Каракумский канал: описание, история строительства, фото
Что такое водный канал? Он представляет собой искусственный поток, созданный для каких-либо целей. Это может быть орошение земель, перенаправление течения или сокращение маршрутов. Некоторые водные каналы использовались туристами в качестве места отдыха. Здесь красивые пейзажи, чистый воздух, много птиц. Существует две причины создания каналов: переправка водных ресурсов или грузов. Как правило, большая часть таких водоемов – судоходны.
Достаточно важное значение для своего государства имеет канал под названием Каракумский. Он стоит из нескольких частей.
Описание
В 1988 году в Советском Союзе был сдан в эксплуатацию уникальный гидротехнический объект – Каракумский канал. Длина потока составила 1450 километров, и он соединил между собой непокорную реку Амударью (местное название - Джейхун) и Каспийское море. В мире не существует аналогов по сложности, конструкторским решениям и трудностям в эксплуатации из-за экстремальных природных условий пустынных просторов Каракумов.
Причины постройки канала
Больше тридцати лет (начиная с 1954 года) велась постройка Каракумского канала, время его создания объединило эпохи Сталина, Хрущева, Брежнева и привлекло представителей 32 национальностей из 250 городов Советского Союза. Каждый регион огромной страны считал своим долгом прислать специальные материалы, оборудование и оказать другую необходимую помощь для гигантского всесоюзного проекта.
Проблема снабжения водой засушливых областей Туркмении стояла давно. Это была самая значимая задача своего времени. Но развернуть воды непослушной, строптивой реки и пустить их через безбрежные пески пустыни под силу только сильному и экономически развитому государству.
Строительство
Каракумский канал строился в несколько этапов, каждый из которых соединял водным потоком определенные населенные пункты. Первая ветка канала, от реки Амударья до города Мургаб, была проложена в 1959 году. Она была в длину около 400 км. Важный результат строительства первой очереди водного потока – это возможность ввода в оборот новых поливных земель площадью свыше 1000 кв. км. Следующий участок проходил через населенный пункт Теджен. Он составил в длину приблизительно 140 км, позволил обеспечить водой 700 кв. км и поддержать дополнительно еще 30 тысяч гектар орошаемых полей.
К столице Туркмении Ашхабаду Каракумский канал провели в 1962 году. К этому моменту его длина составляла почти 800 км. Площадь вновь орошаемых земель по всему направлению потока достигла около 3000 кв. км.
В этот период строительство канала было приостановлено и только в 1971 году возобновилось снова. Строители приступили к сооружению четвертой ветки, которая имела направление Ашхабад – Берикет. При этом были воздвигнуты Копетдагская плотина и одноименное водохранилище.
Дальнейшая судьба канала
Позже проектировщиками Каракумский канал был разделен на два направления. Одна ветка протянулась в юго-западный район Туркмении к населенному пункту Атрек и составила в длину 270 км. Второе ответвление направилось к городу Небит-Даг. Последний участок канала проходит по трубам и подает воду в бывший Красноводск (современный Туркменбаши).
Уже в период новейшей истории, в начале XXI века, строители независимой Туркмении воздвигли крупнейшее водохранилище в регионе – Зейдское, с целью отстаивания и осветления воды.
Из-за постоянных песчаных бурь на поворотах канала, где часто обрушиваются берега, круглый год ведутся работы специальными эксплуатационными организациями по надзору и обеспечению, настолько сложно устроен Каракумский канал. История этого сооружения действительно интересна.