить на Батория дипломатически, отправив посольства к австрийскому императору и Папе Римскому. Но польскому королю были не интересны предложения царя русского, и в 1581-м он осадил Псков. Трудно было, но выдержала оборона Пскова. Стефан Батория пытались обойти ещё при выборах короля Сеймом, но ни Германия, ни Москва не смогли посадить на престол ни принца, ни царевича. Был выбран показавший всю свою мощь трансильванский воевода. И после окончания перемирия война возобновилась. Правда, начал её русский государь, и оборона Пскова во время Ливонской войны продемонстрировала Западу, насколько стойкими и изобретательными могут быть русские перед лицом захватчиков.
Обстановка на начало войны
Одновременно шли войны и со Швецией, где русским никак не удавалось завладеть городом Ревель и выходом к Балтике. Ливония же покорялась, хотя торжество русского государя и продолжалось не очень долго. Он напрасно свысока относился к Стефану Баторию, называл не братом на переговорах, а соседом - из-за происхождения не царского. Ливонию Иван Грозный всегда считал собственной вотчиной. А этот избранный волею народа простолюдин имел закалённую в боях, испытанную походами немецкую и венгерскую пехоту, на вооружение которой он не жалел средств, у него было много пушек - больших и хороших.
И конечно, был расчёт на победу над плохо вооружёнными нестройными рядами русских войск. Вождём Стефан Баторий был искусным. Но не лыком шит и Иван Грозный. Оборона Пскова показала - насколько. Полоцк тоже защищался более трёх недель, но не выстоял, хотя в обороне принимали участие все жители от мала до велика - тушили пожары, помогали воинам. Резня в Полоцке после его взятия Стефаном Баторием была чудовищная, как и впоследствии, когда польский король брал город за городом - Усвят, Велиж, Великие Луки.
Требования Батория
Иван Грозный был вынужден пойти на переговоры, где предложил Польше Ливонию - кроме четырёх городов. Однако Стефан Баторий требовал не только всю Ливонию, но и Себеж. А кроме того, очень много денег - четыреста тысяч золотых, чтобы покрыть свои военные издержки.
В письмах он дерзнул оскорбить русского царя, назвав его московским фараоном и волком. Попытки помириться от этого не стали более успешными. В 1581 году польские войска взяли Остров и осадили Псков. А вот здесь все успехи и вся гордыня шляхетская и закончились, потому что началась оборона Пскова. Ливонская война вышла на новый уровень.
Крепость Псков
Город обладал на тот момент крепостью довольно устойчивой: недавно возобновлённые стены были крепки, на них поставлены многочисленные пушки, образовано мощное войско с опытными воеводами. Оборону Пскова возглавил Иван Шуйский - знаменитый своей доблестью князь. Достопамятные события эти описаны в подробном сказании - "Повести о псковской осаде". Защитники города строили внутренние укрепления и укрепляли внешнюю стену, в то время как поляки рыли траншеи и ставили свои пушки по периметру.
Рассвет 7 сентября начался ураганной стрельбой из двадцати орудий. Баторию очень нужны были проломы в стене для приступа. И действительно, стена была быстро во многих местах сбита, и путь в город оказался открыт. Воеводы, сидевшие за обедом, уже видели, как ужинают во Пскове. Но оборона Пскова Батория остановила. На бой осадного колокола сбежались все жители города, не только рать. Все, кто мог держать оружие, спешили к проломам, на самые опасные места. Со стен наступающие поляки поливались шквальным огнём, но уверенность в победе гнала их вперёд буквально по трупам. В город они все же ворвались.
Русское чудо
Уже две псковские башни увенчались польскими королевскими знамёнами, а русские изнемогали под напором вражеских полчищ. Князь Шуйский, облитый своей и чужой кровью, оставил погибшего коня и своим примером удерживал отступающие русские ряды. В этот тяжкий момент псковское духовенство появилось в гуще битвы с образом Богоматери и мощами святого, на земле русской просиявшего Всеволода-Гавриила. Бойцы заметно приободрились и с новыми силами бросились в бой. Свинузская башня, наполнившаяся врагами, вдруг взлетела на воздух - русские воеводы взорвали её. Во рву многими слоями лежали трупы врагов, находившихся в башне. Войска неприятеля изумились, исполнились ужасом и оторопели. Конечно, русские не растерялись и дружно ударили. Польские войска были смяты и разгромлены буквально на бегу.
Псковские жители на равных участвовали в сражении - убирали раненых, приносили воду, передвигали на свои стены брошеные неприятелем пушки, собирали пленных. Героическая оборона Пскова победоносно перевернула первую страницу своей летописи. Далее всеми путями пытался Баторий одолеть Псков: подкопами, стрельбой круглосуточной калёными ядрами, поджигал город, увещевательными письмами русским воеводам с обещаниями льгот в случае сдачи и неминуемой страшной гибелью при прежнем упорстве. Кстати, письма приходилось отправлять при помощи стрел, потому что на переговоры псковичи не шли. Ответ они отправили тем же способом. Там русским языком было написано: не отдадим Псков, не изменим, будем биться. А против подкопов у псковичей были придуманы свои мины. Тем, кто решался ломать стены, прикрываясь щитами, доставалась смола кипящая.
Мир
Иван Грозный мир всё-таки заключил, и на это было много причин. Баторий надеялся на лёгкую победу, но Пскова всё-таки не взял. Четыре с половиной тысячи воинов-псковичей против пятидесяти тысяч отборного войска польского выдержали осаду и победили, за тридцать недель буквально измотав полки противника. Оборонительные работы по заделыванию пробоин в стенах, выкапыванию рвов были постоянными и выполнялись жителями.
Посады под городом были предварительно сожжены псковичами, а всё население посадов укрылось в городе. Вражеское войско осталось без коммуникаций, потому что жители города делали частые вылазки, крестьяне грабили польские обозы, нападали на разведчиков, на фуражиров, а отобранное продовольствие доставляли в Псков. Баторий не сразу понял, что проиграл. Но в 1581 году пошёл всё-таки на переговоры с русским царём и заключил перемирие.