«Кустодиевские женщины»: песнь русской красоте
Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) работал в разнообразных жанрах, но более всего его имя связывают с рядом портретов. Жизнелюбие, умение передать на полотне восхищение от того мира, который уже уходил, уютного и степенного мира купечества. Он был несколько идеализирован. Женщины, которых изображал Б. М. Кустодиев, всегда красивы и зачастую величественны и монументальны.
Некоторые факты из биографии
Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя семинарии в Астрахани. Отец умер рано, но мальчик, кончая гимназию, стал учиться живописи у местного художника. Быт купеческого города на Волге навсегда запечатлеется в его памяти, и картины Кустодиева, даже если на них показаны иные места, например, «Ярмарка» или «Гуляние», будут напоминать родные места. С 1896 года шесть лет Кустодиев учился у И. Репина. А с 1906 года он ищет свой путь в искусстве и приходит к изображению мещанско-купеческого быта в провинции. Позже его начнет вдохновлять славянский тип женщины, то, что называют «кровь с молоком»: черные брови вразлет, огромные глаза, белоснежная кожа с нежным румянцем во всю щеку, яркие губы.
Жизнерадостные полотна
Болезнь не сломила Бориса Михайловича. И голодные 20-е годы привели на его картины тот тип женщин, которых называют «кустодиевские женщины». Западные дамы и девушки, сухощавые, с узкими бедрами и достаточно широкими плечами, сильно отличаются от русских. В России в народе (в отличие от дворянства) сложился свой идеал красоты: высокая, статная, плотная, крепкая, с округлыми полными плечами, с широкими бедрами и тонкой талией женщина. Это мы видим на картине «Купчиха» (1918).
Народное представление о красоте
Оно стало очень близко больному живописцу, которому отказали ноги. А в чем состояло понятие красоты у русского народа? Конечно, в здоровье, в полных ногах, белом и румяном лице, в соболиных бровях, а недостатком считали сутулость и худобу. Еще ценилась толстая, в руку, коса. Замужняя женщина обладала особой красотой, которая связывалась с плодородием. Разве худая узкобедрая женщина выносит крупного жизнеспособного ребенка и быстро разрешится в родах? Ей это сделать значительно труднее, чем физически крепкой женщине.
Народные гуляния
Не только портреты, но и полномасштабные полотна создавал художник. Картины Кустодиева полны радости жизни. Вот примеры: «Ярмарка» (1908), «Гуляние» (1909), «Выходной» (1920).
Чаепитие
Что может согреть холодным сереньким днем или утолить жажду в жаркий денек? Конечно, чай. Он хорош и в праздники, и в будни. Стол же ломится от традиционных русских пирожков, пирогов, варенья разных сортов. На столе непременно пузатый начищенный до зеркального блеска самовар, который растапливают еловыми шишками. Заварочный чайник стоит сверху, и когда разливают чай по чашкам, то его непременно разводят кипятком. А чтобы он не обжигал, то можно и перелить его в блюдце.
В наши дни
Упорное желание женщины, вопреки своей природе, загнать себя в навязанные Западом параметры заставляют женщин и девушек иссушать себя самыми разными диетами. При этом портятся здоровье, кожа, характер. Другое дело, если заниматься для удовольствия и гибкости йогой. Тогда и походка, и осанка, и взгляд на себя изменится. По-другому будут смотреть мужчины на довольную жизнью с пышными формами девушку, которая не боится съесть лишний кусочек и не жеманничает за столом. Вот к такому выводу приходишь, когда смотришь на красавиц, которых навсегда запечатлел на своих полотнах Б. М. Кустодиев.