Немецкий композитор Пауль Хиндемит: биография, жизнь, творчество и интересные факты

Пауль Хиндемит (Paul Hindemith) заслужено носит звание одного из самых одаренных и талантливейших немецких музыкантов. Он гениально играл на нескольких музыкальных инструментах, дирижировал, сочинял камерную и симфоническую музыку, написал множество хоровых сочинений и работал над оперой. В Германии он стал новатором, поскольку считал, что музыка должна быть не только талантливо сложенной из нот мелодией, но и своеобразным аккумулятором, который после прослушивания может превратиться в некую моральную силу.

Известный всему музыкальному миру немецкий авангардист

В первой половине ХХ века Пауль Хиндемит (краткая биография которого будет рассмотрена в нашей статье) считался авангардистом. Он полностью отказался от модной на то время в музыкальном мире додекафонии.

Его музыка была не похожа ни на что ранее написанное. Одиозный Геббельс признавал его одним из самых значительных авторов Германии, но это признание не помешало отношениям между Паулем Хиндемитом и нацисткой верхушкой испортится. Талантливейший музыкант и композитор вынужден был покинуть родную страну. В эмиграции он написал множество трудов по музыкальной эстетике, которые современные музыканты и музыковеды до сих пор активно используют в работе и обучении. Написанные им музыкальные произведения, запрещенные нацистами, сегодня зачисляют в разряд современной классики. Далее в нашей статье будут рассмотрены биография, творчество Пауля Хиндемита и особенности написанных им произведений.

Краткие сведения о месте рождения, родителях и семье музыканта

Пауль Хиндемит, произведения которого известны на весь мир, появился на свет неподалеку от Франкфурта, в небольшом городке Ханау на Майне. Главой семьи был обычный немецкий ремесленник − Карл Хиндемит. На первый взгляд может показаться странным, от кого мальчик мог унаследовать неимоверный талант и безупречный музыкальный слух. Но известно, что его отец, Карл Хиндемит, будучи простым маляром, очень любил играть на цинтре и был достаточно неплохим музыкантом-аматером. Скорее всего, что именно он и привил сыну любовь к искусству в целом, в том числе и к музыке.

Музыкальный талант и обучение будущего гения

Талант мальчика проявился достаточно рано. С детства он с интересом занимался и учился игре на ударных инструментах, пианино, скрипке и альте.

Музыкальное образование он получил во Франкфурте-на-Майне, вступив в консерваторию. Там Пауль обучался игре на скрипке и занимался дирижированием композиций.

Гибель отца на фронте и служба в армии самого Пауля

В 1915 году Карл – отец Пауля - погибает на поле боя. Германия участвует в Первой мировой войне, и финансовое положение многих немецких семей оставляет желать лучшего. Семья композитора и музыканта не стала исключением. Мать Мария осталась вдовой с тремя детьми, и Пауль искал работу с достойной оплатой, чтобы хоть как-то ей помочь. В этот период ему посчастливилось получить предложение о работе концертмейстером во Франкфуртской опере. Дирижером оркестра там был Людвиг Роттенберг. Интересным является тот факт, что на его дочери Пауль Хиндемит впоследствии женился.

Концертмейстером в оперном театре он успел проработать до 1917 года. Далее следует призыв в армию. Там этот талантливый юноша, конечно же, не прекратил творческую деятельность. Он был принят в состав военного оркестра в качестве барабанщика, также становится участником струнного квартета. В 1918 году он исполняет в этом квартете роль первой скрипки. После окончания военной службы Пауль возвращается в театр Франкфуртской оперы, где работает концертмейстером до 1923 года.

Приход в квартет Ликко Амара

В начале 20-х годов в музыкальном сообществе Германии, Пауль Хиндемит уже был известен как талантливый композитор, скрипач и альтист. Работая во Франкфуртской опере, он исполнял не только работу концертмейстера. Параллельно музыкант исполнял роль второй скрипки в коллективе А. Ребнера.

После возвращения из армии, Хиндемит принял решение играть в этом коллективе на альте.

Со временем музыкальные предпочтения своего наставника Ребнера Пауль посчитал слишком консервативными. Поэтому он сменил коллектив и стал работать в составе другого квартета - под руководством известного скрипача Ликко Амара. Коллектив этот просуществовал до 1929 года и, без сомнения, имел огромный успех не только на родине, но и далеко за ее пределами.

Исполняя в нем роль альта, Пауль имел возможность много гастролировать и увидеть большое количество Европейских стран.

Стремительно развитие успешной карьеры

Пауль Хиндемит – композитор, чьи сочинения широкая публика впервые услышала в 1922 году, в городе Зальцбурге, во время Всемирных дней музыки. Успех написанных им композиций был очевиден, хотя и вызвал много дискуссий. В 1923 году он назначен организатором Фестиваля современной музыки, который проводился в городе под названием Донауэшинген. Пауль остался верен своим предпочтениям новаторских направлений в музыке, и активно продвигал на этом фестивале сочинения авангардных композиторов. Альтовый репертуар во время концертов он исполнял сам.

В 1927 году Хиндемиту предлагают место преподавателя композиции в Берлинской высшей музыкальной школе, и он его принимает. Последующие несколько лет для его карьеры были очень успешными. Помимо преподавательской деятельности, Пауль активно занимается сольной карьерой и гастролирует как альтист. Его концерты имеют ошеломительный успех в США, он дает выступления во множествах стран, среди которых Египет и Турция.

Символ сложных отношений между нацистским режимом и творческими людьми в Германии

В 30-х годах к власти приходит нацистская партия, отношения с которой у музыканта и композитора складываются сложно. Одной из причин становится супруга Пауля – Гертруда Ротенберг, с которой он в 1924 году вступил в официальный брак. Тот факт, что, по религиозным канонам, она не считалась еврейкой, для нацистов особого значения не имел.

Тесть музыканта Людвиг Ротенберг был евреем, и этого было достаточно. Как и многие творческие люди, Пауль Хиндемит (биография которого нами рассматривается) считал себя полностью аполитичным человеком. Он открыто общался со своими еврейскими коллегами, композиторами и музыкантами, не делая исключений по национальным признакам. Конечно же, нацистской партии это не нравилось, но в начале 30-х годов общения с евреями было недостаточно, чтобы запретить творчество музыканта. Именно поэтому постепенно стали появляться претензии к этому самому творчеству.

Отношение нацистов к произведениям Пауля было переменчиво и неоднозначно. Поначалу его даже хвалили. В 1934 году сам Геббельс называет Хиндемита одним из самых значимых и талантливых немецких композиторов современности. Некоторое время Пауль даже находился под своеобразным покровительством нацистов. Его произведения действительно нравились некоторым представителям немецкой власти. Также большую роль сыграла международная репутация этого композитора и музыканта, что не позволяла нацистам избавиться от него.

Положение Хиндемита было действительно сложным, и в целях безопасности он показывал власти свою готовность идти на компромиссы. За короткое время Пауль начинает проявлять в новых композициях свою немецкую принадлежность и мировоззрение. В новых сочинениях он уделяет очень много внимания немецкому фольклору, пишет инструментальные произведения в своеобразной стройной и ясной манере (характерной для немецких маршей). Некоторое время он живет в стране относительно спокойно, но дружба с евреями и мнение Хиндемита о том, что человек искусства должен быть полностью свободен и независим, никак не могли понравиться идеологам Третьего рейха.

Открытая конфронтация с представителями немецкой власти

Пауль Хиндемит, музыкальные произведения которого вызывают восхищение во многих странах, у себя на родине попадает в открытую немилость. Апогей негласного конфликта происходит в 1934 году. Геринг официально запрещает готовящуюся к премьере оперу Хиндемита под названием «Художник Матис». В одной из своих речей, Й. Гебельс обзывает композитора «атональным шумовиком, производителем шума». Нацистские критики называют его произведения «дегенеративным искусством». Под сильным моральным давлением Хиндемит прекращает свою работу в Берлинской школе, взяв отпуск на неопределенный срок.

Отъезд в Турцию и возвращение «на службу» Гитлеру

В этот непростой период Пауль получает предложение от Мустафы Ататюрка – турецкого политика и реформатора - посетить Анкару и помочь в разработке плана по реорганизации музыкального образования в Турции. Супруги Хиндемиты соглашаются на предложение и временно покидают Германию. Пауль прекрасно справился с поставленной перед ним задачей, внеся тем самым огромный вклад в создание универсальной программы музыкального образования, которая стала использоваться во всех турецких музыкальных учебных заведениях. Он приложил много усилий, чтобы в Анкаре была открыта первая музыкальная консерватория. Несмотря на то что в Турции композитор и музыкант пользовался огромным уважением, в отличие от многих эмигрантов, бежавших из Германии в то время, они с супругой вскоре приняли решение вернуться домой.

После возвращения Паулю вновь приходится идти на множество компромиссов с немецкой властью. В 1936 году он присягает на верность Гитлеру. Композитор сочиняет легендарный гимн Люфтваффе, его произведения, наполненные «немецкими» мотивами начинают исполняться в концертных залах по всей Германии. Но этот «мир» с нацистами продлился недолго. В Германии начинается открытая борьба против модернистских музыкальных направлений. Немцы называют их «дегенеративными». Произведения Пауля (за исключением нескольких) подпадают под это определение и, в конце концов, на их исполнение в Германии накладывается окончательный запрет.

К тому же в стране усиливают антиеврейские меры. Хиндемит начинает серьезно опасаться за безопасность своей супруги, которой периодически угрожают физической расправой. Понимая, что его творчеству не место в Германии, композитор, альтист и скрипач Хиндемит Пауль принимает окончательное решение покинуть эту страну.

Выезд из Германии и возвращение в послевоенный период

В 1938 году Пауль переезжает в Швейцарию, а через 2 года эмигрирует с супругой в США. В Америке его приглашают читать лекции в таких престижнейших университетах, как Йель и Гарвард. Несмотря на то что Хиндемита можно было обвинить в прошлых попытках сотрудничества с нацистами, в Америке его произведения исполнялись и имели ошеломительный успех. Его называли исключением в мире немецкой музыки той эпохи, поскольку она была свободной от нацистского влияния.

Именно на период проживания в Америке и припал пик его творческой карьеры. В 1946 году он получает гражданство США, но через несколько лет, в 1953 году, переезжает в Цюрих. Там он ведет лекции в местном университете и дирижирует оркестрами, исполняющими его произведение.

Простился с жизнью этот гениальный человек все-таки у себя на родине, в Германии. Он вернулся во Франкфурт, где скончался в 1963 году от приступа панкреатита.

Бесценное музыкальное наследие Хиндемита

Пауль Хиндемит был признанным авторитетным музыкальным теоретиком, музыкантом, преподавателем, дирижером.

Этот человек оставил после себя огромное количество работ во всевозможных музыкальных жанрах, написал огромное количество произведений для оркестра, сочинял камерную музыку для различных инструментов, произведения для балета, хора и, конечно же, для оперы.

Оперы – весомая часть жизни и творчества Пауля Хиндемита

Огромную часть наследия, которую Пауль оставил своим потомкам, составляют оперы. Критики и музыковеды считают, что именно в них ярко выражается мировоззрение композитора и музыканта, понимание и отображение современной ему действительности и морально-этические позиции, которым следовал автор. Именно в оперном жанре Пауль Хиндемит работал до последних дней своей жизни. Немецкий композитор написал музыку к множеству успешных и известных на весь мир опер, среди которых:

  • «Художник Матис».
  • «Гармония мира».
  • «Нуш-Нуши».
  • «Убийца − надежда женщин».
  • «Кардильяк».
  • «Новости дня».
  • «Долгий рождественский ужин».
  • «Святая Сусанна».

Комментарии