Алексей Бакулин: «Волгабас» подбирается к лидерам рынка
На российском автобусном рынке повеяло переменами к лучшему - падение замедляется, а в мае продажи даже сумели показать заметный рост. И хотя до стабильности пока далеко, от кризиса уже выиграли отечественные производители, которые укрепили позиции и вытеснили иностранных конкурентов.
Наилучший же результат принадлежит «Волгабасу» под руководством Алексея Бакулина - по итогам мая 2016 года его доля рынка выросла кратно и вплотную приблизилась к тройке лидеров.
Амбиции Алексея Бакулина
Генеральный директор группы компаний «Волгабас» Алексей Бакулин ставит перед собой амбициозную цель - выпускать по 500 автобусов в год. Несмотря на сложную ситуацию на рынке, компания планомерно реализует намеченное: если в 2014 году было выпущено 162 автобуса, то в 2015 – уже 238, а в I полугодии 2016 - 196 единиц.
С каждым годом география поставок ООО ГК «Волгабаса» растет, а в некоторых мегаполисах они и вовсе доминируют. Так, в Санкт-Петербурге курсируют уже 500 волжских автобусов, и к поставке готовятся еще 70 штук.
Компания активно реализует программу импортозамещения. Еще недавно материалы отделки салона, кресла, стекла, двери и другие компоненты поставлялись из Турции и Западной Европы. Сегодня практически все детали «Волгабасов» делают в России - за исключением разве что двигателей.
«Автобусные двигатели действительно больная тема для нашей промышленности, – отмечает гендиректор ООО ГК «Волгабас» Алексей Бакулин. – Газовые ДВС поставляют всего несколько компаний: МАN, Мерседес, YUCHAI. Мы опробовали все и пришли к выводу, что двигатель Yuchai лучше всего подходит для эксплуатации в России» (информация
Одним из козырей компании является ставка на нетрадиционные виды топлива и инновации. Лишь половина моделей в линейке «Волгабаса» работает на бензине и дизеле, остальные - на газомоторном топливе. И Алексей Бакулин намерен развивать это направление - компания продолжает разработки автобусов на альтернативных видах топлива, причем речь идет не только о газе.
«Волгабас» прибавляет скорость
Минувший 2015 год выдался для отрасли непростым - по его итогам было продано лишь 8,88 тысяч автобусов (-23,5%). Из 16 производителей этого вида транспорта рост показали только два - башкирский завод НЕФАЗ и «Волгабас». И если первому не удалось в этом году существенно укрепить свои позиции, то волжский производитель продолжает прибавлять обороты ударными темпами.
В этом году ситуация выглядит менее стрессовой, однако запущенные процессы передела доли на рынке между отечественными производителями не останавливаются. Так, продолжает терять покупателей многолетний лидер - ПАЗ. В 2015 году его продажи упали на 23,6%, в январе-мае этого года - еще на 14% (данные «Автостат Инфо»). В результате доля «Павловского автобуса» на рынке к 1 июня сократилась с 49,6% (годом ранее) до 44,4% .
Второе место у ЛиАЗа, который занимал в мае 20,6% рынка, третье — у НЕФАЗа, доля которого немного сократилась (до 10,9%) по сравнению с тем, что было в прошлом году.
Однако за «бронзу» с башкирским заводом уже готова поспорить компания Алексея Бакулина, которая растет с явным опережением конкурентов. Волжская компания демонстрирует сегодня впечатляющий рывок на рынке среди отечественных производителей. Если в мае прошлого года ее рыночная доля составляла скромные 0,2%, то в этом году - уже 8,1%.
В январе-мае компания реализовала 135 автобусов (+84,9%) - помогли поставки «Волгабас» в Оренбург, Тольятти, Москву, родной Волжск, Волгоград и ряд других регионов.
«Волгабас» - автобус будущего
Эксперты прогнозируют, что в этом году объем продаж автобусов практически не изменится, составит 8,7 тысяч единиц. Правда, это при условии сохранения стимулирования рынка со стороны государства - ведь в этом году, как и в прошлом, ключевым драйвером роста останутся муниципальные и госзаказы. И здесь у компании Алексея Бакулина неплохие перспективы - «Волгабас» участвует (и небезуспешно) во всех тендерах, которые объявляются на поставки автобусов в России.
Отчасти растущая популярность волжских автобусов в регионах — следствие клиентоориентированности компании. «Компания «Волгабас» оперативно реагирует на просьбы водителей и пассажиров, – поясняет Алексей Бакулин. – В прошлом году мы поставили Волгоградскому региону полунизкопольные автобусы. Пенсионеры жаловались на дополнительную ступеньку в салоне. Губернатор поддержал пассажиров, было выделено дополнительное финансирование. И в этом году завод поставил региону полностью низкопольные автобусы».
Кроме того, компания Алексея Бакулина «Волгабас» - активный участник государственной программы по стимулированию спроса на газовые автобусы. В этом году Минпромторг продлил ее действие, что создает хорошую основу для сбыта газомоторной линейки компании.
Пока «Волгабас» занимает уверенное четвертое место на рынке, однако не намерен останавливаться на достигнутом. Гендиректор компании Алексей Бакулин делает ставку на столь востребованные ныне отечественные инновации - недавно он представил сначала Премьер-министру России Дмитрию Медведеву, а затем и Президенту Владимиру Путину беспилотное шасси, на базе которого планируется создать ряд моделей транспорта.
По словам Алексея Бакулина, «Волгабас» не создает беспилотный автобус. «Мы не хотим идти по пути, который уже пройден в разных странах. Наша задача – первыми выпустить автобус в городскую среду», - подчеркнул он.
Не исключено, что новые беспилотные автобусы будут возить гостей чемпионата мира по футболу-2018 уже через пару лет. Но даже если это, паче всякого чаяния, не произойдет, волжская компания уже сделала серьезную заявку на лидерство. Учитывая ее стратегию, весомую инновационную базу и уверенный рост, попадание в тройку сильнейших игроков выглядит лишь делом времени.