Немецкий композитор Пауль Хиндемит: биография, жизнь, творчество и интересные факты
Пауль Хиндемит (Paul Hindemith) заслужено носит звание одного из самых одаренных и талантливейших немецких музыкантов. Он гениально играл на нескольких музыкальных инструментах, дирижировал, сочинял камерную и симфоническую музыку, написал множество хоровых сочинений и работал над оперой. В Германии он стал новатором, поскольку считал, что музыка должна быть не только талантливо сложенной из нот мелодией, но и своеобразным аккумулятором, который после прослушивания может превратиться в некую моральную силу.
Известный всему музыкальному миру немецкий авангардист
В первой половине ХХ века Пауль Хиндемит (краткая биография которого будет рассмотрена в нашей статье) считался авангардистом. Он полностью отказался от модной на то время в музыкальном мире додекафонии.
Краткие сведения о месте рождения, родителях и семье музыканта
Пауль Хиндемит, произведения которого известны на весь мир, появился на свет неподалеку от Франкфурта, в небольшом городке Ханау на Майне. Главой семьи был обычный немецкий ремесленник − Карл Хиндемит. На первый взгляд может показаться странным, от кого мальчик мог унаследовать неимоверный талант и безупречный музыкальный слух. Но известно, что его отец, Карл Хиндемит, будучи простым маляром, очень любил играть на цинтре и был достаточно неплохим музыкантом-аматером. Скорее всего, что именно он и привил сыну любовь к искусству в целом, в том числе и к музыке.
Музыкальный талант и обучение будущего гения
Талант мальчика проявился достаточно рано. С детства он с интересом занимался и учился игре на ударных инструментах, пианино, скрипке и альте.
Гибель отца на фронте и служба в армии самого Пауля
В 1915 году Карл – отец Пауля - погибает на поле боя. Германия участвует в Первой мировой войне, и финансовое положение многих немецких семей оставляет желать лучшего. Семья композитора и музыканта не стала исключением. Мать Мария осталась вдовой с тремя детьми, и Пауль искал работу с достойной оплатой, чтобы хоть как-то ей помочь. В этот период ему посчастливилось получить предложение о работе концертмейстером во Франкфуртской опере. Дирижером оркестра там был Людвиг Роттенберг. Интересным является тот факт, что на его дочери Пауль Хиндемит впоследствии женился.
Концертмейстером в оперном театре он успел проработать до 1917 года. Далее следует призыв в армию. Там этот талантливый юноша, конечно же, не прекратил творческую деятельность. Он был принят в состав военного оркестра в качестве барабанщика, также становится участником струнного квартета. В 1918 году он исполняет в этом квартете роль первой скрипки. После окончания военной службы Пауль возвращается в театр Франкфуртской оперы, где работает концертмейстером до 1923 года.
Приход в квартет Ликко Амара
В начале 20-х годов в музыкальном сообществе Германии, Пауль Хиндемит уже был известен как талантливый композитор, скрипач и альтист. Работая во Франкфуртской опере, он исполнял не только работу концертмейстера. Параллельно музыкант исполнял роль второй скрипки в коллективе А. Ребнера.
Со временем музыкальные предпочтения своего наставника Ребнера Пауль посчитал слишком консервативными. Поэтому он сменил коллектив и стал работать в составе другого квартета - под руководством известного скрипача Ликко Амара. Коллектив этот просуществовал до 1929 года и, без сомнения, имел огромный успех не только на родине, но и далеко за ее пределами.
Стремительно развитие успешной карьеры
Пауль Хиндемит – композитор, чьи сочинения широкая публика впервые услышала в 1922 году, в городе Зальцбурге, во время Всемирных дней музыки. Успех написанных им композиций был очевиден, хотя и вызвал много дискуссий. В 1923 году он назначен организатором Фестиваля современной музыки, который проводился в городе под названием Донауэшинген. Пауль остался верен своим предпочтениям новаторских направлений в музыке, и активно продвигал на этом фестивале сочинения авангардных композиторов. Альтовый репертуар во время концертов он исполнял сам.
В 1927 году Хиндемиту предлагают место преподавателя композиции в Берлинской высшей музыкальной школе, и он его принимает. Последующие несколько лет для его карьеры были очень успешными. Помимо преподавательской деятельности, Пауль активно занимается сольной карьерой и гастролирует как альтист. Его концерты имеют ошеломительный успех в США, он дает выступления во множествах стран, среди которых Египет и Турция.
Символ сложных отношений между нацистским режимом и творческими людьми в Германии
В 30-х годах к власти приходит нацистская партия, отношения с которой у музыканта и композитора складываются сложно. Одной из причин становится супруга Пауля – Гертруда Ротенберг, с которой он в 1924 году вступил в официальный брак. Тот факт, что, по религиозным канонам, она не считалась еврейкой, для нацистов особого значения не имел.
Отношение нацистов к произведениям Пауля было переменчиво и неоднозначно. Поначалу его даже хвалили. В 1934 году сам Геббельс называет Хиндемита одним из самых значимых и талантливых немецких композиторов современности. Некоторое время Пауль даже находился под своеобразным покровительством нацистов. Его произведения действительно нравились некоторым представителям немецкой власти. Также большую роль сыграла международная репутация этого композитора и музыканта, что не позволяла нацистам избавиться от него.
Положение Хиндемита было действительно сложным, и в целях безопасности он показывал власти свою готовность идти на компромиссы. За короткое время Пауль начинает проявлять в новых композициях свою немецкую принадлежность и мировоззрение. В новых сочинениях он уделяет очень много внимания немецкому фольклору, пишет инструментальные произведения в своеобразной стройной и ясной манере (характерной для немецких маршей). Некоторое время он живет в стране относительно спокойно, но дружба с евреями и мнение Хиндемита о том, что человек искусства должен быть полностью свободен и независим, никак не могли понравиться идеологам Третьего рейха.
Открытая конфронтация с представителями немецкой власти
Пауль Хиндемит, музыкальные произведения которого вызывают восхищение во многих странах, у себя на родине попадает в открытую немилость. Апогей негласного конфликта происходит в 1934 году. Геринг официально запрещает готовящуюся к премьере оперу Хиндемита под названием «Художник Матис». В одной из своих речей, Й. Гебельс обзывает композитора «атональным шумовиком, производителем шума». Нацистские критики называют его произведения «дегенеративным искусством». Под сильным моральным давлением Хиндемит прекращает свою работу в Берлинской школе, взяв отпуск на неопределенный срок.
Отъезд в Турцию и возвращение «на службу» Гитлеру
В этот непростой период Пауль получает предложение от Мустафы Ататюрка – турецкого политика и реформатора - посетить Анкару и помочь в разработке плана по реорганизации музыкального образования в Турции. Супруги Хиндемиты соглашаются на предложение и временно покидают Германию. Пауль прекрасно справился с поставленной перед ним задачей, внеся тем самым огромный вклад в создание универсальной программы музыкального образования, которая стала использоваться во всех турецких музыкальных учебных заведениях. Он приложил много усилий, чтобы в Анкаре была открыта первая музыкальная консерватория. Несмотря на то что в Турции композитор и музыкант пользовался огромным уважением, в отличие от многих эмигрантов, бежавших из Германии в то время, они с супругой вскоре приняли решение вернуться домой.
После возвращения Паулю вновь приходится идти на множество компромиссов с немецкой властью. В 1936 году он присягает на верность Гитлеру. Композитор сочиняет легендарный гимн Люфтваффе, его произведения, наполненные «немецкими» мотивами начинают исполняться в концертных залах по всей Германии. Но этот «мир» с нацистами продлился недолго. В Германии начинается открытая борьба против модернистских музыкальных направлений. Немцы называют их «дегенеративными». Произведения Пауля (за исключением нескольких) подпадают под это определение и, в конце концов, на их исполнение в Германии накладывается окончательный запрет.
К тому же в стране усиливают антиеврейские меры. Хиндемит начинает серьезно опасаться за безопасность своей супруги, которой периодически угрожают физической расправой. Понимая, что его творчеству не место в Германии, композитор, альтист и скрипач Хиндемит Пауль принимает окончательное решение покинуть эту страну.
Выезд из Германии и возвращение в послевоенный период
В 1938 году Пауль переезжает в Швейцарию, а через 2 года эмигрирует с супругой в США. В Америке его приглашают читать лекции в таких престижнейших университетах, как Йель и Гарвард. Несмотря на то что Хиндемита можно было обвинить в прошлых попытках сотрудничества с нацистами, в Америке его произведения исполнялись и имели ошеломительный успех. Его называли исключением в мире немецкой музыки той эпохи, поскольку она была свободной от нацистского влияния.
Простился с жизнью этот гениальный человек все-таки у себя на родине, в Германии. Он вернулся во Франкфурт, где скончался в 1963 году от приступа панкреатита.
Бесценное музыкальное наследие Хиндемита
Пауль Хиндемит был признанным авторитетным музыкальным теоретиком, музыкантом, преподавателем, дирижером.
Оперы – весомая часть жизни и творчества Пауля Хиндемита
Огромную часть наследия, которую Пауль оставил своим потомкам, составляют оперы. Критики и музыковеды считают, что именно в них ярко выражается мировоззрение композитора и музыканта, понимание и отображение современной ему действительности и морально-этические позиции, которым следовал автор. Именно в оперном жанре Пауль Хиндемит работал до последних дней своей жизни. Немецкий композитор написал музыку к множеству успешных и известных на весь мир опер, среди которых:
- «Художник Матис».
- «Гармония мира».
- «Нуш-Нуши».
- «Убийца − надежда женщин».
- «Кардильяк».
- «Новости дня».
- «Долгий рождественский ужин».
- «Святая Сусанна».