Большая Дорогомиловская улица в Москве, район Дорогомилово

Москва — это огромный живой организм, который растет и развивается. Практически каждый год на ее карте появляются новые улицы. Однако есть в городе и свои «ветераны». Это улицы, по которым предки коренных москвичей передвигались 200-300, а может, и более лет назад. К их числу относится и Большая Дорогомиловская. Она имеет долгую историю, и на ней сохранились здания, которые делают неповторимым архитектурный облик российской столицы.

Расположение

Большая Дорогомиловская улица находится в ЗАО Москвы на территории района, которому сравнительно недавно дала свое название. Она начинается от Бородинского моста недалеко от площади Киевского вокзала и проходит мимо набережной Т. Шевченко до Кутузовского проспекта. Слева к ней примыкают Второй Брянский переулок и ул. Можайский Вал, справа — Украинский бульвар и Первая Бородинская улица.

Дорогомиловский район

Местность с таким названием известна с 13 века. Она являлась вотчиной боярина Ивана Дорогомилова и изначально располагалась в другом месте, на левобережье Москвы-реки. В 16 веке напротив нее основали ямскую слободу. Ее название — Дорогомиловская — вскоре передалось и местности, расположенной в излучине Москвы-реки. В составе столицы в советский период она с прилегающими дворами территориально относилась к Киевскому району.

После административной реформы, проведенной в 1991 году, были созданы Кутузовский и Дорогомиловский муниципальные округа. Спустя 3 года их объединили. Позже, в 1995-м году, в результате принятия соответствующего закона был образован район Дорогомилово.

История до 20 века

С конца 16 века Дорогомиловская улица была главной в одноименной слободе. Она приобрела особую важность, когда в 1742 году соорудили Камер-Коллежский вал, выполнявший таможенные функции. В тот период Дорогомиловская улица заканчивалась у ворот одноименной заставы, являющейся «воротами» на Можайское шоссе. Вскоре к ее названию добавился эпитет «Большая». Его появление было связано с тем, что в результате застройки прилегающей территории появилась параллельная улица, названная Малой Дорогомиловской.

Долгое время район, который сегодня ограничен ТТК, Бережковской и набережной Тараса Шевченко, был окраиной, где селились бедняки. Там на протяжении десятилетий не проводилось никаких работ по благоустройству, хотя через реку в нескольких сотнях метров находилась благоустроенная и «парадная» Москва.

Большая Дорогомиловская улица, застроенная бедняцкими халупами, неоднократно затоплялась во время наводнений. Самое разрушительное произошло в 1879-м году, когда воды Москвы-реки поднялись на 3 аршина, что составляет 213 см. Были залиты все подвалы, а в низинах пострадали и жилые дома. Некоторые даже оказались в воде полностью и после ее схода не были пригодны к восстановлению.

В начале 20 столетия

В середине 19 века наступил закат эпохи ямщиков. Он был связан с тем, что Москва связалась железной дорогой с Европой и с городами, расположенными в восточных губерниях страны. Летом 1899 года был открыт Брянский (ныне Киевский) вокзал. Это событие привело к тому, что Большая Дорогомиловская улица в Москве стала одной из самых оживленных в столице, так как по ней весь день извозчики подвозили пассажиров железной дороги. Вскоре началась интенсивная застройка прилегающего района преимущественно 2-хэтажными деревянными домами.

В 1908 году территория современного Дорогомиловского района снова пострадала от разрушительного наводнения. Оно было настолько мощным, что Брянский вокзал пришлось закрыть, и поезда были вынуждены отправляться с Брестского.

Хотя еще с конца 19 века с Большой Дорогомиловской улицы в центр Москвы можно было попасть на конке, она не могла обеспечить потребности в общественном транспорте населения района, численность которого достигла 100 тысяч человек. В результате обращения в Городскую думу в 1909-м году от Дорогомиловской заставы запустили новую трамвайную линию. Кроме того, вдоль пути следования вагонов установили керосиново-калильные фонари, которые были тогда новинкой для России.

В 1912-м году при подготовке к празднованию столетия Отечественной войны 1812 года столичные власти приступили к обсуждению вопроса о переименовании улицы Большая Дорогомиловская в Кутузовскую. Однако у идеи нашлись противники, и в итоге было сохранено старое название.

В Советский период

В первой половине 1930-х годов улица была реконструирована, и по ней пустили второй в столице троллейбусный маршрут. При этом трамвайную линию перенесли, и разрушили Богоявленский храм, существовавший там с 16 века. Сама же Большая Дорогомиловская улица была значительно расширена. До начала Великой Отечественной войны из зданий, строительство которых было запланировано согласно проекту реконструкции района, удалось ввести в эксплуатацию только дома N 1 и 5. Остальные сооружения, которые можно увидеть сегодня, в основном появились в 1950-60-х годах и даже позднее.

Обелиск «Москва — Город-Герой»

Это главное украшение в районе улицы Большая Дорогомиловская появилось там в 1977 году. Обелиск «Москва — Город-Герой» высотой 40 метров облицован серым тесаным гранитом и увенчан большой пятиконечной золотой звездой с разлетом крыльев в 2 метра. Он установлен на искусственном холме, насыпанном в центре овальной площадки. У подножия обелиска на отдельных постаментах расположены 3 гранитных 5-метровых скульптуры, изображающие рабочего, солдата и работницу, которые воплощают единство фронта и тыла.

Примечательные архитектурные объекты на ул. Большая Дорогомиловская

Москва — это город, где есть множество жилых домов, которые связаны с именами известных деятелей культуры, политиков, ученых и военачальников. Например, в доме N 1 в свое время жил Александр Твардовский. В память о поэте на его фасаде в 1977-м году установлена мемориальная доска. Примечательно и само здание, так как именно с его строительства началась реконструкция, благодаря которой Большая Дорогомиловская улица в Москве приобрела свой современный вид.

Интерес представляет и дом N 6. Он имеет оригинальный силуэт и выгодно выделяется среди других зданий необычными архитектурными элементами в стиле конструктивизм.

Дом N 5 корпус 2

Как уже было сказано, в 1930-е годы Большая Дорогомиловская улица начала кардинально менять свой облик. Именно поэтому, хотя ее история насчитывает не одно столетие, на ней практически не увидишь построек дореволюционного периода. Одним из немногих уцелевших является строение N 5 корпус 2. Четырехэтажное здание было построено из кирпича в 1914-м году по проекту архитектора А. М. Гуржиенко в качестве доходного дома на 8 квартир.Сегодня в нем размещается антикафе «Кочерга».

Дом N 9 и здание по адресу Большая Дорогомиловская, 10

Улица, о которой идет речь, в разные годы была местом, где жили такие известные деятели советского кинематографа, как актриса В. Телегина, кинорежиссеры Михаил Калатозов, С. Герасимов и А. Столпер. Все они были соседями по дому N 9, который был построен в 1954-м году, и совсем не страдали звездной болезнью, как современные деятели кино. В частности, их часто можно было увидеть в магазинах, расположенных по соседству, например в здании по адресу Большая Дорогомиловская, 10 (корп. 1). Там и сегодня расположено множество торговых точек, заведений бытового обслуживания и финансовых организаций, что очень удобно для жителей близлежащих домов, а во втором корпусе действует Школа посольства Республики Индии в Москве.

Комментарии