Диффузия инноваций: сущность, этапы, инновационные роли предприятий

Инновационный процесс предполагает подготовку и реализацию изменений продукта и формируется из взаимосвязанных фаз. В результате возникает осуществленное и использованное решение. При реализации этого процесса особое значение имеет диффузия инноваций. Сущность, этапы, инновационные роли предприятий в этом явлении рассмотрим в статье.

Общие сведения

Что понимается под диффузией инноваций? Это явление предполагает распространение во времени уже единожды освоенного и использованного решения в новых местах или условиях. Их выработка отличается циклическим характером. Это учитывается при формировании гибких систем управления и организации экономики. Процесс диффузии инноваций протекает по определенным закономерностям. В ходе него осуществляется массовое распространение знаний, получивших материальное выражение в форме новых технологий и продуктов.

Выпуск продукции

Имея представление о том, что принято называть диффузией инноваций, следует подробно остановиться на стадиях создания нового объекта. Их существует четыре:

  1. Исследовательская.
  2. Проектная.
  3. Производственная.
  4. Коммерческая.

Характеристика

На первом этапе создается непосредственно концепция будущего продукта. Она основывается на научно-техническом и экономическом потенциале организации, результатах анализа данных о предполагаемом спросе, существующей ситуации на рынке, возможностях и ограничениях при развитии продукции. Немаловажное значение имеет также оценка конкурентных позиций остальных производителей. В результате исследовательской стадии формируется вывод о ключевых параметрах нового продукта, технической возможности его выпуска, а также об экономической целесообразности создания.

На следующем этапе на основании выработанной концепции выполняется проектирование. В ходе него осуществляется детальная проработка будущего продукта, опытно-конструкторские разработки, создание и испытания опытных образцов, составление чертежей. На производственном этапе выполняется экологическая, плановая и организационная подготовка выпуска и последующего освоения объекта. В ходе коммерческой стадии реализуется комплекс мероприятий по продвижению нового продукта на рынке. К ним в том числе относят маркетинговые исследования, создание системы сбыта и сервисного обслуживания. Собственно, на этой стадии происходит диффузия инноваций.

Жизненный цикл продукта

Он предполагает два ключевых этапа:

  1. Разработку нового продукта.
  2. Коммерциализацию.

Первая стадия предполагает расходы на реализацию научно-исследовательских и опытно-конструкторских мероприятий. После создания продукта начинается выведение его на рынок и продажа. Коммерциализация состоит, в свою очередь, из следующих этапов:

  1. Подъем – повышение прибыли за счет увеличения реализационного объема.
  2. Стабилизация – достижение максимума продаж и сохранение этого уровня в течение определенного времени.
  3. Спад – уменьшение объема продаж.

Последнее имеет место вследствие устаревания продукта, снижения интереса к нему со стороны потребителей.

Классификация новшеств

Рассматривая понятие диффузии инноваций, необходимо отметить, что ее эффективность основывается на принятом на практике разделении новых продуктов. Так, в зависимости от уровня новизны выделяют фундаментальные (базисные) и текущие (улучшающие) новшества. Первые являются принципиально новыми продуктами и технологиями для конкретной сферы. Улучшающие продукты – это модернизированные товары и услуги, существующие на рынке. Необходимо подчеркнуть значение этой классификации и отметить, что только базисные новшества могут обеспечить конкурентные преимущества организации в долгосрочной перспективе. Соответственно, компания будет занимать лидирующие позиции на рынке.

По своему содержанию инновации могут быть продуктовыми, технологическими, организационно-экономическими. Первые связаны с усовершенствованием определенного товара. Вторые касаются разработки либо модернизации техники или технологии. Последние затрагивают проблемы финансово-экономической и организационно-управленческой сферы.

Теория диффузии инноваций

Продукт должен воплощать новую или усовершенствованную идею, успешно внедренную на рынок и, соответственно, приносящую прибыль. На практике выработаны различные планы, по которым осуществляется диффузия инноваций. Приведем один из них. Он состоит из 11 шагов:

  1. Формализация идеи. Автор формулирует свое предложение по развитию новшества.
  2. Сбор требований к научному и технологическому потенциалу, который необходим для совершенствования идеи в данном производственном секторе.
  3. Выполнение маркетинговой и технологической экспертизы проекта, исследование рыночной ситуации, формирование прогноза реализационного объема.
  4. Разработка бизнес-плана, создание стратегических альянсов, выбор источников поступления финансов.
  5. Формирование команды и инфраструктуры, системы управления, налаживание операций.
  6. Выполнение прикладных и фундаментальных исследований.
  7. Осуществление опытно-конструкторских мероприятий, создание образца.
  8. Патентование и правовое сопровождение.
  9. Подготовка продукта к выпуску на рынок. Она включает в себя лицензирование, сертификацию, предпроизводственные мероприятия, создание сервисной службы.
  10. Непосредственный выпуск на рынок. В ходе этой стадии разрабатывается и реализуется маркетинговая и реализационная политика, формируются каналы распространения.
  11. Расширение рыночного сегмента.

Как видно, диффузия инноваций основывается в первую очередь на маркетинговом анализе. Его результаты позволяют разработать действительно новые решения по усовершенствованию продукта или созданию неизвестного ранее объекта. Немаловажное значение имеет изучение потребительского спроса. Ведь если продукт неинтересен покупателю, диффузия инноваций ни к чему не приведет. Новшество распространится на рынке, однако использоваться не будет.

Внутренняя работа в организации

Инновационная деятельность компании ориентирована в первую очередь на повышение конкурентоспособности продукции, которую она выпускает. Чтобы работа фирмы была эффективной, необходимо сформировать команду из лучших сотрудников, которые были бы освобождены от текущих задач. Это позволит им сконцентрироваться непосредственно на процессе усовершенствования продукции.

Следует сказать, что инновационная деятельность может не быть постоянной, в особенности на малых предприятиях, где это, в общем-то, и невозможно. Вместе с тем в компании должен быть сотрудник, ответственный за эффективность новшества. Он должен обеспечивать своевременное выявление и замену устаревших продуктов, технологий, техники. Этот работник отвечает за всесторонний, тщательный анализ деятельности, разработку инновационных операций.

Важный момент

Управление предприятием должно осуществляться так, чтобы персонал воспринимал инновацию не как угрозу, а как достаточно благоприятную возможность. Каждому сотруднику необходимо осознавать, что новшества выступают в качестве наиболее эффективного способа сохранить и укрепить компанию. Больше того, персонал должен понимать, что инновации гарантируют занятость и повышение благосостояния.

Заключение

Основной целью предприятия выступает максимизация дохода. Главная задача инновационной работы заключается в получении определенного количества новшеств в форме вновь созданных или усовершенствованных продуктов, технологий, сырья, методов управления и так далее. Эта деятельность имеет ключевое значение для максимизации прибыли. Инновационная работа может вестись по разным направлениям. Они воплощаются в проектах, ориентированных на разработку или освоение новой продукции либо технологии. Управленческий персонал должен выполнять сравнительный анализ доходности каждого из направлений инновационной работы. Это особенно актуально для отечественных компаний, поскольку многие из них испытывают кризис и не имеют достаточного объема финансов для проведения инновационной деятельности. Сравнительный анализ позволит сопоставить прибыльность альтернативных направлений. Показатели исследования являются важнейшим инструментом обоснования принимаемых решений в сфере инновационной деятельности.

Комментарии