Религия Монголии. Религиозные учреждения. Население Монголии
Край, где небо сливается со степью, где царствуют пустыня, караваны верблюдов, стада скота и белоснежные юрты кочевников-пастухов, – это Монголия, государство, которое в период своего расцвета завоевало почти четверть земного шара. А еще это бесчисленные орды Чингисхана. Сейчас о тех временах напоминают лишь степные курганы, раскопки да легенды о несметных богатствах великого хана.
Современная Монголия
Современная Монголия – это демократическая парламентская республика во главе с президентом, управляемая великим хуралом. Основная религия Монголии – буддизм. Язык – монгольский, хотя на севере часто можно услышать и китайские наречия. Тесная многолетняя экономическая и политическая связь с СССР проявилась в том, что многие жители страны свободно общаются на русском и казахском языках. Сейчас страна восстанавливает свою экономику, делая ставку на животноводство и добычу полезных ископаемых. Здесь проживает чуть более трех миллионов человек.
Монголия и религия
Традиционная древняя религия Монголии – буддизм, а если конкретнее, то такое его направление, как ламаизм. Исповедует его половина всего населения страны. Мусульмане, сунниты, христиане, приверженцы шаманизма составляют еще около 10 %.
До 1921 года тибетские верования охватывали почти 95 % монгольского населения. Во времена коммунистического правления всяческие религии подверглись гонениям. Разрушенные монастыри, ссылки монахов-лам в Сибирь, всяческие притеснения привели к тому, что на сегодняшний день целое поколение молодых монголов называют себя неверующими (больше 35 %). Современная Монголия испытывает всплеск религиозности и восстанавливает утраченные святыни.
Буддизм в мире
Одну из трех основных религий на сегодняшний день исповедуют во всем мире 360 млн человек. Это буддизм, религия Монголии, Китая, Кореи, Японии, Индии, стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Хотя он больше походит на философское учение. Буддисты проповедуют познание мира через познание самого себя – механизм работы разума, связи между психическими и физическими ощущениями. Этика этой религии основана на непричинении вреда, развитии мудрости и умеренности. Общение с высшими силами проходит у буддистов с помощью медитации. Религиозные направления разделяются на три основные ветви: Хинаяна, Махаяна и Ваджраяна (монгольский вариант).
Все мировые сообщества буддистов объединены в две большие организации, одна из которых – Азиатская буддийская конференция за мир – имеет штаб-квартиру в столице Монголии Улан-Баторе.
Особенности монгольского буддизма
Тибетское трактование буддизма, который исповедует население Монголии, получило название «ламаизм». Это несколько измененное направление утвердилось среди кочевых племен, которые с древних веков веровали в Вечное Синее Небо, Мать-Землю, природных духов земли, огня, животных и... дух Чингисхана – покровителя всей страны. Религия Монголии установилась тогда, когда буддизм гибко исказился и пополнил свои учения языческими мотивами. В результате произведенной трансформации и адаптации появилась особая ветвь тибетско-монгольского буддизма – ламаизм. Основное внимание Ваджраяны направлено на усовершенствование духа и тела, выделение психофизической энергии, достижение глубоких состояний сосредоточения.
Духовный лидер Ваджраяны – Далай-лама, что в буквальном переводе значит «выше не бывает».
Религиозные достопримечательности Монголии
Религиозные постройки, которые служат центром проживания монахов-лам, – это целые поселки из ярусных построек храмов, пагод, мемориальных комплексов. Скотоводство и кочевой образ жизни древних жителей монгольских степей не способствовали развитию оседлых мест жительства. Единственными точками с постоянным расположением становились монастыри Монголии. Являясь центром общения и религиозных обрядов, они впоследствии превращались в центры городов и поселков. Некоторые остались отдельными комплексами. Расположенные в основном по склонам гор, ламаистские храмовые сооружения выглядят очень живописно и торжественно.
Ислам в Монголии
Районы распространения ислама Ховд и Баян-Улгий – это исторические территории поселения казахов. Так как эта народность традиционно мусульманская, то ислам тоже можно отчасти считать родной религией для монголов. Вместе с казахами ислам исповедуют также выходцы из Туркменистана – хотоны. Если монгольские казахи придерживаются более строгих принципов данной веры, то у хотонов обряды предков насколько разбавлены местными обычаями и верованиями, хотя они свято чтут религию прадедов и не забывают, что они – мусульмане.
Наибольшее количество мечетей находится именно в сосредоточении мусульманского населения. Самая большая и главная из них расположена в городе Углие. Столица Монголии Улан-Батор также славится древней исторической мечетью Туда-Менгу. Миграционные потоки населения все чаще наполняют столицу потомками мусульман; они создали здесь свой культурный центр и вскоре откроют еще одну Соборную мечеть.
Христианство Монголии
Христианские общины на территории Монголии появились еще в древности. Верующие торговцы и ремесленники, как только обосновывались на новой земле, возводили храм и приглашали своего священника. Во времена правления коммунистической партии под запретом находилась любая религия, в том числе и христианство.
В период же возрождения религиозных очагов немногочисленные католики и православные, проживающие в Монголии, получили возможность иметь свои общины и приходы, посещать храмы. Представители этой веры – это в основном люди, которые работают или по ряду причин просто проживают на территории страны.
Католическая миссия представлена четырьмя приходами, три из которых расположены в Улан-Баторе, одна - в городе Дархане. Католиков насчитывается по всей Монголии не очень много – около тысячи человек.
Православие в Монголии также присутствует. В столице есть Троицкий храм, освященный в 2009 году. Его прихожане – это около ста работающих в окрестностях русских, украинцев, белорусов, грузин и лиц других национальностей, для которых православная вера является родной.
Монгольские шаманы
Шаманизм как религия Монголии занимает значительное место в жизни местного населения. Это направление берет истоки от языческого поклонения, где в ранг божеств возведены все силы природы и природные явления. При этом современные монгольские шаманы не имеют ничего общего с шарлатанством и необразованностью. Это настоящие медиумы, которые путем многолетней работы над своим духом и телом достигли высшего совершенства. Погружаясь в особое состояние транса, шаман получает способность к общению с духами, дар целительства и предсказания. Религия шаманства направлена на укрепление тесной связи человеческого тела с духовной оболочкой. Монгольский шаманизм тесно связан с ламаизмом и на сегодняшний день со стороны выглядит эдакой местной экзотикой. На самом же деле способностями и методами шаманов всерьез интересуются исследователи в области психологии и человеческих возможностей.
Население: быт и обычаи
Основное население Монголии все еще продолжает вести кочевой образ жизни. Это не просто дань привычкам и обычаям. Основным занятием, позволяющим прокормиться, остается скотоводство. Люди в юртах дружелюбны и доброжелательны ко всем, независимо от вероисповедания. Непричинение зла и терпимость – вот основные принципы буддизма и шаманизма. Но места поклонения без веры в их действенную силу, а просто из праздного любопытства посещать иноверцам не рекомендовано. Монголы очень трепетно относятся к своим духам.