Инструмент альт и его история

Альт - струнный инструмент, который имеет аналогичное устройство со скрипкой. Однако он немного больше, отчего звучание его имеет более низкий регистр. Струны альта настроены особым образом. Они ниже скрипичных на квинту, при этом выше виолончельных на октаву. Ноты для альта пишутся в скрипичном и альтовом ключах.

История возникновения

Инструмент альт считается наиболее ранним из существующих смычковых. Время его возникновения относят к XV―XVI векам. Данный инструмент первым получил привычную для сегодняшнего дня форму. Его сконструировал Антонио Страдивари. Родоначальником альта принято считать виолу для руки. Этот инструмент держали у левого плеча. Следует упомянуть, что ближайшего родственника - виола да гамба держали на колене. Итальянское название музыкального инструмента сократилось со временем до viola. В таком виде оно сохранилось в английском языке. В немецкий и сходный с ним попало Bratsche. Инструмент альт измеряется он в миллиметрах. Существуют экземпляры от 350 до 425 мм. Выбор размера зависит от того, какой длины руки у исполнителя. Из скрипичного ряда именно альт наибольшим образом приблизился к виолам, если учитывать размеры и звучание. Поэтому быстро появился в составе оркестра, как средний голос, он влился в симфонию очень гармонично. Альт, таким образом, явился мостом между исчезающим родом виол и скрипичными инструментами, которые в это время зарождались.

Техника игры

Альт - музыкальный инструмент, который требует особой техники. Игра на нем отличаются от той, что присуща скрипке. Разница заключается в способе звукоизвлечения. Техника игры, более ограниченная по причине больших размеров и необходимости значительной растяжки пальцев. Тембр альта – матовый, густой, менее яркий, если сравнивать со скрипичным, бархатистый на нижнем регистре, в верхнем - несколько гнусавый. Размеры корпуса музыкального инструмента не соответствуют строю. Именно это формирует необычный тембр. При длине от 46 до 47 сантиметров инструмент обладает протяженностью 38 – 43 см. На альтах с большими размерами, которые приближаются к классическим, в основном играют сольные исполнители. Они обладают сильными руками, а также разработанной техникой. Как сольный инструмент альт применяется относительно редко. Дело здесь в небольшом репертуаре. Однако относительно недавно появилось много хороших альтистов, таких как: Юрий Крамаров, Ким Кашкашьян, Юрий Башмет. Основной сферой применения данного музыкального инструмента остается струнный и симфонический оркестры. Здесь альту посвящаются сольные эпизоды, а также средние голоса. Данный музыкальный инструмент является обязательным участником струнного квартета. Может использоваться в иных камерных составах. Например, фортепианный квинтет или квартет либо струнное трио. Альтистами традиционно с детства не становились, а переходили на данный инструмент в относительно зрелом возрасте. Как правило, после окончания музыкальной школы, во время поступления в консерваторию или училище. Чаще всего, переходят на альт скрипачи с крупным телосложением, широкой вибрацией и большими руками. Некоторые великие музыканты совмещали два инструмента. К примеру, Давид Ойстрах и Никколо Паганини.

Знаменитые музыканты

Инструмент альт выбрал Юрий Абрамович Башмет. Среди других знаменитых музыкантов, отдавших предпочтение нашему герою, следует отметить, Владимира Романовича Бакалейникова, Рудольфа Борисовича Баршая, Игоря Исааковича Богуславского, Вадима Васильевича Борисовского, Фёдора Серафимовича Дружинина, Юрия Марковича Крамарова, Тёртиса Лионеля, Мориса Вьё, Максима Рысанова, Кима Кашкашьяна, Пауля Хиндемита, Табеа Циммермана, Дмитрия Виссарионовича Шебалина, Уильяма Примроуза, Михаила Бенедиктовича Кугеля.

Произведения

Инструмент альт с оркестром звучит в «Концертной симфонии» В. А. Моцарта, «Соната» Никколо Паганини, а также у Г. Берлиоза, Б. Бартока, Хиндемита, Уильяма Уолтона, Э. Денисова, А. Шнитке, Г. Ф. Телемана, А. И. Головина. Сочетание с клавиром встречается у М. И. Глинки, Д. Д. Шостаковича, Брамса, Шумана, Николая Рославца, А. Хованесса. Соло можно услышать в произведениях Макса Регера, Моисея Вайнберга, Эрнста Кшенека, Себастьяна Баха, Пауля Хиндемита. Без нашего героя не обошелся балет Адольфа Адана «Жизель». Звучит он и в симфонической поэме Рихарда Штрауса «Дон Кихот». Не обошелся без него и балет Лео Делиба «Коппелия». Также следует вспомнить оперу «Средство Макропулоса» Яначека. Он звучит и в балете Бориса Асафьева «Бахчисарайский фонтан».

Иной принцип

Существует и принципиально другой альт - духовой инструмент. Его принято называть альтгорн. Речь идет о медном музыкальном инструменте. Он относится к семейству саксгорнов. Диапазон – A - es 2. По причине невыразительного и тусклого звука сфера использования ограничивается лишь духовыми оркестрами. Там ему, как правило, отведены, средние голоса.

Комментарии
Эм