Народный артист СССР Константин Степанков – легенда советского кино

22 июля 2004 года ушёл из жизни актёр Константин Степанков, чья колоритная внешность не позволяет забыть его героев, многие из которых были историческими персонажами. Сыграв более ста киноролей и имея всесоюзную славу, артист остался верен украинской земле, где прошла вся его жизнь.

Актёр Константин Степанков: биография

Семья существенно повлияла на дальнейшую жизнь будущего народного артиста. Отец был священником, репрессированным в 30-е годы. Его настоящая фамилия Волощук, но мать, Евгения Васильевна, испугавшись за детей, фиктивно развелась с супругом и оформила их на себя. Родина актёра – село Печески (Хмельницкая область), пережившее немецкую оккупацию. Дата рождения – 3.06.1928. Мать после возвращения советских войск решила перебраться в Среднюю Азию, но Константин остался на родине. Ему пришлось пройти детский дом, год служить на рыболовецком судне. В память о море на его руках и плече остались татуировки, что не приветствовалось в актёрской среде.

В голодное послевоенное время юноша поступил в сельскохозяйственный институт (г. Умань, Черкасская область), где проучился три года. Его судьбу изменил приезд на гастроли театра им. И. Франко во главе с Амвросием Бучмой. Во время встречи актёров со студентами Константин Степанков, биография которого с этого времени кардинально изменится, прочитал со сцены стихи. А. Бучма предложил молодому человеку протекцию при поступлении в театральный институт в Киеве. Фактически он станет его духовным отцом, которому до конца дней будет благодарен Константин Степанков.

Биография, личная жизнь актёра

После окончания ГИТИ в 1953 году юноша, ожидая места в театре им И. Франко, останется преподавать в театральном институте. Здесь и произойдёт его судьбоносная встреча с 18-летней студенткой Адой Роговцевой, вместе с которой они не доживут до золотой свадьбы всего несколько лет. Это была любовь с первого взгляда, стоившая преподавателю партийной карьеры: он так и останется беспартийным, несмотря на яркие роли революционеров. На год его даже отстранят от преподавания, вменяя моральное разложение.

Пара поженилась, когда Ада Роговцева завершила обучение в институте. Импозантному Степанкову, с годами становящемуся только привлекательней, приписывали множество романов на стороне. Но во всех интервью он всегда утверждал, что его единственной любовью была и остаётся его жена. В браке родилось двое детей: сын Константин 1962 г. р. и дочь Екатерина, 1972 г. р. Оба они выбрали для себя профессию режиссёра.

Старший сын

Константин Степанков (младший), фото которого вместе с матерью можно увидеть в статье, ненамного пережил своего отца. Похожий на него внешне, он вырос в атмосфере закулисья, не представляя иной судьбы, кроме актёрской. Сниматься он начал в 12 лет, а в 17 уже дебютировал вместе с отцом в картине «Забудьте слово смерть», где специально для него, владеющего шпагой и уверенно сидящего на коне, была написана маленькая роль. Но по окончании ГИТИ им. И.К. Карпенко-Карого юноша увлёкся режиссурой. В 90-е специально для матери поставил спектакль «Благо-дарю» на сцене театра им. Леси Украинки.

Будучи творческим человеком, писал стихи. Родители гордились сыном, который был одним из ликвидаторов последствий на Чернобыльской АЭС. Это привело к переосмыслению жизни и увлечению экологией, которой он посвящал большую часть времени. В 2012 он ушёл из жизни от онкологического заболевания, оставив жену (балетмейстера Ольгу Семешкину) и двенадцатилетнюю дочь.

Театральная карьера

В театре им И. Франко, куда Константин Степанков так стремился, он проработал 14 лет. И ушёл в театр-студию киноактёра, сосредоточившись на кинокарьере. Обладающий неуёмным темпераментом, великолепной мимикой и потрясающей внутренней энергией, актёр не вписался в мелодраматическую школу того времени. Он мечтал о Яго, но из всех шекспировских ролей удалось сыграть лишь Эдгара в «Короле Лире». Несколько блистательных образов были им созданы в театре-студии. Среди них философ Ксанф в пьесе «Лиса и виноград», забавляющийся спорами с простодушным рабом Эзопом.

С 1956 года он начал сниматься в кино, дебютировав в роли Акима в «Павле Корчагине», но до 1968 у него не было серьёзных предложений, ради которых стоило оставить сцену. Такой работой стала кинокартина «Каменный крест» Леонида Осыки, где он сыграл отнюдь не главную, но наиболее сложную роль. Крестьянина, приглашённого для казни вора, застигнутого во время кражи.

Фильмография

В последние годы жизни Константин Степанков, сыгравший в 139 картинах, включая эпизоды, сказал, что все роли можно разделить по принципу: те, за которые не стыдно, и все остальные. Среди первых названы: «Каменный крест», «Захар Беркут», «Комиссары», «Дума о Ковпаке» и «Вавилон XX». Лучшие работы связаны с исторической тематикой, где он играет бескомпромиссных и одержимых идеей революционеров. Это люди страстные, высоко несущие свою партийную честь. Таким был Лукачёв в «Комиссарах», но таким был и Жухрай в «Как закалялась сталь», работе режиссёра Н. Мащенко, которую актёр не упомянул среди лучших. Но именно благодаря ей его узнали зрители всего Советского Союза.

Несколько лет были отданы роли народного героя Сидора Ковпака. Любопытно, что его даже не приглашали на пробы. Он явился сам, сделав грим и представ перед режиссёром Т. Левчуком, поражая портретным сходством. Сегодня это одна из его самых значительных работ.

На киностудии им. Довженко часто вывешивали графики занятости актёров. В 60–70 гг. показатели Степанкова превышали 100%. В последние годы он снимался гораздо реже, переживая, что основным добытчиком в семье стала Ада Роговцева.

Последние годы

Равнодушно относящийся к славе, Константин Степанков переехал в село Жовтневое, наслаждаясь общением с природой. Он готовил обеды, занимался внуками и совершенно не думал о предстоящем 75-летнем юбилее. На праздновании настояли жена и дети. Когда он с палочкой вошёл в Дом кинематографистов, зрители, набившиеся до отказа, устроили ему длительную овацию. Актёр не сумел сдержать слёзы.

Он ушёл из жизни в 76 после длительной болезни, оставив после себя замечательные киноработы, вошедшие в золотой фонд советского и украинского кино.

Комментарии