Первый космический турист Деннис Тито. История полета
Деннис Тито (родился 8 августа 1940 года в Куинсе, Нью-Йорк, США) – американский бизнесмен, который стал первым частным лицом, оплатившим свое путешествие в космос.
Краткая биография
Тито получил степень бакалавра космонавтики и аэронавтики в Нью-Йоркском университете в 1962 году и магистра технических наук в Ренсселеровском политехническом институте в г. Трое, штат Нью-Йорк, в 1964 году. Работал аэрокосмическим инженером в Лаборатории реактивного движения Национального управления по аэронавтике и исследованию космоса (НАСА), где помогал планировать и контролировать миссии на Марс «Маринера-4» и «Маринера-9». В 1972 году из космонавтики он ушел в сферу финансов и помог основать американскую инвестиционную компанию Wilshire Associates, а также создал индекс «Уилшир-5000» - меру оценки рынка ценных бумаг США. Он первым использовал математический инструментарий, применяемый в космонавтике, для определения рисков финансового рынка.
Сейчас или никогда
28 апреля 2001 года – день рождения коммерческих полетов в космос. В этот день американский бизнесмен оказался тем, кто стал первым космическим туристом в истории. Он оплатил свое пребывание на МКС, а также свою доставку туда на борту российского пассажирского транспортного корабля «Союз». Через сорок лет после того, как Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе, Тито показал, что на космических путешествиях можно зарабатывать деньги, много денег, так как он выложил круглую сумму – 20 миллионов долларов США.
Он мечтал побывать в космосе еще со времени полета Юрия Гагарина. И в начале 2000 года Деннис начал претворять свою мечту в реальность. В том году ему исполнялось 60 лет, и он чувствовал, что его шансы попасть в космос стремительно уменьшаются. В то время старейшим астронавтом был Дик Слейтон, который побывал на орбите в 1975 году в возрасте 51 года.
И Тито я сказал себе: «Сейчас или никогда».
В июне 2000 года он подписал контракт с компанией MirCorp, который предусматривал полет на корабле «Союз ТМ-32» на российскую космическую станцию «Мир». Однако в декабре того же года эти планы провалились, так как Россия объявила, что планирует вывести с орбиты стареющую станцию («Мир» сгорел в атмосфере Земли в марте 2001 года).
Несмотря на неудачу, Деннис Тито вскоре договорился опять. Он подписал контракт с компанией Space Adventures, которая была посредником по доставке частных лиц в космос. В то время МКС была относительно новым проектом, сборка которого началась в ноябре 1998 года.
Палки в колеса
Российская сторона согласилась взять деньги Тито и предложила ему место на корабле «Союз». Но другие партнеры по станции, в частности НАСА и космические агентства Канады, Европы и Японии, не были настроены позитивно. Они прямо сказали России, что не рекомендуют полет Деннису.
Представители НАСА в то время, в принципе, не возражали против присутствия платежеспособного клиента на борту орбитальной лаборатории. Они просто не верили в то, что к апрелю обучение Тито будет достаточным, так как тогда предполагалось проведение сложных и ответственных станционных мероприятий.
В пресс-релизе НАСА от 19 марта 2001 года было заявлено, что наличие непрофессионального члена экипажа, не обученного работе со всеми критическими системами станций, который не может реагировать и помогать в любой непредвиденной ситуации, что может возникнуть, и который будет требовать постоянного наблюдения, привнесет значительную нагрузку на экспедицию и снизит общий уровень безопасности МКС.
Первый космический турист считает, что его возраст также сыграл свою роль. По его словам, у старших людей случаются и сердечные приступы, и инсульты, и что угодно, а транспортирование трупа обратно на Землю было бы не очень удобным и психологически тяжелым. Поэтому НАСА сделала все возможное, чтобы Тито не смог полететь в апреле.
Восемь месяцев в Звездном городке
Но Тито не сдавался. Он продолжал подготовку в Звездном городке около Москвы, где готовили космонавтов со времен Юрия Гагарина. Тито провел большую часть года там, пребывая в подвешенном состоянии. По его словам, это было непросто. Он должен был оставаться в России в течение восьми месяцев, точно не зная, полетит он или нет.
В конце концов настойчивость Денниса окупилась. Вопреки возражениям НАСА, он был отправлен на орбиту 28 апреля 2001 года, став 415-м человеком, когда-либо побывавшем в космосе.
По словам Тито, все драмы и трудности преходящи, тем более что агентство поддержало следующих космических туристов, посещавших орбитальную лабораторию, а также оказалось столь благосклонным к частным космическим полетам в целом.
Воплощение мечты
Первый космический турист поднялся на орбиту, провел около шести дней на борту МКС, а затем приземлился в Казахстане 6 мая 2001 года.
Его полет имел большое значение, так как вдохновил ряд инвестиций в частные космические путешествия. Вероятно, компании Virgin Galactic Ричарда Брэнсона, Blue Origin Джеффа Безоса, и даже SpaceX Элона Маска не появились бы в этом бизнесе, если бы полет Денниса Тито не состоялся. Его пример показал, что полет в космос доступен для частных лиц как в отношении физической подготовки, так и в финансовом плане.
Со своей стороны, Тито счастлив, что принял участие в рождении этой отрасли, хотя и относит все заслуги на счет предпринимателей и орбитальных туристов, пришедших после него. И для него, конечно же, поездка всегда будет резонировать на гораздо более личном уровне. По словам Тито, путешествие было его 40-летней мечтой. Полет дал ему ощущение полноты жизни – все, что он сделает сверх того, будет для него лишь дополнительным вознаграждением.
Деннис Тито – космический турист
Тито приземлился в казахской степи на борту посадочной капсулы корабля «Союз», которая вернула его и двух российских космонавтов с МКС на Землю. Деннис, Талгат Мусабаев и Юрий Батурин приземлились в 05:42 по Гринвичу. Космонавты смягчили падение бортовыми ракетами и парашютом. За три часа до этого капсула «Союза» отстыковалась от космической станции и начала свой молниеносный спуск на Землю.
В заключительном видео из космоса Тито сказал, что лично он выполнил мечту своей жизни, лучше которой для него ничего не могло быть, и поблагодарил всех, кто поддержал его миссию. Когда экипаж покидал МКС, Талгат Мусабаев и американский астронавт Джим Восс обнялись, и Восс пожал руку Тито. Затем Тито и космонавты проплыли головами вперед в «Союз», и люк, соединяющий капсулу со станцией, был закрыт. Внутри капсулы они включили питание – космический аппарат черпал энергию из МКС и питал навигационный компьютер. Они надели громоздкие скафандры для полета на Землю, проверили герметичность корабля и отстыковались от станции.
Видеокамера на капсуле показывала быстрое удаление МКС и появление в поле зрения Земли. Капсула облетела планету один раз, а затем избавилась от большей части своего веса, включая жилой модуль с туалетом и кухней, а также приборный отсек с батареями и солнечными панелями. Осталась лишь 3,3-тонная посадочная капсула.
Жесткая посадка
Основной парашют «Союза» должен был раскрыться в 05:26 по Гринвичу, прежде чем сработают тормозные двигатели, чтобы смягчить посадку. В последний сеанс связи с экипажем центр управления полетами в Королеве, расположенном близ Москвы, попросил Мусабаева дать Тито две таблетки и соленой воды, чтобы помочь ему пережить перегрузки. Он не уточнил, что это были за лекарства.
Командир полета Петр Климук сообщил экипажу, что погода на месте посадки вблизи поселка, расположенного в 400 км к юго-западу от столицы Казахстана Астаны, хорошая, облачность незначительная, ветер 3–7 м/с и температура - около 20 °C.
После приземления
После посадки в 80 километрах к северо-востоку от Аркалыка в казахской степи тройка прошла предварительную медицинскую проверку в мобильном медицинском центре. Оттуда экипаж был доставлен в аэропорт Астаны для официальной встречи с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. После краткой пресс-конференции в 12:00 по Гринвичу первый космический турист, Мусабаев и Батурин вылетели в Москву. Российские космические чиновники надеялись на безаварийную посадку, чтобы спорная поездка Тито поскорее завершилась.
Бывший американский сенатор и астронавт Джон Гленн назвал поездку Тито на российском корабле злоупотреблением основной исследовательской миссией освоения космоса. При этом он сказал, что не винит Тито в его желании попасть в космос, так как это невероятный опыт, но считает эту поездку неправильным использованием космического аппарата, предназначенного для проведения исследований.
Опасения НАСА
Несмотря на то что НАСА препятствовало полету Тито до завершения строительства многомиллиардного космического комплекса, поездка вызвала предположения, что другие представители элиты захотят подняться выше атмосферы. Среди всплывших имен были режиссер Джеймс Кэмерон, обладатель "Оскара", который искал идеальный ракурс для съемки нашей планеты.
Хваля Кэмерона за ожидание благословения НАСА на поездку на МКС, глава космического агентства Дэн Голдин постоянно поминал Тито перед репортерами и конгрессом в ключе его гигантского эго и космической ничтожности инвестора с Уолл-стрит. В подкомитете Палаты представителей он заявил, что эта ситуация стала невероятно стрессовой для мужчин и женщин НАСА и что г-н Тито не осознает усилий тысяч людей в США и России, работающих на обеспечение его безопасности и безопасности остальных членов экипажа.
Угроза безопасности?
Эти протесты едва ли проникли сквозь толстый корпус МКС, летящей на высоте более 300 км, где первый космический турист, бывший инженер НАСА, пользовался непритворной поддержкой своих товарищей по «Союзу», вежливым гостеприимством двух астронавтов НАСА, живущих в «Альфе», и был принят в теплые объятия российского командира станции.
Наполненный звуками арий и увертюр, а также достопримечательностями проплывающих мимо континентов и океанов, безмятежный мир гражданина-исследователя Тито был нарушен только ранним приступом морской болезни.
Во время пресс-конференции он отбросил обвинения Голдина о том, что его присутствие угрожает безопасности космических профессионалов. Тито, который заплатил до 20 млн $ за полет туда и обратно, очень многим помог экипажу.
Черная работа
Деннис Тито в космосе раздавал пищу и делал довольно грязную работу, помогая экипажу и оставляя ему больше времени для выполнения основной работы.
Именно соображения безопасности стали причиной того, что 60-летний Тито совершил свое космическое путешествие. Юрий Батурин, космонавт Талгат Мусабаев и Тито доставили на «Альфу» новую спасательную капсулу. Прибытие нового «Союза» требовалось каждые шесть месяцев, так как токсичное топливо на борту российских кораблей разлагалось и в течение длительного времени подвергало коррозии детали двигателя. Старому судну оставалось около двух недель до истечения его 200-дневного гарантийного срока.
Агентство НАСА, ведущий партнер 16 стран, по частям собиравших «Альфу», обиделось потому, что Москва продала место непрофессионалу.
Не было бы счастья
Но недостаточно финансируемая российская космическая программа, контролирующая список пассажиров для осуществления миссии «Союза», продолжила эксперимент с капитализмом высокого полета, особенно с учетом того, что стоимость билета покрывала затраты на весь полет. Многолетние нехватки денежных средств, вынудившие россиян начать свой туристический бизнес, преследовали космическую программу Москвы после распада СССР. Частично по этой причине Россия отказалась от станции «Мир» после рекордных 15 лет ее пребывания на орбите.
Вашингтон оплачивал львиную долю стоимости проекта, но Москва, которая имеет непревзойденный опыт долгосрочных космических миссий, разработала и построила много ключевых частей. По всей видимости, оппозиция США полету Тито имела политическую мотивацию.