Что такое способности? Структура способностей
Структура способностей - это набор характеристик, которые определяют склонность человека к выполнению того или иного вида деятельности.
Что такое способности
Способности представляют собой свойства, которыми обладает человек и которые позволяют ему заниматься тем или иным видом деятельности. Их развитие обусловлено наличием врожденных задатков.
Стоит отметить, что структура способностей не может быть приравнена к человеческим умениям, навыкам, а также набору знаний. Здесь речь идет о внутренних психологических процессах, которые обусловливают скорость и устойчивость приобретения тех или иных характеристик.
Многие психологи считают, что способности можно ассоциировать с чертами характера, от которых они получили свое развитие. Это наивысший уровень, на котором набор знаний и умений структурируется и получает конкретные очертания.
Характеристики способностей
Для успешного выполнения той или иной деятельности человеку должны быть присущи разного рода способности. Структура их определяется разного рода факторами, среди которых врожденные задатки, профессиональная сфера, образование и прочие. Специалисты выделяют следующие характеристики, которыми описываются способности:
- это индивидуальные особенности, которые отличают людей друг от друга;
- степень развития способностей определяет успешность в той или иной сфере;
- не идентичны знаниям и навыкам, а лишь определяют их качество и легкость приобретения;
- способности не имеют наследственного характера;
- не возникают самостоятельно, если личность не занята определенным видом деятельности;
- при отсутствии развития способности постепенно исчезают.
Какие бывают способности
Структура способностей во многом определяется тем, в какой именно сфере деятельности наиболее ярко проявляются сильные стороны человека. В связи с этим выделяют следующую типологию:
- умственный - умение оперативно и качественно решать вопросы, которые возникают перед индивидом;
- музыкальные способности определяют наличие слуха, голоса, хорошей восприимчивости к темпу, ритму и мелодике, а также быстрому постижению основ игры на тех или иных инструментах;
- литературные - это умение полно, выразительно и красиво оформлять свои мысли в письменной форме;
- технические способности подразумевают хорошее комбинаторное мышление, а также глубокое понимание действия тех или иных механизмов;
- физические - подразумевают крепкое телосложение и развитую мускулатуру, а также хорошую выносливость и прочие параметры;
- учебные способности подразумевают умение воспринимать и понимать большие объемы информации с возможностью дальнейшего их практического применения;
- художественные - это умение воспринимать и передавать пропорции и цвета, а также создавать оригинальные формы и прочее.
Стоит отметить, что это далеко не полный перечень способностей, которыми может обладать человек.
Классификация способностей
Классификационная структура способностей может быть описана следующим образом:
- В соответствии с происхождением:
- природные способности имеют биологическую структуру и обусловлены развитием врожденных задатков;
- социальные способности - те, которые были приобретены в процессе воспитания и обучения.
- В соответствии с направлением:
- общие способности являются необходимыми ввиду того, что имеют широкую сферу применения;
- специальные способности являются обязательными в случае выполнения конкретного вида деятельности.
- В соответствии с условиями развития:
- потенциальные способности проявляются со временем после попадания в определенные условия;
- актуальные способности те, которые имеют место в данный момент времени.
- В соответствии с уровнем развития:
- одаренность;
- талант;
- гениальность.
Основные признаки способностей
Довольно большой интерес представляет такая категория, как способности. Структура понятия включает в себя три основных признака:
- индивидуальные особенности психологического характера, которые служат отличительной чертой, выделяющей индивида среди других людей;
- наличие способностей обусловливает успешность в выполнении деятельности определенного рода (в некоторых случаях для совершения действий на должном уровне требуется наличие, или же напротив - отсутствие, некоторых характеристик);
- это не непосредственно навыки и умения, а индивидуальные особенности, которые обусловливают их приобретение.
Структура, уровни способностей
В психологии выделяют два основных уровня развития способностей:
- репродуктивный (состоит в том, насколько человек воспринимает поступающую информацию, а также характеризует объемы, которые могут быть воспроизведены);
- творческий (подразумевает возможность создания новых, оригинальных образов).
Степени развития способностей
Структура развития способностей состоит из следующих основных степеней:
- задатки - это врожденные особенности человека, которые определяют его склонность к тому или иному виду деятельности;
- одаренность - это высший уровень развития задатков, который определяет чувство легкости в выполнении тех или иных задач;
- талант - это индивидуальная особенность личности, которая выражается в склонности к созданию чего-то нового, оригинального;
- гениальность - это наивысшая степень развития предыдущих категорий, которая определяет легкость в выполнении заданий любого рода;
- мудрость - это способность, которая позволяет трезво осмысливать события, происходящие вокруг, а также делать соответствующие выводы.
Типология людей, в зависимости от способностей
Структура способностей во многом определяет качества личности, а также склонность ее к выполнению деятельности определенного рода. Так, принято выделять людей художественного и мыслительного типа.
Если говорить о первом, то его представители очень остро реагируют на происходящее вокруг, что сопровождается всплеском эмоций и впечатлений. Это нередко приводит к созданию чего-то нового. Что же касается мыслительного типа, то такие люди более практичны и менее подвержены внешним влияниям. Они логически выстраивают свои рассуждения, а также склонны к построению четких логических цепочек.
Стоит отметить, что принадлежность к художественному типу вовсе не означает, что у человека, определенно, есть творческие способности. Структура способностей позволяет ему приобрести те или иные навыки, а также с легкостью выполнять подобную работу. Кроме того, люди художественного типа вовсе не испытывают недостатка в мыслительных ресурсах, но они не являются доминирующими.
Деление личностей на художественный и мыслительный типы обусловлено тем, что у разных людей более развитыми являются разные полушария. Так, если преобладает левое, то человек думает символически, а если правое - образно.
Основные положения теории способностей
Современная психологическая наука выделяет несколько положений, на которых основывается теория способностей:
- Только относительно к определенному роду деятельности могут существовать способности. Структура, развитие способностей могут быть выявлены и изучены только применительно к конкретной сфере, а не в общем.
- Способности считаются динамическим понятием. Они могут развиваться в процессе непрерывного или регулярного выполнения какой-либо деятельности, а также могут угасать, в том случае, если закончилась активная стадия.
- Структура способностей человека во многом зависит от возрастного или жизненного периода, в котором он находится. Так, в определенное время могут сложиться благоприятные условия для достижения максимальных результатов. После этого способности могут постепенно исчезнуть.
- Психологи до сих пор не могут дать четкого определения различий между способностями и одаренностью. Если же говорить в общих чертах, то первое понятие имеет отношение к конкретному виду деятельности. что касается одаренности, то она может быть как специфической, так и общей.
- Набора определенных характеристик требует любая деятельность. Структура способностей обеспечивает успешность ее выполнения.
Соотношение способностей и потребностей
Психологи утверждают, что между потребностями и способностями возникают отношения ограничения и компенсации. В связи с этим можно выделить следующие основные положения:
- одновременная избыточность способностей и потребностей ограничивает возможности деятельности;
- если способности или потребности в недостатке, то они могут компенсировать друг друга;
- если способностей недостаточно, то актуальными со временем становятся иные потребности;
- избыточность потребностей требует приобретения новых способностей.
Выводы
Способности представляют собой специфические свойства человека, которые определяют его склонность к выполнению того или иного вида деятельности. Они не являются врожденными. К этой категории относятся задатки, наличие которых значительно облегчает процесс развития способностей. Также данное понятие нельзя путать с одаренностью или талантом.
Психологи выделяют несколько особенностей, которыми характеризуется структура способностей личности. Они отличают людей друг от друга, а также определяют достижение ими успеха в той или иной сфере деятельности. Ошибочно считать, что способности имеют наследственный характер, это можно сказать лишь о задатках. Кроме того, они не могут возникнуть самостоятельно, если человек не занят деятельностью определенного рода. Если же отсутствует развитие, то способности постепенно ослабевают и исчезают (но это не значит, что они не могут быть восстановлены).
В зависимости от сферы деятельности, способности бывают нескольких видов. так, умственные позволяют быстро реагировать на изменения ситуации, принимая осмысленные и рациональные решения. Если говорить о музыкальных способностях, то это наличие слуха и голоса, восприятие темпо-ритма, а также легкое овладение игрой на музыкальных инструментах. Литературные проявляются в умении красиво оформлять свои мысли, а технические - в понимании функциональных особенностей тех или иных механизмов. Говоря о физических способностях, стоит отметить выносливость, а также развитую мускулатуру. Учебные дают возможность воспринимать и воспроизводить большие объемы информации, а художественные - передавать цвета и пропорции. Это основной, но далеко не полный перечень способностей человека.